"Психосоматика в детском возрасте"
статья на тему

Пярлайтине Елена Николаевна

Все мы, родители, педагоги, специалисты дошкольных учреждений, озабочены здоровьем детей. Несмотря на то, что медицина развивается семимильными шагами, заболеваемость в детских садах не снижается. И когда, казалось бы, нет адекватных причин, которые могли бы привести к заболеванию, на помощь к нам приходит ПСИХОСОМАТИКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihosomatika_deti.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Психосоматика в детском возрасте.

«Здоровье не купишь – его разум дарит»

Родители хотят видеть своих детей здоровыми. Но статистика говорит о том, что за последние годы число часто болеющих детей увеличилось. И здесь не влияет фактор качества заботы о ребенке. Дети одинаково болеют как в социально благополучных, так и не благополучных семьях.

Что в наибольшей степени оказывает влияние на детскую заболеваемость? Особенно, этот вопрос волнует мам, которые, казалось бы, максимально все сделали для того, чтобы оградить своего ребенка от болезни. И когда традиционная медицина не может ответить на этотвопрос, так как предпосылок к болезни попросту нет, на помощь приходит психосоматика

Психосоматика -  направление в медицине и психологии, которое изучает взаимосвязь между психологическими и физическими (телесными) расстройствами.

Проявление психосоматических расстройств и заболеваний различно:

- проявление психических расстройств на телесном уровне (когда психологические нарушения «вылезают наружу» в виде различных болезненных физических реакций);

- физиологические патологии и различные заболевания, формирующиеся под влиянием психогенных факторов (влияние психотравмирующих ситуаций);

- проявление физиологических отклонений на психологическом уровне (телесные заболевания и расстройства влияют на психическое состояние человека).

Первые два типа болезненных состояний принято разделять на три вида.

  1. Конверсионные реакции, при которых у человека возникают болезненные симптомы, для которых нет никаких объективных оснований. На первый взгляд они могу казаться симуляцией тех или иных заболеваний. В наиболее тяжелой форме они проявляться в виде параличей и парезов, глухоте и слепоте. К менее острым проявлениям можно отнести рвоту, различные болевые ощущения (боли в животе, головные боли).
  2. Функциональные синдромы, при которых имеет место нарушение функций того или иного органа, тогда как никаких его органических нарушений нет. Наиболее частые жалобами при функциональных расстройствах являются жалобы на неясные болевые ощущения, нарушения сердечного ритма, ком в горле, отрыжку, затруднение дыхания, онемение конечностей или языка, мурашки, озноб, головокружение.
  3. Психосоматозы, обширная группа психосоматических расстройств. Это болезни, которые сопровождаются всеми характерными патологическими нарушениями в органах или системах организма. Они возникают как ответная реакция организма на какие-либо сложные внутренние конфликты, стрессы, тяжелые психологические переживания. Болезнью поражается тот орган или система, к расстройству которой у человека имеется предрасположенность.

Возможные причины психосоматических реакций.

Внутренний конфликт. У человека существует два противоположных желания, равных по силе. Борьба этих желаний приводит к тому, что одно условно побеждает, а второе вытесняется на подсознательный уровень. Но будучи вытесненным, оно угнетает организм. Подавленные, глубоко загнанные в подсознание негативные психологические переживания приводит к психосоматическому расстройству или заболеванию.

Условная выгода. Если стоит какая-либо трудная задача перед человеком или возникает неприятная, сложная ситуация, которую необходимо пережить. А рационального решения проблемы не находится, она разрешается на подсознательном уровне через болезнь, из которой извлекается таким образом выгода.

Прошлый опыт. Чаще всего речь идет сильном психотравмирующем переживании детства, которые «как бы забываются» на сознательном уровне, но действуя через подсознание накладывают свой отпечаток на здоровье.

Идентификация. Имея высокую эмоциональную привязанность со значимым членом семьи, на подсознательном уровне человек идентифицирует себя с ним. И если у него были, есть какие-либо заболевания, человек уверен в том, что и у него они будут.

Внушения. Речь идет о ситуации, когда без всякой критики, автоматически, на подсознательном уровне принимается мысль о собственной болезни. Источником такого внушения может служить авторитет, признаваемый эти человеком (в детстве таким авторитетом чаще всего могут быть бабушка и мама).

Самонаказание. Это своего рода бессознательное самонаказание, которое облегчает переживания чувства вины, и не важно, реально оно или воображаемо.

Причины развития психосоматических расстройств в детском возрасте.

Возникновение психосоматики у детей имеет туже природу, что и у взрослых. Но, ситуация осложняется тем, что ребенок не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями, отрицательными эмоциями и чувством душевного дискомфорта. Ребенок не может описать, назвать словами то, что он переживает; не может сам снять психологическое напряжение. Поэтому у детей гораздо чаще, с большей легкостью возникают психосоматические расстройства, болезни. Это так же объясняется скоростью эмоциональных реакции у ребенка. Эмоции у маленьких детей кратковременны по своей протяженности, однако намного более интенсивны. По своей интенсивности могут существенно превышать силу раздражителя, особенно негативные эмоции. Эмоция бурно вспыхнула и быстро погасла, так защищается психика ребенка. Но, частые, хоть и кратковременные, вспышки отрицательных эмоций приводят к негативным последствиям. Они истощают психику ребенка, что приводит к различным психосоматическим проявлениям.

Предрасположенность ребенка к психосоматическим заболеваниям  рассматривается как комплекс проблем,  в который входят природные и психосоциальные компоненты.

К природным факторам относят: генетическую предрасположенность к тому или иному заболеванию; вредные воздействия, осложнения во время течения беременности;нейродинамические сдвиги в организме ребенка, то есть нарушения деятельности ЦНС; стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни ребенка; гормональный дисбаланс или биохимические отклонения в организме в раннем возрасте.

Психологические и социальные факторы обычно очень тесно переплетены между собой. В целом к ним можно отнести все то, что способствует возникновению у ребенка устойчивых тягостных эмоциональных переживаний.

К основным психосоциальным факторам, способствующим развитию различных психосоматических расстройств относят длительно воздействующие психотравмирующие ситуации, стрессы, хотя иногда психосоматика может возникнуть и в результате неожиданного яркого, негативно-эмоционального события (смерть).

Семейные:

  • Проблемы в общении с мамой;

В формировании телесных реакций у ребенка в раннем возрасте большую роль играет мама. Особенно, если мама проявляет открытую или срытую тревожность. Сама неустойчива к стрессам, затрудняется находить конструктивные решения разрешения конфликтов. Боится «отделиться» от ребенка, что приводит, в последствие, к подавлению личности и самостоятельности ребенка. Мама в этом случае, требовательна, навязчива в своем мнении (ребенок должен поступать так, как она сказа, а не иначе).  Повышенная тревожность и страхи делают ее активность дезорганизующей.

  • Оторванность от семьи;
  • Неполная семья;
  • Конфликты в семье и неправильный тип воспитания;

В детстве мама и папа являются для ребенка самыми важными людьми и все, что связанно с ними, имеет огромное значение. Если в семье царит разлад, конфликты между родителями становятся причиной внутренних конфликтов для ребенка, а это самый серьезный разрушающий здоровье фактор! Невроз всегда наблюдается в семьях, где между супругами или между ними и родителями (старшими родственниками) происходят конфликты, а так же если в семье отсутствует стабильность.

При неправильном воспитании для ребенка внутренний конфликт становится наиболее значимым в жизни. Он не разрешается, затягивается, а психологическое напряжение усугубляет ситуацию. Ребенок становится эмоционально неустойчивым, легко возбудимым. Он находится в постоянных болезненных переживаниях, что снижает его способность к самоконтролю и продуктивной деятельности, не позволяет развиваться волевым качествам.

  • Низкий уровень жизни.

В психосоматических семьях выделяются пять основных характеристик:

1.Родители озабочены жизнью ребенка, пытаются решить его проблемы, не позволяя ему развиваться самостоятельно и укреплять защитные механизмы психики, таким образом, способствуя формированию внутреннего конфликта;

2.Повышенная чувствительность членов семьи к стрессу других;

3.Взаимоотношения в семье не изменяются с течением времени, так как у ее членов низкая способность адекватно реагировать на новые обстоятельства и развиваться;

4.Члены семьи не выражают открытого несогласия, не обсуждают проблемы из-за боязни конфликтов;

5.Супругов объединяет только забота о ребенке, и в случае его болезни их отношения стабилизируются.

В таких семьях не принято свободно проявлять свои чувства, обычно происходит подавление отрицательных эмоций, ребенок усваивает подобное поведение, что затем приводит к телесным недугам. Родители не умеют открыто демонстрировать свои эмоции, в том числе боль, и на своем примере вырабатывают у ребенка терпение. В следствии чего, малыш воспринимает как неизбежное наказание за свою вину многие психотравмирующие ситуации и болезни.

Вкратце можно здесь перечислить основные источники детских проблем, которые провоцируются в семье:

- Навязывание ребенку моделей поведения, удобных родителям, игнорируя интересы самого ребенка.

- Отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка.

- Недостаток понимания, недостаточное внимание к детским проблемам, отношение к ним по принципу «все это детские глупости».

- Неправильный режим дня, не учитывающий возрастных особенностей ребенка.

- Ревность к другим детям (братьям, сестрам).

- Переживание физического отделения от матери (временное отсутсвие мамы).

Связанные с ближайшим социальным окружением:

  • Негативные переживания, связанные с посещением детского сада или школы; кружков, врачей (особенно если у ребенка есть проблема со здоровьем и он вынужден постоянно или на протяжении длительного времени проходить неприятные процедуры).

Таким образом, можно увидеть прямую взаимосвязь в формировании психосоматических проявлений у ребенка, прежде всего с семейной обстановкой. Большинство детей первые два года находятся неразлучно с мамой и со своей семьей. Базовое доверие к миру, которое отвечает за безопасное и устойчивое комфортное эмоциональное состояние ребенка формируется тоже в это время. Такой ребенок, выходя в большой мир не боится новых встреч, ему интересно все новое, в том числе и общение с новыми людьми. Таким образом, у него уменьшается вероятность проявления психосоматических расстройств и болезней, а если они по той или иной причине произойдут, то будут менее ярко выражены. И уже когда ребенок взрослеет, а в доме мир и согласие, то любые неприятности извне воспринимаются менее травматично и тем самым имеют незначительное негативное влияние на здоровье.

Список использованной литературы:

-Н.Ю. Дмитриева «Детская психосоматика. Почему болеют наши дети?»; Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015г..

-Н.В. Царенко «Ваш ребенок часто болеет?»; Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Развитие памяти в детском возрасте"

Память имеет огромное значение в жизни  и деятельности человека. Память – основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности.  Память как особый психический проце...

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Предложенные программы, средства и методы развития ребенка могут быть использованы как трамплин для приобретения нашего индивидуального профессионального почерка; как образцы создания психо...

Консультация для родителей на тему: "Агрессивность в детском возрасте"

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Что такое агрессия, каковы ее причины, какие существуют способы разрядки агресс...

Вовремя распознать, понять и победить-кризис детского возраста.

Консультация для родителей. Вовремя распознать,понять и победить -кризис детского возраста....

Детский лепет. Дефекты речи в детском возрасте.

В последнее время сильно возросло число детей с проблемами в развитии речи. Многие родители с тревогой спрашивают: в чём дело, почему ребёнок плохо говорит?...