Можно ли предупредить общее недоразвитие речи ? ( советы родителям )
консультация (средняя группа) на тему

Стук Ольга Николаевна

В статье даются советы по своевременному устранению нарушений звукопроизношения с целью предупреждения общего недоразвития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОЖНО ЛИ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ? Полноценная речь ребенка является необходимым условием его успешного обучения в школе.  Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте , до того как они превратятся в стойкий трудно-устранимый, сложный дефект. Именно в дошкольном периоде речь дошкольника развивается наиболее интенсивно, она наиболее гибка и податлива. В этом возрасте все виды дислалии (нарушениия  звукопроизношения) устраняются быстрее и легче. Сложное нарушение произношения может повлечь за собой ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Как это происходит? В процессе экспрессивной речи(внешней) возникают кинестетические ощущения от движений артикуляционных органов ( это язык , губы, челюсти, твердое и мягкое небо  ,альвеолы).Импульсы от этих кинестетических  раздражений идут к коре головного мозга. Известный русский физиолог И.П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их основным «базальным компонентом».Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. При дефектном произношении «базальный компонент « присутствует не целиком и, стало быть  , не происходит и полноценного развития  фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому ,что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует ) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки .В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи .При недостаточности фонематического восприятия  многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми.»Таким  образом у ребенка возникает целая «цепь « нарушений: фонетико-фонематические  и лексико-грамматические . Иными словами , в результате сложной дислалии (нарушении произношения нескольких групп звуков) появляется нарушение фонематического восприятия которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи , если не устранить его в дошкольном возрасте ,обязательно повлечет за собой нарушения письма и чтения. Вот какие  серьезные последствия может повлечь за собой дислалия (нарушение звуко произношения).Исправлять нарушения звукопроизношения следует не позже 4-5  лет ( в зависимости от условий развития речи ребенка).Само собой разумеется ,что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи ,так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит   название «возрастное или физиологическое косноязычие «И только после 4-5лет нарушение звукопроизношения считается патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....

Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)

В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка....

Информация для родителей «Как предупредить общее недоразвитие речи у ребенка»

Уважаемые, родители! Эта статья поможет вам узнать норму речевого развития вашего малыша, признаки речевого недоразвития, для предупреждения нарушения речи у ребенка....

Что значит "общее недоразвитие речи". Информация для родителей.

Кратко и доступно изложена информация об общем недоразвитии речи у детей, особенностях работы группы, даны советы родителям....