Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
материал (старшая группа) на тему

Шайдуллина Гузялия Асхатовна

Артикуляционная гимнастика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_artik.gimn_.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего         существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.  

            

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Структурное подразделение

«Детский сад Улыбка»

ГБОУ СОШ с.Камышла

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   

Учитель-логопед

СП Детский сад Улыбка»

Шайдуллина Г.А.

 

Камышла, 2017

Сказка о веселом язычке

      Жил веселый язычок,

(Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе).

Запирался на крючок.

(Делают язычок узким, кончик поднимают вверх)

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

(Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением)

А потом ты наклонись.

(Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы).

А затем подскоки, бег —

 (Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу).

Тут совсем не до утех.

(Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

(Стараются сделать язычок как можно уже).

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

(Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот)

Зубы чистил, полоскал,

(Имитируют полоскание ротовой полости.)

А умылся — засверкал.

(Кончиком языка облизывают губы).

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

(Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка).

С вкусным вареньем,

(Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.)

С большим наслажденьем.

(Улыбаются, сомкнув зубы).

Взялся язычок за дело —

И работа закипела:

(Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы).

Подметал, белил и мыл —

(Отрабатывают подъем языка и его подвижность).

Ничего он не забыл.

 (Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба).

Прогуляться он пошел,

(Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

(Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы)

На качелях покачался,

(Двигают языком вверх-вниз с посте- пенным ускорением).

На лошадке поскакал,

(Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

(Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы).

Дверь закрыл и улыбнулся.

(Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются).

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

(Делают язык широким)

Наигрался и заснул.

(Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают). 

Рекомендации к проведению

 артикуляционных упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например, «Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?» Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

 Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.

Рекомендации к проведению

 артикуляционных упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например, «Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?» Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

 Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.

Рекомендации к проведению

 артикуляционных упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы.

Например, «Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?» Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

 Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Гимнастика для глаз

для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Гимнастика для глаз

для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Гимнастика для глаз

для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для педагогов "Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного"

В буклете представлена специальная гимнастика для глаз, разработанная группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного....

Памятка для родителей "Гимнастика для пальчиков"

В данном материале можно найти описание с примерами всех видов гимнастики для рук и пальцев, которые можно использовать при работ с детьми, для улучшения моторики....

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"...

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста...