Проект "Элементы пальчиковой йоги для дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Крупина Анастасия Алексеевна

В первую очередь необходимое условие для успешного развития речи у ребенка, являются здоровьесберегающие технологии.  Одна из явных проблем в овладении речью ребенком - это  слабое  развитие  мелкой  моторики  рук, которая  не  позволяет организовывать  разнообразную  игровую  деятельность. Поэтому остро встал вопрос о поиске новых инновационных форм  для использовании в области «Физическое развитие»  в здоровьесберегающей технологии -пальчиковая  гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokt_palchikgimnast_562.docx332.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 562

Проект «Элементы «Пальчиковой йоги»,

как новая инновационная форма здоровьесберегающих технологий  

с детьми с ТНР 5-7 лет»

https://pp.userapi.com/c836521/v836521050/42d06/rPSOS7S90m8.jpg

Составитель:

инструктор по физической культуре

Крупина А.А.

1 квалификационная категория

2017г.

Пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155)  выделяет основную цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

 В нашем дошкольном образовательном учреждении, комбинированного вида учителя-логопеды провели речевой обследование детей в возрасте 4-7 лет, которое показало, что из 155 воспитанников. 31 ребенок в возрасте 5-7  лет - с тяжелыми нарушениями речи и 32 ребенка с различными отклонениями, что составляет 58 % от общего количества обследованных детей (92 чел.). Такой вывод говорит о том, развитие речи в данном учреждении, в котором две группы детей с тяжелыми нарушениями речи, имеет широкий масштаб проблемы, которую должны учитывать в образовательном процессе все педагоги, задействованные в НОД.   Использование всестороннего речевого развития в воспитании детей поможет в дальнейшем избежать многих проблем в получении среднего образования, обеспечит полноценное общение  детям среди сверстников и социальным окружением. А также применение здоровьесберегающих технологий по развитию речи с другими детьми нашего ДОО. Воспитание и обучение ребенка с акцентом на речевое развитие значимая  задача современного образования.

В первую очередь необходимое условие для успешного развития речи у ребенка, являются здоровьесберегающие технологии.  Одна из явных проблем в овладении речью ребенком - это  слабое  развитие  мелкой  моторики  рук, которая  не  позволяет организовывать  разнообразную  игровую  деятельность. Поэтому остро встал вопрос о поиске новых инновационных форм  для использовании в области «Физическое развитие»  в здоровьесберегающей технологии -пальчиковая  гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

       - помогает развивать речь;

       - развивает эмоциональную выразительность;

       - повышает работоспособность головного мозга;

       - развивает внимание, память, воображение;

       - способствует развитию пространственного мышления;

       - снимает тревожность.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны,   увлекательны.   Дети с удовольствием  принимают участие в таких играх.

Исходя из актуальности проблемы в развитии речи у дошкольников,  были  сформулированы  объект и  предмет проекта.

Тема проекта: использование  элементов «Пальчиковая йога», как новых инновационных форм здоровьесберегающих технологий  с детьми с ТНР 5-7 лет

Объектом исследования является процесс речевого развития детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования – создание логопедических (речевых) условий сопровождения двигательной активности детей дошкольного возраста, на основе развития предметно-пространственной окружающей среды.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: долгосрочный

Вид проекта: игровой, творческий

Актуальность проблемы: Поиск и внедрение эффективных методов и форм образовательного процесса для успешного овладения речью, укрепления здоровья ребенка и приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий.

Цель: сформировать речевую активность через здоровьесберегающие технологии  и активное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Задачи: 1. Разработать и наполнить развивающую предметно-пространственную среду, в том числе и нетрадиционным оборудованием для развития мелкой моторики.

2. Способствовать овладению речью посредством  общения со сверстниками, инструктором во время проведения пальчиковой гимнастики.

3. Обогащать активный словарь.

 4. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (звукопроизношение, умение выразительно повторять за педагогом).

5. Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками с нарушением речи.

6. Создание тесного взаимодействия  ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития речи с помощью здоровьесберегающих технологий.

Своими корнями пальчиковая гимнастика уходит в древнейшие оздоровительные системы, в первую очередь китайскую гимнастику ушу и мудра-йогу.

 Йога для пальцев – это особое положение рук, комбинаций и фигур пальцев,  с помощью которых в нужных направлениях распределяется энергия, благодаря чему снимается боль, устраняются причины заболевания, создается оздоровительный эффект.

В странах Востока издревле знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук в различных ситуациях.

Знания о мудрах (пальчиковой йоге) идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.

         Влияние комбинаций на состояние организма.

Каждому пальцу руки соответствует энергетика определенного участка тела: большой палец – соотносится с волей, логикой, любовью и «эго» человека; указательный палец – связан с познанием, мудростью, властолюбием и уверенностью в себе; средний палец – вносит равновесие в жизнь, так как связан с терпением и способностью контролировать чувства; безымянный палец – отвечает за здоровье, активность и жизненную энергию; мизинец – соотносится с творческими способностями человека, умением видеть и ценить прекрасное.

Известно, что наше тело – сложный энергетический механизм, тесно связанный с энергетикой Земли и солнечной системы. Определенное положение пальцев рук – это создание определенной энергетической конфигурации, которая позволяет воздействовать на тело и душу.

Группы людей, которым полезно использование пальчиковой йоги:

- дети, дети с ОВЗ;

- пожилые люди, ведущие малоподвижный образ жизни;

- больные, желающие поскорей выздороветь;

- все, кто хочет укрепить свой иммунитет.

Аспекты мудр (каждая мудра имеет свои аспекты или показания):

Физиологический аспект: восстанавливают физические силы организма; восстанавливают физиологическое равновесие в организме.

Психический аспект: дают внутреннее спокойствие; убирают эмоции; восстанавливают психику.

Терапевтический эффект: улучшает обмен веществ в организме; восстанавливают эндокринную и центральную нервную систему.

Преимущества пальчиковой йоги, позволяющие детям с ОНР:

- подготовить руку к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;

- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- стимулировать фантазию, проявление творческих способностей;

- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвращает возможность возникновения неврозов;

- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности  несловесного общения.

Комбинации  можно выполнять:

-Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально; во время

утренней гимнастики; на физкультминутках; на физкультурных занятиях перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу; на прогулке в тёплое время года.

Техника и рекомендации  выполнения мудр:

- Научиться складывать пальцы в целительные комбинации несложно –  

 надо лишь внимательно прочитать рекомендации и присмотреться к

рисункам, фотографиям.

- Выполнять мудры можно в любом положении тела: лёжа, стоя, сидя, на ходу (например, на прогулке). Можно закрыть на время глаза, постараться успокоиться (как бы отрешиться от всего постороннего). Неплохо мысленно себе представить приятный цвет (надо знать его!). Место должно быть по возможности комфортным (не должно быть резких раздражителей). Главное условие – выполнять мудры необходимо в спокойной обстановке, лицом на восток.

- При составлении мудр соприкосновение пальцев, должно быть лёгким, в подавляющем большинстве случаев только подушечками, хотя существуют и другие принципы построения мудр. Остальные пальцы могут находиться в любой удобной позиции. Если они выпрямлены, то не должны быть в напряжённом состоянии.

- Не напрягайте пальцы, а делайте как получится. Чтобы пальцы стали более гибкими и складывались правильно, постоянно разминайте их, складывайте, делая всевозможные комбинации. Дети любят комбинацию из трёх пальцев – это есть начало мудры. Такая гимнастическая разминка уже принесет пользу вашему здоровью. Вот тогда и мудры будут выполняться успешнее.

- Длительность эффективного выполнения не менее 45 минут в день. Лучше разбить на 2-3 «подхода».

- Мудры можно выполнять только физически соединяя пальцы, к сожалению, мысленно мудры выполнять невозможно, так как воображению трудно «проследить» за правильным соединением нескольких пальцев одной или двух рук.

Выполняя  комбинации совместно с ребёнком, которые так напоминают пальчиковые игры, получают оздоровительный эффект все задействованные участники процесса: педагоги и родители.

Выполняя их можно получить очень хороший результат, не только по развитию речи, но и для улучшения здоровья ребёнка.

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.  Рекомендуются  всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

 На фото видна разница выполнения упражнений пальчиковой гимнастики: в первом варианте нагрузка, а соответственно и польза, минимальна, во втором варианте – мышцы работают в полном объеме (возможны даже болевые симптомы, что является нормальным, как при выполнении любых физических упражнений).  (слайд)

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

-развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. воспроизведение образов предметов с помощью пальцев.
 

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

-развивают точную координацию движений;

-учат разгибать и сгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Систематическое проведение пальчиковой гимнастики во всех видах образовательной деятельности, поможет сформировать речевую активность  и активное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым, через здоровьесберегающие технологии.

https://pp.userapi.com/c836521/v836521050/42ce1/NyWjstjsvHU.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Веселая йога для дошкольников"

Ознокомление педогогов с некоторыми методами оздоровления детей....

ХАТХА-ЙОГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неукл...

Мастер-класс "Весёлая йога для дошкольников

конспект мастер-класса, фото...

Мастер-класс. Тема: «Пальчиковая йога как часть обучающего взаимодействия с детьми с ОНР 5-7 лет»

Йога для пальцев – это особое положение рук, комбинаций и фигур пальцев,  с помощью которых в нужных направлениях распределяется энергия, благодаря чему снимается боль, устраняются причины заболе...

Картотека пальчиковой йоги

Картотека пальчиковой йоги...

Мастер-класс "Пальчиковая йога, как часть обучающего взаимодействия педагога с детьми"

Опыт работы  с детьми раннего возраста по всестороннему развитию  посредством пальчиковой йоги....