Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению.
учебно-методический материал на тему

Тебенькова Оксана Александровна

Организация и использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями   в содержании досуговых мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Использование нетрадиционных форм

взаимодействия детского сада и семьи в работе

по здоровьесбережению.

                                             Автор:        

                                      Тебенькова Оксана Александровна,

 воспитатель, высшая квалификационная категория


2016 год

Введение

Что может быть важнее для родителей, чем здоровье ребёнка? Конечно же, ничего. Но как сохранить и укрепить здоровье? Этот вопрос волновал не только родителей, но и нас, педагогов.

Современная семья нуждается в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые родители не осознают этой потребности, и воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере.

В настоящее время педагоги в своей работе должны опираться на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, задачами которого являются:

1) охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

3) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Актуальность: Постоянно усиливающееся влияние на организм человека, разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей.
Также известно, что детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы укреплению здоровья и улучшения физического развития детей.

Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом - это члены семьи дошкольника. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает ДОУ, которое может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

   В настоящее время работа воспитателя с родителями заключается лишь в сообщении им какой - либо информации, и при этом родители не являются активными участниками педагогического  процесса. Для более активного вовлечения семьи в работу по здоровьесбережению было решено использовать нетрадиционные формы работы, которые способствуют установлению более тесных доверительных контактов между педагогами, детьми и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья».

На достижение цели - активизировать родителей и добиться единства воспитательного взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению - направлены следующие задачи:

  • вовлечь семью в работу по здоровьесбережению и сплотить коллектив родителей посредством нетрадиционных форм работы.
  • способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребёнка.
  • поддерживать важные социальные функции семьи: воспитательную, досуговую, коммуникативную;
  • содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

Новизна опыта работы заключается в организации и использовании нетрадиционных форм взаимодействия с родителями  и  в содержании досуговых мероприятий.

          На сегодняшний день тема здоровьесбережения дошкольников в образовательном процессе является особенно актуальной. За последние шесть лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей первых пяти-семи лет жизни. По статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% от общего числа. Среди контингента детей, поступающих в первый класс, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей имеют хронические заболевания. Наиболее распространенные детские хронические заболевания в возрасте 4 - 7 лет - болезни костно-мышечной системы; увеличение количества детей низкого роста с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, а в итоге рост числа функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Если рассматривать причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, то среди них специалисты выделяют:

- низкий уровень жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

- ухудшение состояние здоровья матерей;

- дефицит двигательной активности;

- неполноценное питание.

- недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической активности;

- безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережению напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

Многие педагоги занимались вопросами сохранения и укрепления здоровья детей. Интересной является методика физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста под редакцией Л.Д. Глазыриной и В.А. Овсянкиной. Они предлагают нетрадиционные методы обучения детей двигательным навыкам, выражающие идею гармонического развития ребенка гуманистическим путем. Основное внимание в управлении деятельностью детей в системе занятий физической культурой уделяется личной деятельности воспитанников.

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.

К наиболее ценным пособиям, представляющим средства оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления относятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др.    

      Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно – полезным трудом. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении, повышение компетентности родителей и педагогов в области сохранение и укрепления здоровья, позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

В.Г.Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями.

Т.С.Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

М.Д.Маханева определяет основные принципы при работе с семьей:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи
    воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только
    воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший
    опыт семейного воспитания.
  2. Системность и последовательность работы.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Б.Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

  • Доверительное общение не может быть навязано, оно должно
    возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Процесс контактирования проходит в своем развитии
    определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или
    иной этап может разрушить взаимодействие.
  • Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а
    переход в другую стадию возможен только при наличии
    определенных промежуточных результатов.

Этого не просто достичь с помощью традиционных (пассивных) форм работы, таких как собрания, папки-передвижки, консультации. Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Поэтому было решено использовать нетрадиционные (активные) формы работы.

-  Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни группы. Но  с учетом современных требований можно существенно разнообразить саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

-  Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и детского сада к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

-  Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций.

-  Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

-  Дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

-  Дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, выпуск предметных газет. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями)  и др.

На состояние здоровья дошкольника оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей существенно повышает их заболеваемость и, как следствие - снижает эффективность образовательного процесса.  Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой нами работы послужило существенное ухудшение состояния воспитанников нашей группы.  Одной из причин ухудшения здоровья наших воспитанников, является то, что в нашем районе расположено крупное промышленное предприятие Монди Сыктывкарский ЛПК.  В связи с этим, экологическая ситуация в нашем районе не очень благополучна и это сказывается на здоровье наших детей. Что – то мы не в силах изменить, например, экологию города, но помочь организму бороться с внешними факторами,  негативно влияющими на здоровье ребёнка мы можем и должны.
            Проведенные нами наблюдения, беседы и  анкетирование  родителей  о здоровом образе жизни показали, что у родителей уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях.
 

При анкетировании родители проявили высокую активность и заинтересованность. По ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление  о факторах,  влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Многие родители указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ  здоровый образ жизни в комплексе. 20% указали на необходимость закаливания. Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе  и водные процедуры, что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания.

90% признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома.

70% отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.

Результаты анкетирования родителей были вынесены на очередное родительское собрание «Где прячется здоровье» на котором мы поделились своим беспокойством по поводу того, что у родителей не высокий  уровень знаний в области формирования навыков здорового образа жизни у детей  и  незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.     

В связи с этим мы предложили родителям провести работу по здоровьесбережению, которая будет способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребёнка и навыков здорового образа жизни у детей.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой
    семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
    на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

С целью активизировать родителей и добиться единства воспитательного взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению мы разработали модель взаимодействия с семьями.          
         Согласно представленной модели работа велась в двух направлениях: повышение родительской компетентности в области здоровьесбережения и формирование активности родительской общественности.

По первому направлению - повышение родительской компетентности в области здоровьесбережения – в основном использовались традиционные формы работы, так как эти формы за многие годы использования зарекомендовали себя как надёжный и удобный способ информирования:

- оформление «Островка здоровья» в группе,
создание буклетов для родителей и педагогов, папок-передвижек, информационно-педагогические материалы, консультации (индивидуальные и групповые), родительские собрания (с использованием ИКТ), оформление физкультурных уголков.   ( Приложение №3)

Более новым способом информирования родителей воспитанников является сайт ДОУ (http://74ds.ru/), на котором также размещается информация о планирующихся и проведенных мероприятиях.

Были оформлены папки – передвижки,  тематика которых содержала практические рекомендации оздоровительной  прогулки с детьми, значение соблюдения режима дня, отдыха и двигательной активности в жизни ребёнка.

Мероприятия второго направления - формирование активности родительской общественности - планировались в соответствии с годовым планом детского сада:

- Участие в городских спортивных мероприятиях ««Российский азимут», Туристический слёт по спортивному  ориентированию, «Папа и мы спортивны и сильны» ко Дню защитников Отечества, «Здравствуй, лето» и «Веселые старты» (2 место), «Лыжня России» и «Кросс наций». Родители здесь – активные участники и помощники педагогов. Несмотря на то, что нашим воспитанникам было по 4 года, в соревнованиях «Кросс наций» приняли участие 4 семьи

- Мастер-классы по изготовлению дорожек здоровья из бросового материала. Родителями группы так же были сделаны дорожки здоровья на детской площадке группы.

- В «День открытых дверей» родители воспитанников приняли активное участие в  открытом занятии по физической культуре. Физкультурные мероприятия совместно с родителями способствуют гармонизации детско-родительских отношений, адаптируют родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания.

                                                                               

- Совместные походы (педагоги, родители, дети). Цель этих походов – оздоровление организма детей, приобретения навыка ориентировки на местности, знакомство с родным краем, воспитание любви к природе. Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках, поделках, родители совместно с детьми устраивают выставки, оформляют фотоальбомы. Задачи походов направлены не только на развитие познавательных способностей детей, но и развитие двигательной активности, координации движений, ловкости, выносливости. Нами были организованы походы на лыжную базу Эжвинского района города Сыктывкара.

- Анкетирование родителей. Анкетирование позволяет нам глубже узнать интересы родителей воспитанников и подготовить информацию именно по интересующей их теме.

- Обмен опытом семейного воспитания «Семейные традиции». В нашей группе есть семья, которая ведет очень активный  здоровый образ жизни. Они принимают участие во всех спортивных мероприятиях района.  Благодаря такому образу жизни они привили своим детям любовь к спорту. Их старший сын, который родился болезненным и слабым, сейчас занимает призовые места в спортивных соревнованиях.

- В рамках работы было реализовано 2 проекта - «Подарим детям зимнюю радость!» «Субботник или ради собственных детей», с целью которых стало создание условий для оптимальной двигательной активности детей во время прогулки в разное время года. Такие мероприятия способствуют развитию здорового образа в семье, сплочению коллектива, детей и родителей. Когда мы задумывали данные проекты, мы не ожидали, от родителей такой активности. Обычно в мероприятиях принимают участие мамы и бабушки воспитанников, но в этот раз откликнулись папы и даже дедушки, а при выполнении несложной работы помогали  братья и сестры. Оба субботника были организованы в выходные дни, но это не повлияло на активность родителей.      

В конце учебного года нами было проведено повторное анкетирование родителей, результаты которого показали, что мы приблизились к достижению основной цели нашей работы – единство воспитательного взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению, установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Результат  анкетирование после проделанной нами работы показал, что родители стали разбираться и четко понимать, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни» 85% , расширились представления  о факторах,  влияющих на здоровье ребенка - 80%(5семей, где папы курили отказались от этой вредной привычки),  родители согласились в  необходимости обеспечить ребенку дома, и в ДОУ  здоровый образ жизни в комплексе – 100% (больше времени стали уделять совместным семейным активным досугам (походы, прогулки, велопрогулки, посещение бассейна, участие в спортивных мероприятиях и конкурсах  и т.д.), повысилось  понимание роли семьи в охране и укреплении здоровья - 95%,  повысился интерес к информации, связанной со здоровьем, появилось желание родителей и детей помогать себе и другим людям соблюдать  здоровый  образ  жизни – 95%.
      Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Методически правильно организованная работа, позволяет обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствует своевременному овладению детьми двигательными навыками и умениями, правильному формированию важнейших органов и систем, повышению уровня здоровья и физического развития. Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье//  
             Физическая культура: восп., образов., тренир.1997, № 3.
  2. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое  
             пространство детского развития: методическое руководство для
             работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина
              - М.: Линка - Пресс, 2001.
  3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с
              родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1. - С.60.
     
              4.       Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. "Развивающая педагогика    
             оздоровления", Москва "Линка-Пресс"/2000 г.

5.       Луконина Н., Чадова Л. "Физкультурные праздники в детском
         саду", Москва "Айрис-Пресс"/2004 г

6.       Методические рекомендации "Игровая деятельность
         дошкольника", МДОУ № 52/2010 г.

7.       Приложение к //Управление ДОУ "Работа с родителями в ДОУ"

8.       Приложение к письму Минобразования России от 31 января  
         2001 г. № 90/30 16 «О взаимодействии образовательного  
         учреждения с семьей»

9.       Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное  
         воспитание. - 2004. - №11. -С.57.

10.     "Ребёнок в детском саду", журнал № 4/2003 г.

          11.     Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Родительское собрание."Здоровая семья-здоровый ребёнок. Здоровьесбережение в детском саду и семье "

Совместная работа детского сада и семьи по обеспечении  сохранения и укрепления здоровья детей....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения

Основы формирования образа жизни человека закладываются в период его детства. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который спо...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро и  по-прежнему очень актуальна....