Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Иванова Елена Львовна

В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме: «Преодоление грамматических ошибок у детей- дошкольников»

Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т.е. допускают большое количество аграмматизмов в речи.

Всем знакомы такие речевые ошибки детей:

-« В лесу живёт много медведев, лисов, ежов, белков»

- «Это ухи, роты, стулы, дерева».

- «Это лапки лисячьи , это хвостик зайчачий, морда медведина»

- «Портфель сделан из кожи, значит, он кожавый»

Родители должны исправлять все ошибки детей, говорить ребёнку, как правильно нужно изменить слово.

Ниже приводится ряд речевых  упражнений, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.

  1. «Скажи ласково» или «Скажи про маленький предмет»

(Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет – «дом», а ты мне скажи про маленький – «домик»; стул – стульчик; дерево – деревце; кресло – креслице; нога – ножка, ноженька; корова – коровка, коровушка…)

  1. «Скажи про большой предмет» (глаза – глазищи; усы – усищи; руки – ручищи; ноги – ножищи; нос – носище; кот – котище)
  2. « Скажи про много»(« Я говорю об одном предмете, а ты скажи про много. Например, стоит стол – стоят столы; бежит белка – бегут белки; у ребёнка рот  - у детей рты; растёт дерево – растут деревья; висит полотенце – висят полотенца; чирикает воробей – чирикают воробьи; ползёт муравей – ползут муравьи)
  3. «Посчитай и скажи, сколько всего».

Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Нужно обратить внимание ребёнка, что при счёте слово изменяется 2 раза: первый раз при счёте 2(две собаки), а второй раз при счёте 5 (пять собак).

  1. «Чего не стало?»

Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребёнка: «Чего не стало на столе?»

Примерные ответы: «Не стало ручки, огурца, вилки, книги»

Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить: «Чего не стало?» (Не стало карандашей, ручек, тетрадей, листов, игрушек, кубиков, палочек…)

  1. « Почемучка». (Употребление существительных в творительном падеже)

Задайте ребёнку вопросы, послушайте ответы, исправьте, если нужно.

Вопросы: «Чем расчёсываются? Чем едят суп? Чем забивают гвозди? Чем рубят дрова? Чем едят второе блюдо? Чем рисуют? Чем режут хлеб? Чем открывают дверь? Чем моют полы?»

  1. «Из чего сделано?»

Предложите ребёнку определить, из чего сделан(а) стол, ручка, ваза, портфель, свеча, баночка, линейка и т.д.

Примерные ответы: « Ваза сделана из глины, значит, она глиняная. Ваза сделана из хрусталя, значит, она хрустальная. Пальто из кожи, значит, оно кожаное. Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая и т.д.

  1. « Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки)

Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это хвост волка, значит, он волчий. Это следы зайца, значит, следы заячьи.

  1. « Сравни два предмета».

Сравните с ребёнком два предмета по толщине, по длине, по высоте, по ширине и т.д.

Примерные ответы: «Эта палка широкая, а эта ещё шире. Этот дом высокий, а этот ещё выше. Эта книга толстая, а эта толще. Этот человек полный, а этот полнее. Эта лужа  глубокая, а эта ещё глубже. Этот карандаш острый, а этот ещё острее.»

    10 «Удивительные слова»

          (Слова, которые не изменяются)

          Девочка играет на пианино. В магазине продают пианино. На пианино лежат ноты.

Мальвина пошла в гости к Буратино. У Буратино золотой ключик. Я люблю Буратино.

Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, кафе, шоссе, алоэ и т.д.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении...

Использование экспериментально-исследовательской деятельности при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема ...

Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"....

Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.

Проект   способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность,  овладеть интегрированными способа...