Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада
материал на тему
Важные задачи ДОО - сохранять и укреплять здоровье детей, культивировать здоровый образ жизни. Одним из средств решения задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим современный педагогический процесс. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада
Цель здоровьесберегающих технологий в детском саду применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.
В нашем детском саду задачами здоровьесбережения являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Выявление основных показателей состояния здоровья и развития детей
3. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
4.Формированиеу детей положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом, к ЗОЖ в семье
5. Оказание адресной квалифицированной помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
6.Формирование у педагогического коллектива валеологического подхода к
воспитанию дошкольников.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в МАДОУ:
Медико-профилактическая технологии
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского работника в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация,)
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиН
- организация здоровьесберегающей среды
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинской сестрой детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в МАДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. На каждой группе детского сада ведется «Журнал здоровья», в котором содержится информация о антропометрических показателях детей, группах здоровья, содержатся комплексы релаксации, гимнастики после сна, картотека подвижных игр.
Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем по физической культуре, на занятиях по физическому воспитанию, а также воспитателями на группах - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. Эту работу в нашем саду осуществляет педагог-психолог, она применяет такие технологии как сказкотерапия, песочная терапия.
Технологии валеологического просвещения родителей:
Семья и детский сад – это тот мир, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства детского сада и семьи мы используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы;
Наглядные стенды в раздевалках групповых комнат знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными особенностями детей. В папках специалистов размещена информация практической направленности, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.
На сегодняшний день проблема взаимодействия детского сада и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.
Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители не только строго выполняют рекомендации врача, но и становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.
Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:
• повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптимального двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;
• создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;
• расширять сотрудничество с семьей по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, изучение и активизацию педагогического потенциала семьи;
• осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта. Для успешной работы с родителями мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми. Для сознательного участия родителей и педагогов в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений — все эти вопросы мы рассматриваем на родительских собраниях. Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нем. Например, острая проблема современности — алкоголизм и наркомания. Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. Проводятся консультации, конкурсы на лучшие плакаты. Темы самые разнообразные: «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.
2 раза в течение года в ноябре и апреле для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в образовательный процесс. В течение дня родители имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, и другие режимные моменты. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, нам важно каждое их высказывание. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить.
Родители становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Папа, мама, я — спортивная семья», «День защитника Отечества», «А ну-ка , мамы».
Считаем, что критериями взаимодействия детского сада с родителями по вопросам здоровья являются: ценностное отношение друг к другу, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результатами.
Коллектив детского сада мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.
Выводы:
Основным аспектом укрепления здоровья участников педагогического процесса выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:
• формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
• конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
• обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
• непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
• специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья)
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства
//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
«Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М., 2012.
Хайбатазова М.З «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» журнал «Медработник» № 1/2015 год
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация активного отдыха в ДОУ" "Игрушка в педагогическом процессе детского сада"
«Организация активного отдыха в ДОУ» П л а н. 1. Введение....
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры....
Консультация для воспитателей «Игра в педагогическом процессе детского сада»
Актуальность Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и...
"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"
Сюжетно-ролевая, это игра,которую создают сами дети,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта,трудовые процессы, отношение людей друг другу,их отдых,развлечения...
"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"
Сюжетно-ролевая игра,это игра которую дети создают сами,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы,отношение людей друг другу,их отдйх,развлеч...