Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада
материал на тему

Комарова Марина Вячеславовна

Важные задачи ДОО - сохранять и укреплять здоровье детей, культивировать здоровый образ жизни. Одним из средств решения задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим современный педагогический процесс. Здоровьесберегающие  технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии   в педагогическом процессе детского сада

Цель здоровьесберегающих  технологий в  детском саду применительно к ребенку –  обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической  культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.

В нашем детском саду задачами  здоровьесбережения являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Выявление  основных показателей состояния здоровья  и развития детей

3. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

 4.Формированиеу детей положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом, к ЗОЖ в семье

5. Оказание адресной квалифицированной помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

6.Формирование у педагогического коллектива  валеологического подхода к

воспитанию дошкольников.

Виды    здоровьесберегающих технологий, используемых в МАДОУ:

Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского  работника в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация,)

 - организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиН

- организация здоровьесберегающей среды

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинской сестрой   детского сада.  Вся работа по физическому воспитанию детей в МАДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. На каждой группе детского сада ведется «Журнал здоровья», в котором содержится информация о антропометрических показателях детей, группах здоровья, содержатся комплексы релаксации, гимнастики после сна, картотека подвижных игр.

Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем по физической культуре,  на занятиях по физическому воспитанию, а также воспитателями на группах - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. Эту работу в нашем саду осуществляет педагог-психолог, она применяет такие технологии как сказкотерапия, песочная терапия.

Технологии валеологического просвещения родителей:

Семья и детский сад – это тот мир, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.В процессе организации единого здоровьесберегающего  пространства детского сада и семьи мы используем  разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы;

Наглядные стенды в раздевалках групповых комнат знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными особенностями детей. В  папках специалистов размещена информация практической направленности, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.      

На сегодняшний день проблема взаимодействия  детского сада и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье  нужны поддержка и сопровождение.

Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители не только строго выполняют рекомендации врача, но и становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.

Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:

• повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптимального двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;

• создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

• осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;

• расширять сотрудничество с семьей по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, изучение и активизацию педагогического потенциала семьи;

• осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта. Для успешной работы с родителями мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми. Для сознательного участия родителей и педагогов  в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений — все эти вопросы мы рассматриваем на родительских собраниях.  Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нем. Например, острая проблема современности — алкоголизм и наркомания. Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. Проводятся консультации, конкурсы на лучшие плакаты. Темы самые разнообразные: «Профилактические прививки — защита от  инфекционных болезней», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

 2 раза в течение года в ноябре и апреле  для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в  образовательный  процесс. В течение дня родители  имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, и другие режимные моменты. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, нам важно каждое их высказывание. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить.

 Родители  становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Папа, мама, я — спортивная семья», «День защитника Отечества», «А ну-ка , мамы».        

Считаем,  что  критериями  взаимодействия  детского сада  с родителями по вопросам здоровья  являются:  ценностное отношение друг  к другу, толерантность,  информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье,  включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результатами.

Коллектив  детского сада мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

Выводы:

Основным аспектом укрепления здоровья участников педагогического процесса  выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

• формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

• конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

• обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

• непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

• специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья)

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.

Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства

//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

 «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М., 2012.

Хайбатазова М.З «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»  журнал «Медработник» № 1/2015 год

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация активного отдыха в ДОУ" "Игрушка в педагогическом процессе детского сада"

«Организация активного отдыха в ДОУ» П л а н.  1.   Введение....

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры....

Консультация для воспитателей «Игра в педагогическом процессе детского сада»

Актуальность Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и...

"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"

Сюжетно-ролевая, это игра,которую создают сами дети,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта,трудовые процессы, отношение людей друг другу,их отдых,развлечения...

"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"

Сюжетно-ролевая игра,это игра которую дети создают сами,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы,отношение людей друг другу,их отдйх,развлеч...