Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст статьи147 КБ
Файл Презентация к статье1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Солонинкина Наталья Вячеславовна, учитель – логопед

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение чтению, развитие речи, даются в игровой форме.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

Коррекционно-развивающие игры имеют большой спектр возможностей. Они помогают:

● обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;

● повысить речевую мотивацию;

● компенсировать недостаточность фонематического слуха;

● повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;

● активизировать и восстановить высшие психические функции;

● автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества материала.

Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) II-III уровня, которое характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы. Одним из компонентов является фонематическое восприятие. С использованием игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста разработаны дидактические игры и игровые упражнения для преодоления фонематического недоразвития, эффективность которых проверялась в логопедических группах  дошкольного образовательного учреждения.

В эксперименте участвовало 14 детей: 12 из них поступили с диагнозом ОНР II-III уровня, два ребенка - задержкой речевого развития. Условно детей можно разделить на две группы. К первой группе (ЭГ-I) отнесли детей с хорошей памятью, достаточно устойчивым вниманием, умеющих быстро переключаться с одного задания на другое. У них хорошо развито логическое мышление, они любознательны, умело пользуются помощью взрослого и неплохо усваивают учебный материал. Тем не менее, у этих детей вербальная память заметно ниже смысловой, а слуховая хуже зрительной. Дети подвижны и неусидчивы. Непроизвольное запоминание у них значительно преобладает над  произвольным. Операции анализа, синтеза и сравнения вызывают некоторые затруднения.

Ко второй группе (ЭГ- II) относятся дети,  уровень познавательной деятельности которых  хуже, чем у детей первой группы. У них слабая память, неустойчивое внимание. Они с трудом переключаются с одного задания на другое, объем внимания невелик. Логическое мышление развито слабо, с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, они овладевают с трудом. Требуется длительное специальное обучение. Эти дети неусидчивы, заторможены, легко отвлекаются на занятиях. Запоминание  в основном непроизвольное, активность припоминания низкая.

Почти все дети соматически ослаблены, утомление наступает быстро. Поэтому для привлечения их внимания и активности познавательной деятельности в течение всего занятия необходимо:

● часто менять виды деятельности;

● использовать интересные, увлекательные и доступные способы изложения материала;

● применять наглядность;

● играть, так как игра в данном возрасте - самый любимый, интересный и продуктивный вид деятельности, развивающий мыслительные, физические способности, психику и речь.

Целью работы было исследование проблемы преодоления фонематических нарушений речи детей с общим недоразвитием речи и разработка дидактических игр и игровых упражнений, которые будут способствовать повышению эффективности работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР. Предмет исследования - дидактическая игра как средство преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Объект исследования - фонематическое восприятие детей, имеющих общее недоразвитие речи  II-III уровня. Исходя из цели, была сформулирована гипотеза: включение разработанных дидактических игр и игровых  упражнений в индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,  способствует преодолению фонематических нарушений и повышению эффективности  коррекционной  работы.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по данной проблеме;

- изучить состав экспериментальной группы и выявить уровень речевого развития детей;

- организовать обучающий эксперимент;

- выявить и проанализировать результаты эксперимента;

- разработать  методические рекомендации к проведению коррекционной педагогической  работы с дошкольниками.

Для решения данных задач были использована следующие методы: анализ литературы по проблеме; наблюдение за детьми и за коррекционно-воспитательным процессом; анализ анамнестических данных; констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент и контрольный; анализ полученных в ходе исследования данных.

Экспериментальная работа включала следующие этапы

I. Констатирующий  этап.

Цель - выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей на начальном этапе коррекционной работы.

 Задача  – определить уровень развития фонематического слуха данной группы детей в начале учебного года.

Для выявления уровня фонематического слуха и восприятия детям предлагались следующие упражнения:

I – Определение наличия звука в слове.

II- Выделение первого и последнего звука в слове.

III- Определение позиции звука в слове.

IV- Определение последовательности и количества звуков в слове.

               V- Дифференциация звуков.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента,  позволил сделать вывод, что для детей ЭГ- I и ЭГ-II характерны средний и низкий уровни развития фонематического слуха. Дети не могли без ошибок повторить цепочку слогов, затруднялись в определении наличия заданного звука в слове, не умели выделять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, проводить звуковой анализ слова. Диаграмма №1.

  Результаты констатирующего этапа эксперимента

%

II. Формирующий этап (обучающий).

Цель - подобрать коррекционные дидактические игры на первый год обучения для формирования и повышения уровня фонематического восприятия у детей с ОНР II-III уровня с учетом всех особенностей развития детей.

Задачи:

-формирование правильного звукопроизношения;

-развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений

 с помощью специально подобранных дидактических игр и упражнений;

-активизация и обогащение словарного запаса;

-развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.

На данном этапе были  введены разработанные дидактические игры и упражнения на первый год обучения. При этом были использованы методики Т.Б.Филичевой, Т.В Тумановой, Г.В.Чиркиной, Г.С.Швайко, Т.А.Ткаченко.

I период- игры на выделение гласных звуков из ряда других звуков, выделение первого и последнего согласного звука в словах. («Учим волшебный язык», «Найди звук», «Жуки», «Кто внимательный», «Лото», «Логопедическое домино», «Цепочка», «Кто больше?», «Где мой домик?», «Веселые зайчики»).

II период- игры на дифференциацию звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове, определение позиции звука в слове, выделение гласного звука в положении после согласного, анализ и синтез прямого слога.(«Веселые зайчики», «Волшебный поезд», «Чудо дерево», «Соберем урожай», «Лото», «Выбери картинки», «Цепочка», «Чудесный мешочек»,«Скажи наоборот», «Телефон», «Подарки для Сони», «Кому письмо?», «Четвертый лишний»).

III период- игры на различение на слух и в произношении изучаемых звуков; определение наличия данных звуков в слове и их позиции; преобразование слов путем замены первых звуков, анализ и синтез прямых и обратных слогов, односложных слов.(«Выбери картинки», «Синички», «Живые звуки», «Найди схему», «Угадай-ка», «Телевизор», «Пирамида», «Новоселье», «Закончи предложение», «Покажи букву», «Ромашка», «Покажи цифру», «Умные часы»).

Данные игры использовались систематически на индивидуальных и подгрупповых занятиях, видоизменялись и усложнялись, в зависимости от целей занятий.

III. Контрольный этап эксперимента. Чтобы сопоставить результаты обследования, на этом этапе были использованы те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного эксперимента можно сделать вывод об эффективности применяемых дидактических игр и упражнений. Вновь проводились те же задания для детей. Смысл заданий остался тем же, изменилась только форма. Положительная динамика очевидна, дети показали лучшие результаты относительно констатирующего эксперимента. Уровень фонематического слуха и восприятия у детей значительно вырос в обеих группах. В ЭГ-I дети показали высокий и средний уровень развития фонематического восприятия. В ЭГ-II большинство детей показал средний уровень развития фонематического восприятия и слуха, двое детей из ЭГ- II приблизились к результатам детей ЭГ-I с высоким уровнем развития, двое детей показали низкий уровень, но со значительным улучшением  выполнения контрольных упражнений (это дети с диагнозом задержки речевого развития). Диаграмма№2.

Результаты контрольного этапа эксперимента

    %

Результаты исследования доказали эффективность предложенных  дидактических игр и игровых упражнений для преодоления фонематических нарушений у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель - логопед Солонинкина . Н.В. Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Города Москвы "Школа № 777 Имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова" ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Слайд 2

«ИГРА - ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА, В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ И КОТОРЫЙ ПРИЗВАНЫ ИЗМЕНИТЬ» А . М. ГОРЬКИЙ

Слайд 3

● обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий; ● повысить речевую мотивацию; ● компенсировать недостаточность фонематического слуха; ● повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование; ● активизировать и восстановить высшие психические функции ; ● автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества материала. СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР:

Слайд 4

ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ- исследование проблемы преодоления фонематических нарушений речи детей с общим недоразвитием речи и разработка системы дидактических игр, способствующих развитию фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ- дидактическая игра, как средство преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - фонематическое восприятие детей, имеющих общее недоразвитие речи II - III уровня.

Слайд 5

ГИПОТЕЗА : включение системы дидактических игр и игровых упражнений в индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, способствует преодолению фонематических нарушений и повышению эффективности коррекционной работы.

Слайд 6

ЗАДАЧИ : ● изучить литературу по данной теме; ● изучить состав экспериментальной группы и выявить уровень речевого развития детей; ● организовать обучающий эксперимент; ● выявить и проанализировать результаты эксперимента; ● разработать методические рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы для преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. МЕТОДЫ: теоретический анализ литературы, за коррекционно-воспитательным процессом, анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Слайд 7

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА : I . Констатирующий этап. Цель - выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей на начальном этапе коррекционной работы. Задача – определить уровень развития фонематического слуха данной группы детей в начале учебного года. II . Формирующий этап. Цель - подобрать коррекционные дидактические игры на первый год обучения для формирования и повышения уровня фонематического восприятия у детей с ОНР II - III уровня, с учетом всех особенностей развития детей. Задачи : ●формирование правильного звукопроизношения; ● развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений с помощью специально подобранных дидактических игр и упражнений. ● активизация и обогащение словарного запаса; ● развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.

Слайд 8

“ ЖИВЫЕ ЗВУКИ ”

Слайд 9

“ ВЫБЕРИ КАРТИНКИ ”

Слайд 10

“ ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК ”

Слайд 11

“ СОСТАВЬ УЗОР ”

Слайд 12

“ НАЙДИ СХЕМУ ”

Слайд 13

“ УМНЫЕ ЧАСЫ ”

Слайд 14

“ ЦЕПОЧКА ”

Слайд 15

“ РАСШИФРУЙ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ ”

Слайд 16

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА; Цель - сравнить уровни фонематического восприятия в начале и в конце учебного года, используя те же диагностические методики Задача : определить уровень развития фонематического восприятия и слуха после введения предложенной системы дидактических игр и игровых упражнений на индивидуальных и подгрупповых занятия в течение учебного года.

Слайд 17

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Слайд 18

Результаты контрольного этапа эксперимента

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.

Проект   способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность,  овладеть интегрированными способа...