Представление педагогического опыта
материал по теме

Денисова Ольга Борисовна

Представление педагогического опыта на тему :

Повышение уровня здоровья воспитанников через интеграцию технологий здоровьесбережения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.  https://cloud.mail.ru/public/EbJH/axFPNXvCy

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Я работаю в детском саду, который до 2015 г. имел физкультурно-оздоровительной направленностью. До 2015 г. наш детский сад посещают в основном часто болеющие дети. Основная проблема, которая стоит перед педагогами - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Опираясь на систему медико-педагогического наблюдения выявляется: низкий процент детей с 1 и 2 группой здоровья, наблюдаются функциональные отклонения и хронические заболевания, несоответствие биологическому возрасту детей, отклонение антропометрических показателей физического развития, недостаточные показатели развития физических качеств.

         Анкетирование родителей воспитанников выявило следующую проблему: 38% семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей. А знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).

Сделан вывод, что многие воспитанники нуждаются в особых технологиях развития, направленных на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции физического, психического и социально-личностного развития воспитанников.

 Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения в том, что формирование здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.

Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Одним из путей решения обозначенных задач стал поиск новых средств, методик и технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.  

Приоритетным направлением в работе являлось: повышение уровня здоровья воспитанников через интеграцию технологий здоровьесбережения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.

 Цель: выявление эффективности здоровьесберегающей деятельности ДОО посредством использования и интеграции здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологии, способствующих повышению уровня здоровья и формированию основ культуры здоровья.

 Для осуществления деятельности по данному направлению были поставлены следующие задачи:

1. совершенствовать условия в ДОУ для  формирования основ здорового образа жизни, сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников;

2. создать систему работы для развития двигательных способностей воспитанников, в условиях реализации ФГОС ДО;

3. обобщить опыт по формированию культуры здоровья всех частников образовательных отношений в ДОО.

Работа по осуществлению здоровьесберегающей деятельности в детском саду ведется на протяжении многих лет. Но попытки модернизации и инновации в формировании культуры здоровьясбережения воспитанников  активно предприняты в последние 3 года.

  На первом этапе своей деятельности по данной теме в соавторстве с творческой группой был разработан комплект методических разработок.

1.Базовая оздоровительная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганды здорового образа жизни «Маячок – Здоровячок», которая по сути дела стала образовательным стандартом в здоровьеориентированной деятельности ДОУ.  Реализация программы принесла положительные результаты в укреплении здоровья воспитанников.  

2. В межаттестационный период были разработаны: модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; определены  алгоритмы здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОО; показатели компетентности здоровьесбережения воспитанников, выделены её компоненты в разных возрастных группах.  

         3. Разработала систему мероприятий, направленную на воспитание валеологической культуры детей, которая включала в себя интегрированные занятия, встречи с гостями, спортивные праздники, викторины, конкурсы. Адаптировала и внедрила в работу «Валеокарту воспитанника» (автор И.В.Чупаха), которая является ежегодным диагностико-коррекционным протоколом фиксации индекса здоровья и индекса психологического благополучия каждого воспитанника.

Проводила целенаправленную систематическую работу с воспитанниками по формированию представлений о здоровом образе жизни. Для осуществления работы по данной теме определила следующие направления: привитие культурно – гигиенических навыков; развитие представлений о строении собственного тела; обучение по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма; формирование привычки ежедневных физкультурных занятий.

 Опираясь на педагогическую систему П.Ф. Лесгафта о единстве физического и духовного развития личности, разработала цикл физкультурных занятий «Двигайся и познавай», в котором скомбинированы  различные средства: занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, элементы технологии «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» Н.Н. Ефименко. На таких занятиях перед воспитанниками ставились познавательные или проблемные ситуации с различной степенью сложности, при этом дети учились самостоятельно принимать решения, действовать активно и творчески. Данный цикл занятий направлен на освоение и совершенствование детьми физических навыков и умений, а так же на приобретение и закрепление определенных знаний в познании своего тела и своих возможностей. Разные формы познавательной и двигательной деятельности способствовали формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью.

Все эти методические разработки помогли вывести работу по формированию культуры здоровьясбережения на достаточно высокий  уровень.

 Внедрила инновационные средства физического развития. Тренажеры  Bosu. Когда тренажер Боссу, был впервые показан нашим воспитанникам, он вызвал бурю восторгов и огромное желание детей испытать его. Необычный тренажер вызывает улыбку, а первые занятия на нем в группе – взрывы дружного смеха.

Однако главная задача Bosu не поднятие настроения. Bosu имеет множество плюсов и положительных свойств. Быстро освоившись с тренажером, мы поняли, что он воплощает в себе все прекрасные качества тренировки на фитболе - исправление и улучшение осанки, коррекция фигуры, повышение гибкости тела. А главное способствует тренировке вестибулярного аппарата ребенка и позволяет задействовать самые разные группы мышц, развивая ловкость и силу. Многие упражнения напоминают степ-аэробику, но с усложнением на сохранение равновесия. Мы только начали осваивать этот тренажер, но уже точно знаем, что это очень эффективно, результативно, а самое главное очень, нравится детям! На тренажерах мы выступили на Ритмах детства, на фестивале здоровья и в рамках социального взаимодействия были приглашены и выступили в Верхней Пышме во дворце УГМК на соревнованиях Веселая аэробика.

 Активно разрабатывалось и применялось нестандартное оборудование. Преимущество такого оборудования заключается в его многофункциональности, автодидактичности, трансформированости. Нетрадиционное оборудование способствует развитию у воспитанников творческого воображения, является отличным коррекционным оборудованием, отлично вписывается в групповые двигательные центры. Посмотрите, что сделали мы своими руками.

 Кроме этого в детском саду был запущен проект с родителями «Сделаем сами своими руками» по разработке, изготовлению и применению нестандартного оборудования  в семье. Родители и дети  с удовольствием демонстрировали свои изделия.

Нестандартное оборудование было так же представлено педагогическому сообществу на городском семинаре – практикуме «Нетрадиционное оборудование в ДОУ» в рамках Ассоциации педагогов города Екатеринбурга (2015г.); семинар «Развивающая предметно-пространственная среда» в рамках Евразийского Конгресса работников дошкольного образования – (2015г.).

В октябре 2016 г наше нестандартное оборудование было представлено на региональной выставке «Мать и дитя».

 Внедрила еще одну здоровье-сберегающую технологию Скандинавская ходьба. Мы познакомили детей с таким видом ходьбы и используем ее как эффективное средство повышения двигательной активности, профилактики для органов дыхания, развития выносливости и координации.

Также, у детей приобретается навык контроля над телом, согласованное правильное движение рук и ног, ловкость, развитие мелкой моторики.

Многие ребята на первых занятиях не понимали, как координировать руки с ногами, а о переменном движении не было и речи. Сейчас все двигаются правильно и быстро. Занятия скандинавской ходьбой проходят на свежем воздухе, они дают немаловажный в наши дни эффект закаливания и помогают в укреплении иммунитета.

В рамках реализации рабочей программы в части формируемой участниками образовательных отношений разработала раздел «Детский фитнес», который направлен на активизацию двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению и систематическим занятиям физической культурой. Раздел «Детский фитнес» ориентирован на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, направлен на  сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств воспитанников. В процессе работы были изучены, апробированы и адаптированы к состоянию здоровья воспитанников ДОУ различные физкультурно-оздоровительные технологии.

В результате применения  степ-аэробики, фитбол-гимнастики, тренажеров Bosu, скандинавской ходьбы у воспитанников значительно  возросли показатели развития таких качеств как, выносливость и координация, динамика составила 42% с 2012 г. по 2016г.

 Используя игровой стретчинг, ритмопластику, горизонтальный балет Н.Н. Ефименко, у воспитанников улучшились показатели развития физического качества гибкость с 53% до 97% за период с 2012г. до 2016г. Активно применяя подвижные игры, игры-эстафеты, элементы спортивных игр увеличилось число воспитанников, у которых скоростно-силовых качества развиты на высоком уровне с 9% до 41%.  Для формирования двигательного воображения воспитанников использовала элементы технологий: звероаэробика, креативная гимнастика; игры и упражнения для развития эмоциональной сферы ребенка; приемы релаксации; методику применения сказки, музыки и цвета в двигательной деятельности. В результате у воспитанников сформировалась способность экспериментировать с воображаемыми позициями, умение придумывать новые способы применения физкультурного инвентаря, творчески осваивать двигательные образы, улучшилась двигательная память.

 Применяя метод проектов. Разработала педагогический проект «Здоровая среда – здоровые дети!», в результате реализации проекта здоровьесберегающее образовательное пространство ДОУ было приведено в соответствии с ФГОС ДО (2013г.).

 Совместно с детьми разработаны и реализованы детские проекты: «Здоровые ножки» (2012г.), «Я здоров без докторов!» (2013г.), «Веселая зарядка» (2014г.), «Сказочная физкультура» (2015г.) Проекты были представлены педагогическому сообществу Орджоникидзевского района с 2012г. по 2016 г.  

 В результате реализации проекта «Степ на радость и здоровье», были разработаны комплексы занятий по степ  - аэробике с учетом индивидуальных особенностей воспитанников нашего ДОО (2013г.).

 Проект «Здоровье детей в наших руках» создан и реализован совместно с родителями, направлен на формирование культуры здоровьесбережения в семье (2014 г).  «За здоровьем в детский сад» проект реализован и представлен как методическая разработка на городском фестивале «Здоровья», занял 2 место (2016г.). 

 Организовала работу кружка «Крепыш». Этот кружок организован для ослабленных детей, для детей, нуждающихся в особом внимании и коррекции недостатков в физическом развитии. В кружке «Крепыш дети занимаются на тренажерах, здесь активно применяются коррекционные технологии, для каждого ребенка разработан индивидуальный план развития в соответствии с особенностями развития.

 Результатом работы за межаттестационный период считаю достижения воспитанниками положительной динамики результатов освоения образовательной программы за 2012 – 2016 гг. : 2012-2013гг. -  98.5%, 2013-2014гг. - 100%, 2014-2015гг. - 100%, 2015-2016 - 100%.;

        Увеличился процент детей, показатели физической подготовленности которых достигают нормы и выше нормы с 79%  до 100%;

Повысился уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения у воспитанников на 45% (динамика составила 2012-2013гг.-74%, 2013-2014гг.-93%, 2014-2015гг.-100%, 2015-2016гг.-100%);

Снизилась заболеваемость воспитанников на 20% (с 2012г. по 2016г.); увеличился процент детей с легкой адаптацией (с 48% по 88%); сняты ранее поставленные диагнозы у 5% детей (дети переведены из III группы здоровья во II группу и с 4 в 3); вырос индекс здоровья (с 23% по 27%); повысился интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям  (положительная динамика составила с 2012-2016гг. - 30%); ежегодно двигательная активность соответствует возрастной норме.

Высокие результаты развития воспитанников подтверждаются участием в конкурсах и мероприятиях: городской уровень -  спортивный праздник Фестиваль «Здоровье» (1 место, 2014г., 2015г., 2 место 2016г.), районный уровень - фестиваль ритмической гимнастики «Ритмы детства» (1 место, 2014г., 2015г., 2016г.),

Участие в лыжне России (2014 -2016г.г.) и районном спортивном празднике (2012 - 2016г.г.).

 Одним из важных условий реализации поставленной цели по созданию  здоровьесберегающей системы  на межаттестационный период, является сотрудничество с семьей. 

        В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и детского сада, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью.

 В работе с родителями использовала современные интерактивные формы взаимодействия: размещение информации на сайте ДОУ, видеоконсультации, фото-отчеты. Использую для обмена сообщениями с родителями в реальном времени такие мессенджеры как: «WhatsApp» и «Viber».

        Так же активно использую традиционные формы работы: родительские собрания, анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, знакомство  с новыми инновационными здоровьесберегающими технологиями, открытые занятия, совместные занятия с родителями, практикумы, совместные праздники и развлечения, «Дни здоровья», привлекаю родителей к ремонту и изготовлению спортивного оборудования и атрибутики, изготовлению наглядной информации. Совместные мероприятия с родителями способствовали привлечению всей семьи к здоровому образу жизни, сплочению семей, коллектива, налаживанию взаимоотношений.

Транслировала опыт профессиональной деятельности педагогическому сообществу на городской научно-практической конференции дошкольных образовательных учреждений «Инновационные технологии в образовательном процессе» (2012г., сертификат). Провела мастер-класс для педагогов района по теме «Степ - на радость и здоровье» (2013 г.). Представляла опыт практической деятельности на различных уровнях: мастер-класс «Формирование культуры здоровьесбережения у детей дошкольного возраста в процессе компиляции современных физкультурно - оздоровительных технологий» на Августовской конференции работников дошкольного образования Орджоникидзевского района (2014г.);

Участвовала в реализации программы «Здоровье» совместно со студентами медицинской академии и МУДГБ № 15 (2013г., 2014г.); в методическом сопровождении педагогической практики студентов УрГПУ (благодарственное письмо 2015г.). Имею публикацию в сборнике Международной научно-практической конференции «Мастерство педагога и инновации в образовании» на тему «Интеграция физкультурно– оздоровительных технологий как средство повышения уровня здоровья дошкольников» (2015г.). Статьи «Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации» (2015г.), «Использование информационно-компьютерных технологий в работе с дошкольниками» (2016г.) опубликованы в сборнике статей дома учителя.

Являлась членом жюри городского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (2013г., 2015г.), городского спортивного праздника Фестиваль «Здоровье» (2015г.), районного конкурса ритмической гимнастики «Ритмы детства» (2014 г.), районного этапа конкурса «Воспитатель года» (2014г., 2015г.), районного конкурса проектов «Взрослые и дети» (2015г.). Являюсь разработчиком и организатором районного конкурса для инструкторов по физической культуре «Физкульт – Ура» (2015 г.). Принимала участие в стажировке молодых педагогов города Екатеринбурга, в качестве руководителя – стажера (2015г., 2016г.). Являюсь членом профессионально-педагогического объединения инструкторов по физической культуре в рамках городской ассоциации педагогов ДОУ г. Екатеринбурга.

С 2012 г. вхожу в состав специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий.

Принимала участие в профессиональных конкурсах: городской  конкурс «Воспитатель года - 2014» (1 место в номинации «Инструктор по физической культуре», 2014г.); XI Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно–оздоровительной и спортивной работы» (1 место на региональном этапе, 2014 г.; 2 место в финале конкурса, 2015г.).

Систематически прохожу курсы повышения квалификации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...