Работа с родителями
консультация (старшая группа) на тему

Чекарина Елена Сергеевна

Консультация для родителей по фитболу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc605.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фитбол- больше , чем мяч

Фитбол в переводе с английского означает  мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях, имеет коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей. Занятия стимулируют компенсаторные процессы, способствуют охране зрения и формированию положительных двигательных качеств. В отличие от общепринятых методик фитбол-гимнастика снимает нагрузку с позвоночника, тренирует правильную осанку, чувство естественной координации тела, одновременно воздействуя на мышцы спины и брюшного пресса.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформации стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60 % болезней взрослых «заложены» в детстве.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательной дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.

В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач. В последнее время, с появлением новых технологий, активно развивается направление по использованию мячей различных размеров, степени упругости и массы. Мячи большого диаметра – фитболы – появились сравнительно недавно, но уже завоевали широкую популярность.

В Скандинавских странах детские учреждения оборудованы мячами вместо стульев. Ведь «криво» сидеть на мяче невозможно: теряется равновесие и баланс. При выполнении упражнений для стопы на скамейке или стоя ребенку тяжело контролировать правильность осанки, спина быстро устает. Мяч же способствует координации движений.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч можно использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Для детей 3-5 лет диаметр должен быть 45 см, от 6 до 10 лет – 55 см.

Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 900, т.к. острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшают отток венозной крови, особенно при выполнении упражнений сидя на мяче.

Мяч может быть накачан до максимально упругого состояния и тогда он используется в спортивных тренировках, при занятиях фитбол-гимнастикой. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми мяч должен быть менее упругим.

Гимнастика на мяче, заставляет работать пассивные мышцы, дает возможность задействовать в выполнении упражнений глубокие мышечные группы, не оказывая при этом чрезмерной нагрузки на позвоночник.

Неправильно или «криво» сидеть на фитболе невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс. Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола способствует сохранению равновесия. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.

Упражнения на фитболе могут выполняться из многообразных исходных положений (И.п.). Упражнения в и.п. сидя на фитболе способствуют тренировке мышц тазового дна. Выполнение упражнений в и.п. лежа животом или спиной на мяче гораздо тяжелей, чем на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, превосходно решая лечебную задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.

«Золотые» правила фитбол-гимнастики

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, рекомендуется следующие правила:

- перед занятием убедиться, что поблизости отсутствует острые предметы, которые могут повредить фитбол,

- проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, нескользящая обувь,

- начинать занятия с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным, решая задачи создания мышечного корсета и улучшения качества управления движениями.

Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

Исключить во время занятий быстрые и резкие  движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждает межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов.

При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, поскольку это приводит к усилению шейного лордоза и появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося  у детей. По этой причине нельзя увлекаться прыжками на фитболах. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств для создания положительного настроя является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя личный пример педагога.

Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных исходных положений. В основной части занятия целесообразно использовать 5 минут для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительной части включаются игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Комплексы упражнений с мячами-фитболами

1-й комплекс

  1. «Шагают пальцы». И.п. – стоя на коленях, сесть на пятки, фитбол справа. Перебирая пальцами правой руки, прокатить фитбол вокруг себя. То же влево. (6 раз).
  2. «Насос». И.п. – сидя на фитболе, руки на пояс, вдох.

1-2 – наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «Ш-ш-ш»; 3-4 вернуться ви.п. (3-4 раза).

  1. «Работают ноги». И.п – сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки в упоре сбоку.

1 – согнуть правую ногу;

2 – вернуться в и.п. То же левой ногой. То же, одновременно сгибая и поочередно выпрямляя каждую, и наоборот.  (3-4 раза).

  1. «Посмотри на руки». И.п – сидя на фитболе, руки на поясе.

1-2 – поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку;

3-4 – вернуться в и.п.. То же влево. (3-4 раза).

  1. «Спрячемся». И.п. – сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки на мяче, спина прямая.

1-4 – перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед;

5-8 – перебирая ладонями по фитболу, вернуться в и.п. (6 раз).

  1. «Высоко». И.п. – стоя рядом с фитболом.

1-2 – подняться на носки, руки вверх;

3-4 – вернутся в и.п. (3-4 раза).

2-й комплекс

  1. И.п.– сидя на фитболе, руки к плечам.

1-3 – круговые движения согнутых в локтях рук;

4- вернуться в и.п. (6 раз).

  1. И.п. – сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо. 1-2 – наклон вправо к ноге; 3-4 – вернуться ви.п. То же – влево. (по 3-4 раза в каждую сторону)
  2. И.п. – лежа на фитболе на животе, руки на полу.

1 – поднять вверх правую ногу;

2 – вернуться в и.п.;

3-4 – то же левой ногой. (по 3-4 раза в каждую сторону).

  1. И.п. – сидя на фитболе, держаться за него руками сбоку.

1-4 – переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитбол;

5-8 – вернуться в и.п.. (6 раз).

  1. И.п. – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе.

1-2 поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол;

3-4 – вернуться в и.п. (6-8 раз).

  1. И.п. – сидя на фитболе, руки за головой.

1 – наклон вправо, коснуться локтем правого бедра;

2 – вернуться в и.п.;

3-4 – то же в другую сторону. (по 3-4 раза в каждую сторону).

  1. Прыжки с фитболом в руках.

3-й комплекс

1).«Незнайка». И.п.: сидя на мяче, руки опущены.

1—2 — поднять плечи, руки скользят вдоль мяча вверх;

3—4 — и.п.

2).«Тянемся к солнышку». И.п.: то же.

1—2—3 — поднять руки вверх, потянуться;

4 — и.п.

3).«Буратино». И.п.: сидя на мяче.

1— поворот головы вправо, посмотреть назад за спину;

2— медленно повернуть голову влево;

3— описать носом полукруг от правого плеча к левому;

4— и.п.

4).«Мы медведи». И.п.: сидя на мяче, ноги шире плеч, руки вдоль туловища (имитировать бочку с медом).

1—2 — «перевалиться» с правого (левого) бока на левый (правый), имитируя движения медведей;

3—4 — и.п.

5).«Мельница». И.п.: сидя на мяче, в правой (левой) руке каток, левая (правая) на поясе.Медленные круговые вращения прямой рукой (левой, правой) во фронтальной плоскости (или перед собой), по часовой (против часовой) стрелке, прослеживая взглядом за положением катка.

6).«Наклон в сторону». И.п.: сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки с катком над головой, взгляд направлен на каток.

1—2 — наклониться вправо-влево, глазами прослеживая движение катка;

3—4 — и.п.

7).«Штангист». И.п.: сидя на мяче, руки с катком перед собой, хват нижний, сгибание и разгибание рук в локтевом суставе

4-й комплекс

1).И.п.: стоя. Ловля и бросание мяча двумя руками вверх.

2).И.п.: сидя на мяче, руки перед собой, ноги на ширине плеч.

1— хлопок в ладоши;

2— и.п.

3).И.п.: сидя на мяче, руки опущены, спина прямая.

1— поднять правую руку, вдох;

2— и.п., выдох;

3—4 — то же левой рукой.

4).И.п.: сидя на мяче, спина прямая, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

1— поднять правую, согнутую в колене ногу до уровня мяча;

2— и.п.;

3—4 — то же левой ногой.

5).И.п.: сидя на полу, упор сзади, опора на кисти рук, мяч за спиной, ноги вместе.

1— поднять правую ногу;

2— и.п.;

3—4 —то же левой ногой.

6).И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, стопы на мяче.

 Катание мяча от себя к себе.

7).И.п.: лежа на спине, зажав мяч между стопами.

1— поднять мяч;

2— и.п.

8).И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях перед собой (ладони одна над другой), мяч на полу между стопами.

1— поднять ноги, согнутые в коленях, удерживая мяч стопами;

2— и.п.

                                       

     

                           

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...