Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды в группе
материал по теме

Журавлёва Ольга Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд основных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепции построения предметно-пространственной

развивающей среды группы раннего возраста

Развивающую предметно-пространственную среду в группе для детей раннего возраста я создала с учетом возрастных особенностей воспитанников, гендерного подхода и требований ФГОС. Среду для развития детей организовала в соответствии с индивидуальными особенностями данного возраста и возможностями каждого ребенка.

В групповой комнате создала развивающие центры с учетом содержания образовательных областей:

1) социально-коммуникативной,

2) познавательной,

3) речевой,

4) художественно-эстетической,

5) физической.

Центр «Умелые ручки». В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования и лепки. В группе расположены в большом количестве продукты детской деятельности.  Соблюдены требования с учетом особенностей возраста:

- места для презентации детских продуктов доступны детям;

- детские работы не похожи друг на друга;

- детям предоставлена возможность для презентации личных работ;

- наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности;

- наличие детских построек, сооружений;

Центр «Читайка»  – представляет собой книжный уголок. Содержание данного центра соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в ДОУ образовательной программе. Главный принцип подбора детской литературы – меньше текста – больше иллюстраций.

Центр «Веселые строители» находится на одном месте, занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Содержание строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий, деревянный, пластмассовый) благодаря передвижным платформам и полям может перемещаться в любое место, как для групповой, так и индивидуальной детской деятельности. Центр обогащен мелкими игрушками для обыгрывания и схемами для конструкторской деятельности. Предметы подобрала чёткой и несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных материалов.

Центр «Здоровячок» содержит в себе физкультурное оборудование, которое направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Для развития двигательной активности в группе функционирует горка и объемные двигатели (машины).

Центр театра «В гостях у сказки»  – объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Ребёнок имеет возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

В группе создала музыкальный центр «Веселые ребята», который помогает моим воспитанникам переносить полученный, в ходе музыкально-эстетической деятельности, опыт в другие игровые виды деятельности.

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в «Уголок уединения и релаксации». Это уютное тихое место.

В «Игровом центре» оборудование и пособия разместила таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Дети имеют возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с замыслом игры и её содержанием при помощи мебели, ширм, платформ, полей.

В центре сенсорики «Познаватели» присутствует весь необходимый дидактический материал (в том числе и рукодельный), направленный на обогащение сенсорного опыта детей: пирамидки контрастных размеров, мозаика, вкладыши, наборные поля (с пуговицами, на молниях, липучках) и многое другое.

В группе имеется достаточно места для свободных игр несколькими подгруппами. Все центры отгорожены друг от друга при помощи мебели, ширм и стеллажей. В группе детям предоставлена возможность свободы выбора игрового места и ее содержания. Игровой материал соответствует возрасту, доступен и открыт, что способствует развитию детской активности, инициативы и самостоятельности. В достаточном количестве в пространственной среде группы представлен неоформленный и бросовый материал, мелкие игрушки и предметы – заместители для организации и развития режиссерской игры.

Обстановка группы –  комфортная, безопасная. Каждый ребёнок имеет возможность участвовать в разнообразных видах детской деятельности. Предметная среда – трансформируемая, полифункциональная, насыщенная, организована так, чтобы стимулировать восприятие детей.  

Среду изменяю в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей.

Фотопанорама ППРС моей группы размещена на персональном сайте: https://nsportal.ru/albom/2018/03/12/zhuravlyova-olga-vladimirovna/razvivayushchaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Некоторые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолог...

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий  творческий подход в ее построении...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе

Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе по ФГОС...

Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Здоровьесбережение в ДОУ. В этой статье мы постараемся разобрать концептуальные основы оптимального построения «среды обитания» наших детей с учетом современных требований ФГОС ДО....

Построение развивающей предметно - пространственной среды в средней группе.

Предлагаю Вашему вниманию описание предметно - пространственной среды в средней группе "Любознайки" МАДОУ № 48 "Малыш" г. Южно-Сахалинск...

Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды в группе....