Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
статья по теме

Мазур Лариса Павловна
Здоровьесбережение в ДОУ. В этой статье мы постараемся разобрать концептуальные основы оптимального построения «среды обитания» наших детей с учетом современных требований ФГОС ДО.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1_zdorove.docx6.47 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция построения развивающей предметно-пространственной

среды по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии

с требованиями ФГОС ДО.

        В настоящее время проблеме здоровьесбережения в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание. Здоровье дошкольников в настоящее время напрямую определяет здоровье нации в недалеком будущем. Педагоги изучают методическую литературу, собирают практический материал, разрабатывают проекты, выстраивают развивающую предметно-пространственную среду групп для целей здоровьесбережения.

В этой статье мы постараемся разобрать концептуальные основы оптимального построения «среды обитания» наших детей с учетом современных требований ФГОС ДО.

        Прежде всего, педагог должен понимать, что работа по здоровьесбережению невозможна без информационной базы по предмету воспроса. Поэтому, оптимальным на наш взгляд является объединение (или расположение в непосредственной близости) уголков валеологического воспитания и собственно здоровьесбережения. Стандарное наполнение в виде атрибутов к подвижным играм, дидактических игр, пыльных картотек вытесняется рациональными нововведениями. Такая современая форма работы с детьми как лепбук, позволяет разместить на сравнительно небольшом пространстве развивающие и дидактические материалы, иллюстративный и литературный материал, справочную и методическую информацию для педагога (на обороте). Уголки могут быть компактными, их необязательно перегружать информацией, ведь здоровьесбережение, как массив технологий, может быть реализовано через все образовательные области, через все виды детской деятельности.

Примеров этому можно привести множество. На самом деле регулярная работа по здоровьесбережению (а именно такая деятельность приносит результат) не требует значительных материальных вложений и выделенного пространства. Однако, кропотливый подход в изучении методик, планировании здоровьесбережения необходим.

Продумать насыщение среды материалами, работающими на здоровьесбережение возможно. Достаточно выделить приоритетные направления в деятельности. Так, различные тренажеры для развития зрения займут достойное место в уголке познавательного развития. С их помощью можно не только упражнять глазные мышцы и способствовать профилактике близорукости, но и закрепить понятия «лево-право», «верх-низ», сформировать предпосылки для элементарной ориентировки на листе бумаги.

Глазная гимнастика «Метка на стекле» по Э.С. Аветисову и вовсе не требует какого-либо пространства. Достаточно яркой метки 3-5 мм фиксируемой на стекле на уровне роста ребенка.

В центре речевого развития целесообразно размещать ребусы в картинках, иллюстрированные загадки, литературный материал по тематике.

Верным другом педагога было и будет многофункциональное панно, которое позволяет размещать информацию практически без захламления образовательно-развивающего пространства и помогает реализовать на деле принцип сменности материала в соответствии с лексическими темами, временем года, государственными и календарными праздниками. Панно с информацией по здоровому питанию, этикету, формированию правильной осанки при сидении уместно разместить в зоне питания.

Уголок безопасности также предполагает использование наглядных материалов по здоровьесбережению. «Носителем» информации может выступать любой известный сказочный персонаж, который стремится оградить здоровье детей от вредных воздействий. Причем, это может быть как однозначно положительный герой (например, Аркадий Паровозов) или герой сомнительного поведения, который сам попадает в неприятные ситуации и своим опытом учит детей быть более внимательными к своему здоровью (Стобед). Эти же персонажи могут быть использованы в театрализованной деятельности для создания проблемных ситуаций, моделирования возможных способов выхода из них.

Центр экспериментальной деятельности при правильном целеполагании это кладезь материалов по здоровьесбережению. Здесь можно проводить опыты по ознакомлению с миром микробов. Так, простейший эксперимент по смешиванию муки с блестками продемонстрирует дошкольником необходимость гигиены рук после прогулки. Представим, что мука это песок, а блестки – это микробы, находящиеся в нем. Поиграем в песочек, отряхнем руки. Мука легко стряхивается. Что остается на руках? Это наши микробы, от которых не так-то легко избавиться. Даже однократное намыливание не всегда помогает от них избавиться, более того, дотрагиваясь до различных предметов в группе, мы оставляем блестки повсюду, рассеиваем микробов. Таким образом, подводим детей к мысли не только о необходимости личной гигиены, но и гигиены помещения.

Здесь же можно разместить разнообразные «дыхалочки» - тренажеры дыхательной гимнастики. Это позволит не только рассказать детям о движении воздуха и продемонстрировать его, но и увеличить объем легких, провести профилактику бронхо-легочных заболеваний и астмы. А какого рода будет этот тренажер, педагог выбирает сам. Это может быть мини футбольное поле, где игроки должны забить гол миниатюрным мячиком, используя силу своих легких. Это могут быть разного рода подвесные модули с подвижными элементами. Это могут быть и нежные бабочки или хрупкий одуванчик, которые детям будет предложено сдувать с ладони, заодно незаметно, исподволь получая знания об окружающей среде, ее природном и предметном устройстве.

Широкий простор для здоровьесбережения представляет такая деятельность детей как моделирование. Познакомиться с внутренним устройством чего бы-то ни было можно именно в работе с разного рода моделями. От микроба без микроскопа до Солнечной системы без телескопа можно с помощью наглядных разборных моделей. Конечно, придется приложить определенную смекалку и усилия, но ведь труд педагога тем и хорош, что стимулирует нас к ежедневному творческому процессу.

Говорить о здоровьесережении невозможно без такой важной составляющей как психоэмоциональное состояние ребенка. Важно уметь вовремя диагностировать нюансы детского настроения, чтобы скорректировать его на позитивный настрой. С этой целью можно устроить своего рода стенд с кармашками, где дети в зависимости от настроения будут выбирать картинку с улыбкой или грустным выражением (это могут быть элементарные смайлики), и вставлять в соответствующие ячейки. С помощью этого нехитрого приема воспитатель может в конце дня подсчитать, насколько хорошо он «держит» эмоциональный фон в детском коллективе, насколько детям комфортно в группе.

Туалетная комната предполагает размещение наглядного материала по гигиене, алгоритма мытья рук.

Раздевалка может быть оформлена алгоритмами одевания-раздевания, размещения вещей в шкафчике, правилами ухода за одеждой и обувью после прогулки.

Педагоги, правильно выбравшие тактику по здоровьесбережению, в ближайшей перспективе получат результат в виде снижения уровня заболеваемости детей, улучшении их культуры поведения. Дети, познавая мир, научатся одновременно основам личной гигиены, ухода за собой и своими вещами. Довольные здоровые дети – это ли не награда для педагога?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС

Задачи  развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...

Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования

Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.)....

Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды в группе

Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных ср...

Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды в группе....

Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предст...