Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
статья

Козаренко Елена Сергеевна

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро и  по-прежнему очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Козаренко Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

    Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

          По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушений осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад,  а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 % и 80%, соответственно.

            При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенных в рамках научных исследований, установлено, что в Москве здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-6 лет (1 группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2 группа) 42% детей, страдают хроническими болезнями (3 и 4 группы) 53% детей.

             ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

            Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

            Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

               Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей,  которое достигается в том случае,  если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только
    воспитателям, но и родителям, когда семья
     знакома с основным
    содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы
     в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,
  • Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
    семье на основе учета их интересов и способностей,
  •  Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
    на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в
     детском саду.

              В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна  включать:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие в составлении индивидуальных программ  оздоровления детей;         
  • целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
  • ознакомление родителей' с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной
    на физическое,  психическое и социальное развитие ребенка;
    обучение конкретным приемам и
    'методам оздоровления (ЛФК,
    дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
    проводимыми в ДОУ
    , обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

        Работа с семьями воспитанников осуществляется в несколько  этапов. Первый этап – работа с персоналом детского сада.

Она включает самоанализ  и тестирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей. Предстоящая работа тщательно планируется:  воспитатели консультируются со специалистами детского сада, знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу, для них организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы, диспуты. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов.

          В процессе работы осуществляются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный.

              Затем формируется творческая группа, которая подбирает содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На этом первый этап работы заканчивается.

         Второй этап – практический. Это непосредственная работа с семьей, которая осуществляется комплексно и включает:

  • работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.,
  • работа с семьей педагогов-психологов: информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.,
  • работа с семьей инструктора по плаванию: обучение приемам плавания, технике дыхания,
  • работа  с семьей воспитателя по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.,
  • работа с семьей учителя-логопеда: формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика,
  • работа медперсонала (врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК, медсестры физиокабинета. Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.

             Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией

материала на каждый месяц.

  Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика   встреч:

  1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи.
  2. «Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
  3. «Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.
  4. К здоровью без лекарств!
  5. Правильное питание – залог здоровья!
  6. Спорт и дошкольник.
  7. Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия).
  8. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
  9. Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью.

       Третий этап – заключительный. Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявить степень удовлетворенности работой ДОУ. А также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей с целью анализа эффективности проведенных мероприятий.

        Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения

Основы формирования образа жизни человека закладываются в период его детства. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который спо...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...