тренинг-занятие
план-конспект занятия на тему

Леонова Ольга Александровна

Для работы с детьми подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-trening_pro_vich.docx507.31 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Школа 69\ВИЧ\729_486_5682239fc116f.jpg                                                   

Профилактическое занятие с элементами тренинга

«Верь в себя»

Подготовила: педагог-психолог

Леонова Ольга Александровна,

                                                              МБОУ «Школа № 69»,

1 квалификационная категория

г.Нижний Новгород, 2017г.

                                                      «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

 как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не                 хватает только одного: научиться жить на земле,

как люди».

                                                     Б.Шоу

Со времени открытия вируса иммунодефицита человека прошло 20 лет. За это время СПИД унес жизни более 20 миллионов людей в мире. Эпидемия ВИЧ/СПИДа давно перестала быть проблемой только медицинской. Она затронула все сферы деятельности человека: политическую, экономическую, социальную, правовую, образовательную.

Несмотря на активизацию профилактической работы по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа в последние годы в нашей стране, все еще недостаточно подготовленных специалистов, владеющих методиками по формированию навыков безопасного поведения учащихся.

Подростки и молодежь подвергаются особенно высокому риску, т.к. слабо информированы и чаще практикуют опасное поведение. Многие молодые люди начинают половую жизнь еще до совершеннолетия. Кроме того, подростки и молодежь чаще стремятся попробовать алкоголь, наркотики, что снижает их самоконтроль.

Распространение ВИЧ/СПИДа является следствием рискованного поведения, которое практикуют подростки и молодежь, что связано с отсутствием у них информации и навыков по безопасному поведению. Очень важно предоставлять объективную информацию о рисках для здоровья до того, как молодые люди начнут употреблять табак, алкоголь, наркотики, вступать в сексуальные отношения. Но даже тогда, когда уровень знаний молодых людей значительно повысится, это еще не означает, что они станут практиковать безопасное поведение.

По результатам социально-психологического тестирования, проводимого в нашем образовательном учреждении, по выявлению склонности к рискованному поведению, были получены следующие  результаты (7-11 классы):

Возраст

Общее

кол-во обучающихся

Количество обучающихся, прошедших тестирование

Всего, чел.

Группа риска, чел.

% от числа обучающихся, прошедших тестирование

13-14 лет

33 чел.

29

17

59%

15-18 лет

82 чел.

54

24

44%

Всего обучающихся 13-18 лет

115 чел.

83

41

49%

Одним из эффективных методов обучения является тренинг, который позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

        Главная задача при работе с подростковой аудиторией – это развеять неправильные представления об этих вещах, так называемые «мифы».

Самый важный показатель успешности занятия – это субъективные ощущения самого ведущего и подростков. После завершения занятия можно спросить у детей, как они чувствуют себя, есть ли у них ощущение удовлетворенности или, наоборот, неудовлетворенности, недосказанности, потребность еще что-то обсудить, спросить, получи ли они ответы на все свои вопросы, и в целом, насколько успешно прошел тренинг по их мнению.

Информационный блок.

Как передается вирус иммунодефицита?

  • Половой путь. ВИЧ передается от одного человека к другому во время незащищенного сексуального контакта (без презерватива).
  • Через кровь. ВИЧ передается через зараженную кровь или кровепродукы.
  • От матери к ребенку. ВИЧ_положительная мать может передать вирус ребенку во время беременности, родов или при грудном вскармливании.
  • При глубоком поцелуе вероятность заражения имеется лишь в том случае, если повреждены кожные покровы губ или слизистые оболочки ротовой полости

«На Земле должны дружить маленькие и большие,

толстые и худые, белые и черные, взрослые и дети….

они должны уметь договариваться между собой».

Любой тренинг, какие бы задачи он не преследовал, всегда начинается со знакомства и выработки правил работы.

Игры на знакомство: «Снежный ком»; «Две правды и одна ложь» и т.п.

Знакомство в такой форме способствует сближению, сплочению, раскрепощению, установлению доверительных отношений между участниками и развитию чувства взаимного уважения.

        На этапе актуализации проблемы обговаривается то, что не только знания о ВИЧ-инфекции помогут сохранить свою жизнь в безопасности, а на начальном этапе важно уметь выстроить свое поведение, общение со сверстниками как с равными участниками жизненного процесса и которым нужно уметь сказать вовремя «НЕТ».

        Предлагается ряд занятий по формированию конструктивного и уверенного поведения.

Занятие 1.

Цель: развить навыки уверенного поведения, формирование ответственной жизненной позиции.

Задачи: 1. Определить, что такое уверенное поведение и его роль в жизни человека.

              2. Развитие навыков защиты от манипуляций.

              3.  Развитие умения говорить «нет» в трудных ситуациях.

Ход

Содержание

1.

Настрой на работу

Выбираем имена для «Солнышек»

Как настроение? Готовы ли вы к работе?

Игра-настройка «Гром, ураган, землетрясение» - «домики» (участники становятся в пары и берутся за руки) и «жители» (участники, которые становятся во внутрь пар). Когда говорится: «Гром» - жители ищут новые домики, «Ураган» - «домики» ищут новых жителей, «землетрясение» - все ищут себе все новое.

Игра «Путаница». Ведущий запутывает участников, они должны потом распутаться на расцепляя рук.

Обсуждение: тема «нетерпимости к другим», так как они думают иначе, чем мы; кого и чьи предложения мы слушались и почему. Мы кому-то говорили да, а кому-то нет. Добровольное согласие, важно уметь говорить «нет».

2.

Что такое уверенность? Надо ли быть уверенным?

Упражнение «Очередь». 5 человек выстраиваются в очередь, а один человек пытается пробиться вперед без очереди. Задача очереди отказать «нахалу». Эксперты оценивают – насколько удачно получилось отказать. Условия: нельзя кричать и ругаться, не использовать физическую силу.

Анализ игры: как ребята себя чувствовали в игре, легко ли было отказывать, нужно ли уметь отказывать. Какие основные поведенческие реакции проявлялись в нашей игре (уверенно, неуверенно и агрессивно), и их эффективность.

В чем основная трудность в отказе. Почему нам трудно отказывать. Чего мы боимся?

Мы боимся, и наши действия продиктованы стремлением следовать социальным нормам: «быть как все», «не высовываться».

3.

Манипулирование, групповое давление, внушаемость.

Скульптурная галерея. Посмотрим на особенности проявления уверенности, неуверенности и агрессивности. Разделимся на три команды. Вам необходимо придумать скульптуру данного вида поведения и рассказать о ней.

Важно: телесное/невербальное проявление поведения.

Чем опасна неуверенность? В этой ситуации могут нарушаться права.

Вручение листочков с написанными базовыми правами личности «Я имею право на то, за что несу ответственность»:

             Право делать то, что для тебя лучше

             Право самому выбирать

             Право переменить решение без объяснения этого

Информационное сообщение о формах нарушения прав личности: манипулирование, групповое давление:

Упражнение. Группа делиться на 2 команды. Один капитан команды уходит из класса: «Когда ты вновь придешь, представь, что ты находишься на вечеринке с друзьями. Недавно ты решил бросить курить. Попытайся не закурить». 1 команда – заядлые курильщики, они должны приложить максимум усилий и не дать капитану «отколоться» от их компании. 2 команда засылает своих представителей, они некурящие и должны постараться убедить капитана не курить.

Обсуждение «за» и «против» курения. Какую тактику использовали при убеждении, как манипулировали, что при этом чувствовали,  как сверстники влияют на решения друг друга, почему важно противостоять такому влиянию, какие были способы эффективного отказа от курения.

Алгоритм ответственности:

- осознание ситуации/проблемы;

- принятие этого на себя;

- переформулирование причины случившегося этого с местоимением «Я»;

- осознание последствий и того, что я буду с этими последствиями делать.

(Например: я не сделал уроки,  потому что не смог себя заставить. Поэтому меня ждет ……).

Занятие 2.

Цель:  Сформировать осознанное отношение к жизненным ценностям

Задачи:  1. Развитие мотивации на познание себя и позитивного отношения к себе

                2. Развитие навыков самовыражения и навыков адекватного восприятия  себя.

Ход упражнений

Содержание

1.

«Орехи»

Каждый участник берет по ореху и разглядывает его. Затем кладет в сумку. После пытается найти свой орех. Анализ: орехи не похожи друг на друга, а человек тем более. Ценность индивидуальности каждого человека. Главная ценность  - жизнь. Её необходимо беречь. Это в наших руках.

2.

«Говорящий взгляд»

Лежат фотографии,  участники по внешнему виду рассказывают о предполагаемом характере человека, чем он занимается в жизни, какие нормы и правила ему приходится соблюдать.

       Какие основные причины подтолкнули вас к такому выводу?

Зачем необходимо знать себя? – Чтобы уметь управлять собой в различных жизненных ситуациях для достижения целей.

3.

«Очередь»

Группа делится на две команды: одна очередь, другая эксперты. Все встают в очередь, кроме одного. Он пытается встать впереди одного из людей в очереди. Надо отказать нахалу.

Эксперты оценивают – насколько удачно получилось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться, использовать физическую силу.

Анализ:

- В чем основная трудность в отказе

- Почему нам трудно отказывать

- Что в другом человеке нам не помогает отказывать

- Чего мы боимся

Занятие 3.

Цель:  Формирование ответственной жизненной позиции к жизни.

Задачи:  1. Развитие умения брать на себя ответственность

                2. Формирование умения ответственного выбора в различных ситуациях.

                3. Развитие навыком саморегуляции.

Ход упражнений

Содержание

1.

«Говорим гадости»

Группа делится на 2 команды, образуя шеренги. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости (условие: без нецензурных выражений), но только в такой форме «Сэр, Вы….». Вежливо и с улыбкой. А другая в такой же форме отвечает комплиментом

Анализ: Что задевает? В каких ситуациях особенно хотелось что-то сказать грубое, почему?

Вывод: больше обижает не только содержание, а форма, еще обижает сравнение с кем-то.

2.

«Свечка»

Поддержка другого человека, умение взять на себя ответственность за его жизнь, когда он этого хочет. Почувствовать другого человека.

Группа встает в тесный круг. В центр встает один участник. Закрыв глаза, он падает на руки группы. Группа бережно передает его по кругу. Повторение со всеми участниками группы.

«Паровозик доверия»

Группа встает в колонну. Всем, кроме первого завязывают глаза. Колонна кладет руки друг другу на плечи. Первый ведет колонну по пути, который показывает ведущий.

Анализ:

      Как вы себя чувствовали?

      Что нового было для вас?

      Что-то изменилось после этого упражнения?

      Что чувствовал ведущий?

Заключение

Заполнение «лучиков» солнышка.

4.

Заключение

Все участники получают алгоритм поведения в ситуациях давления:  

  1. Немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин.
  2. Повторяйте слово «нет» вновь  и вновь без объяснения причин и без оправданий.
  3. Поменяйтесь местами и начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»
  4. Откажись продолжить разговор: «Я не хочу об этом говорить».
  5. Предложите компромисс или альтернативный вариант. 

Обратная связь «На сегодняшнем занятии я осознал в себе ….»

Домашнее задание: попробовать отследить манипуляции со стороны собеседников, попытаться реагировать на них адекватным образом.

Упражнение «Спасибо тебе за ….. и лови мячик».

На этом этапе завершения нужно подвести итоги проведенной работы, выяснить, как подростки усвоили информацию (например, с помощью анкеты). Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие.

Литература

  1. Проведение обучающих семинаров, тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу. Кружкова Ирина, Морозова Наталья. Руководство для сотрудников интернатов и детских домов. Москва, 2002 г.
  2. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде. Общероссийская общественная организация «Красный крест».  Методическое пособие

(информационно-практические модули I-III) для координаторов                      профилактических  проектов, равных инструкторов и тренеров. Москва, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого-педагогический тренинг. Занятие "Животные"

Главной задачей тренинга является   идентификация себя с объектами природы и развитие импатии у детей....

Тренинг-занятие с родителями.

Тренинг-занятие с родителями. Тема: "Пожелание Доброго Здоровья".Цель: формирование социального доверия у родителей, снятие тревожности, формирование адекватных представлений о состоянии здоровья...

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников».

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущихпервоклассников».Разработала: Латыпова А.Мвоспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 31»Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработ...

Тренинг занятие "День веселого настроения"

Тренинг занятие «День весеннего настроения» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: знакомство с эмоцией «радость», создание радостного настроения.1.ОрганизационныйЗдравст...

Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического ра...

Тренинг- занятие для педагогов «Пространство позитива»

Тренинг- занятие для педагогов«Пространство позитива» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи:• Создать условия для изучения данного вопроса...

Тренинг- занятие с педагогами « Профилактика эмоционального выгорания» из программы « Помоги себе сам».

Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности, повышение стрессоустойчивости, ознакомление педагогов со способами самодиагностики и профилактики эмоционально...