Тема по самообразованию "Использование возможностей центра естественно-научной направленности «Точка роста» на уроках биологии."
занимательные факты

Домина  Елена  Владимировна

Цели и план работы над этой темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Использование возможностей центра естественно-научной направленности «Точка роста» на уроках биологии»

Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе  мультилабораторий по «Точке роста»

3. Направить жизнедеятельность детей в школьном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.

4. Систематизировать изученную литературу.

Перспективный план работы

занятий, основных видов учебной деятельности

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Здоровье человека 3  часа

 1

Биосоциальная природа человека. Виды здоровья

Физическое, психическое и репродуктивное здоровье

Вводный урок - постановка учебной задачи. Практическая работа

Знают основные типы здоровья человека, описывают принципы поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека.

2

Человек как объект исследования различных наук

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования.  

Продвинутая лекция. Практическая работа

Пользуясь справочным материалом и  дополнительной литературой составляют словарь терминов по данной теме

3

Красота и здоровье

Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. Практическая работа

Описывают эталона красоты у разных народов пользуясь дополнительной литературой и ресурсами Интернета

 Изучение организма человека  13  часов

4

Генетика человека. Генеалогическое древо

Факторы здоровья

Практическая работа

Анализируют материал по теме. Проектируют этапы работы. Составляют генеалогическое древо своей семьи

5

Строение организма  и регуляция  его работы

Органы, регуляция организма – нервная и гуморальная

Практическая работа

Пользуясь предложенным перечнем  органов и опираясь на справочные материалы, заполняют таблицу. Группируют органы по системам.

6

Опорно-двигательная система. Определение параметров антропометрического  и функционального  развития

Скелет, его части кости

Практическая работа

Проводят оценку своего антропометрического и функционального развития

7

Мой портфель

Портфель, ортопедическая спинка, сколиоз, осанка

Практическая  работа.

Проекты

Проводят санитарно-гигиеническую оценку школьного портфеля.

Проектируют этапы работы над проектом

8

Изучение влияние высоты  каблука  у  учениц  5-11 классов  школы  на состояние  опорно-двигательной  системы

Ортопедия,  плоскостопие

Практическая  исследовательская работа

На основе изучения строения и функций ОДС проводят оценку рисков использования высоких каблуков у девочек подросткового  возраста. Проводят  исследование в школе

9

Строение и гигиена ротовой полости

Стоматология, зубы, зубочелюстные аномалии

Экскурсия в стоматологию. Исследовательская работа

Разрабатывают и описывают принципы гигиены ротовой полости, проводят исследование

10

Системы кровообращения и дыхания. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам

Кровеносная и дыхательная системы, АД, ЧСС, ЧД, ЖЕЛ.

Практическая работа

Проводят оценку состояния здоровья на основе функциональных проб

11

Кожа. Гигиена кожи

Эпидермис, дерма, гиподерма, косметология

Экскурсия в косметологический кабинет, исследование

Определяют тип своей кожи, формулируют основные  правила гигиены кожи, проектируют исследование

12

Внимание и память

Память – зрительная, слуховая,  внимание – произвольное и непроизвольное

Практическая работа

Оценивают объем  видов памяти  и внимания

13

Звуковое восприятие. Гигиена слуха

Наружное, среднее и внутреннее ухо, шумовая  болезнь

Практическая работа.  Исследовательский проект

Определяют факторы, снижающие слух, формулируют правила, способствующие сохранению и  укреплению слухового  анализатора.  Проектируют исследование

14

Иллюзии

Виды иллюзий

Практическая  работа. Исследовательский проект

Оценивают свои ощущения во время изучения иллюзий. Проводят исследование предпочтения в выборе одежды  для своей фигуры

15

Образ жизни и здоровье

Образ жизни и здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Контроль и коррекция -

работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Объясняют взаимосвязь состояния здоровья человека и состояния природной среды; называют основные условия, влияющие на здоровье человека, объясняют необходимость ведения ЗОЖ.

16

Разработка  паспорта  здоровья

Паспорт здоровья

Практическая  работа

Разрабатывают и заполняют паспорт здоровья школьника, на основании  работ, выполненных ранее

Мое здоровье  в моих руках   10 часов

17

Нормы питания. Оценка  рациона  питания

Пирамида рационального  питания, рацион питания

Практическая  работа

Проектируют режим здорового питания,  описывают свой режим питания, проводят его оценку с точки зрения организации здорового питания, делают выводы

18

Быстрое питание, или фастфуд

Консерванты, фастфуд, «быстрая еда»

Проектная деятельность

Провести оценку влияния быстрого питания на  здоровье человека,  используя ресурсы Интернета создают антирекламу чипсам, гамбургерам, газировки

19

Модные напитки

Кислотность среды

Практическая  исследовательская  работа

Определяют  pHсамых  популярных  напитков, проводят оценку питательной ценности некоторых напитков и их влияние на  здоровье человека

20

Мороженое: секреты маркировки

Мороженое, эмульгаторы,  красители, ароматизаторы

Практическая работа, проектная деятельность

Проводят органолептическую оценку качества мороженого, изучают маркировку продукта,  оформляют проект

21

Тату и пирсинг: за и против

Пирсинг, история тату

Практическая исследовательская работа

Проводят оценку  рисков для здоровья  при  использовании тату и пирсинга, оформляют исследовательскую работу

22

 Стресс. Организация  зон релаксации  в школе

Стресс, его виды

Проектная деятельность

Разрабатывают проект  зоны релаксации в школе, разрабатывают эскиз цветочной композиции  учебного  кабинета, создают видеоаудиокомпозиции  для релаксации педагогов и учащихся

23

О вреде курения

Никотин, болезни курильщиков

Практическая  работа

Изучают  влияние курения на здоровье человека,  разрабатывают меры профилактики  табакокурения,  используя ресурсы Интернета создают антирекламу курения

24

Отрицательное влияние на организм  человека ядовитых веществ. Алкоголизм, наркомания, токсикомания

Наркомания, токсикомания

Практическая работа

Изучают влияние употребления ядовитых  веществ на организм человека, формулируют  принципы  здорового  образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, наркомании, токсикомании

25

Подготовимся к выезду на отдых

Хищные и ядовитые животные и растения, опасные грибы

Практическая работа

Оценивают опасность на отдыхе, составляют анкету и проводят опрос учащихся по теме, составляют  и изучают правила первой помощи  при встрече с опасными животными, используя ресурсы Интернета готовят слайд-экскурс по маршрутам своего  путешествия

26

 Право на здоровье

Государственная служба здравоохранения, частная система здравоохранения, социальное страхование, САНПИН

Практическая работа

Изучают основы права в области  здравоохранения, проводят оценку санитарно-гигиенического состояния ОУ

Репродуктивное здоровье  человека. Семейные ценности  7 часов

27

Значение и формы размножения  в природе

Размножение, оплодотворение, партеногенез

Практическая работа

На основе  эволюционного  учения проводят оценку  полового  и бесполого размножения

28

Репродуктивное здоровье человека. Планирование семьи

Репродуктивное  здоровье,  планирование семьи

Практическая работа

С помощью справочного  материала обосновывают значение репродуктивного  здоровья в демографической  политике страны

29

Инфекции, передающиеся половым путем

Венерические заболевания, ВИЧ, СПИД

Практическая  работа

На основе справочного  материала и  дополнительной литературы обосновывают  значение профилактических   по предотвращению  распространения ИППП

30

Биологическая  и социальная  роль мужчины и  женщины

Мужественность, Мужество,  женственность, гендер, равноправие, право, обязанность, этикет

Практическая работа

Проводят оценку качеств,  свойственных  женщинам и мужчинам,  проектируют поведение между полами на основе правил этикета

31

Как ему (ей)  понравиться?

Мужское обаяние, женское очарование

Практическая  работа

Проводят оценку качеств,  свойственных себе и своим сверстникам, оценив не только  внешние данные, но и внутренний мир

32

Семья и культура мира: традиции,  обычаи, праздники, стереотипы

Семья, семейно-брачные отношения

Практическая работа

Проводят оценку семейных традиций разных народов, формулируют ценности своей семьи

33

Плюсы и минусы гражданского брака

Гражданский брак

Практическая работа

Поводят оценку преимуществ и недостатков гражданского  брака

34

Итоговое занятие

Литература для учителя

Учебник для общеобразовательных школ: «Биология. 8 класс» (авт. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.).

Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии: «Анатомия и физиология человека» (авт. М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина). – М., Просвещение, 1998.

Культура здоровья человека. 6-7 классы (авт. В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева), практикум с основами экологического проектирования. – М.: «ВАКО» 2015.

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы (авт. Л.П. Анастасова, В.ЧС. Кучменко, Т. А. Цехмистренко), методическое пособие 6-9 классы. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

Практикум  с основами  экологического  проектирования, авторская программа  В.П. Александрова, И.В.  Болгова,     М.,   «Вако»,  2015 год.

Приложение №1

Консультация для родителей

«Берегите глаза своих детей!»

Роль зрения, глаз в жизни человека трудно переоценить. Слабовидящим или слепым людям очень трудно жить в нашем мире. Они совсем по-другому всё воспринимают: на ощупь, по запаху, на слух, им непросто ориентироваться в пространстве. Эти люди нуждаются в постоянной заботе со стороны других людей, им нужна помощь. По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для детей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда ребёнок спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства.

Забота о глазах начинается с питания. Известно, что здоровье нашего организма в целом и всех его органов по отдельности напрямую зависит прежде всего от того, насколько правильно мы питаемся. И наши глаза здесь не исключение: им очень важно, чем мы их «кормим».

Наши глаза очень любят чернику, голубику и гранаты, которые содержат мощные антиоксиданты, помогающие не допустить дистрофии сетчатки. Именно дистрофия сетчатки является одной из главных причин необратимой утраты зрения в старости. Также полезны ягоды вишни и черешни. Они богаты биофлавоноидами, которые укрепляют мелкие кровеносные сосуды, по которым в глаза и ткани мозга поступают кислород и питательные вещества. Поэтому в летний сезон постарайтесь не отказывать себе в этих ягодах и фруктах.

Существуют правила, способствующие сохранению хорошего зрения, которые необходимо учить детей выполнять.

1. Не разрешайте детям смотреть телевизор дольше 30 мин.

2. Во время просмотра телевизора ребёнок должен находиться не ближе 2-х метров от экрана.

3. У компьютера детям можно проводить не больше 10 мин. в день.

4. Необходимо следить за посадкой ребёнка за столом, когда он рассматривает иллюстрации в книгах, рисует: СПИНА должна быть прямая, книга или лист бумаги должны находиться на расстоянии 30-35 см.. При неправильной осанке деформируются позвоночные диски, в результате сколиоз, а это как следствие сосудистой недостаточности головного мозга. Из-за  кислородного голодания страдают все системы организма. Угнетается работа зрительных нервов в коре головного мозга.

5. Чтобы не повредить глаза, нельзя: — кидаться камнями, льдом, песком, землей; — нельзя бросать игрушки в лицо; — нельзя тереть глаза грязными руками; — надо обращаться очень осторожно с колющими и режущими предметами.

6. Необходимо читать, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах при хорошем освещении. Источник света должен находиться слева от ребёнка (окно, лампа и т. д)

7. Чтобы сохранить у ребёнка хорошее зрение, надо обязательно не реже, чем 1 раз в год, показывать ребёнка врачу — офтальмологу!

8. Необходимо внимательно следить за ребёнком и в случае обнаружения, что ребёнок присматривается, щуриться отвести к окулисту для проверки остроты зрения и выписывания очков.

9. Надо учить детей защищать глаза от солнца, яркого света, ожога с помощью затемненных очков.

10. Учите детей защищать глаза от пыли, воды, сильной струи воздуха. В этих случаях необходимо надевать защитные очки.

Один из наиболее удобных и проверенных способов — детская гимнастика для глаз. Медики разработали тысячи комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером. Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях. Пусть малыш двигает глазками «верх-вниз, влево-вправо. Попросите ребенка зажмуриться, снять напряжение, считая до десяти. Если умеет — пусть считает сам. Если нет — помогите ему. Чтобы снять напряжение в глазках, малыш должен один раз в 1-2 часа переключать зрение. Для этого попросите его смотреть вдаль в течение 5-10 минут. Немаловажно, чтобы он периодически еще и закрывал глазки для отдыха на 1-2 минуты. Предложите ребёнку представить себя Буратино. Ребенок должен закрыть глаза и посмотреть таким образом на кончик своего носика, а взрослый в это время пусть посчитает до 8. Малышу нужно представить, что его носик растет, а он следит этим занимательным процессом с закрытыми глазками. Потом нос также должен уменьшаться — считайте в этот раз оборот: от 8 до 1. Попросите малыша не поворачивать головы, но при этом пусть он смотрит сначала медленно вправо, потом — прямо, потом медленно повернет глаза влево и снова прямо. Следует проделать то же самое, только вверх и вниз. Два раза повторить. Еще одно хорошее упражнение — закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев. Верхнее веко от носа к наружному краю глаз, а нижнее веко от наружного края к носу, потом — наоборот. Такое упражнение для глаз детей ослабляет мышцы и улучшает кровообращение Чтобы малыш тренировал зрение, ему полезно играть с яркими, подвижными игрушками. Пусть они прыгают, катаются, кувыркаются и вертятся. И помните — зрение нарушается медленно. И также медленно оно восстанавливается. Это, конечно, если естественным путем.

Соблюдая эти несложные правила, дети смогут сохранить хорошее зрение, защитить и сберечь свои глаза. А гимнастика, которую ребёнок будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глаз

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"

Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Викторина "Умники и Умницы" на тему "Законы природы

Викторина -  позволяет не только интересно проводить время, но и расширяет кругозор, развивает детскую смекалку, а также пробуждает интерес к окружающему нас миру....

КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научного направления) старший возрастной кластер опытно-экспериментальная деятельность на тему "Действительно ли полезны молочные продукты для здоровья человека?"

Польза молочных продуктов не вызывает сомнений практически ни у кого. Каждый ребенок сможет рассказать о множестве полезных свойств молока для человеческого организма. А действительно ли так полезны м...

Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"

Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"...