Мастер-класс "Пальчиковая йога, как часть обучающего взаимодействия педагога с детьми"
материал (младшая группа) на тему

Алексеева Маргарита Алексеевна

Опыт работы  с детьми раннего возраста по всестороннему развитию  посредством пальчиковой йоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx45.26 КБ
Файл palchikovaya_yoga.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

МАСТЕР-КЛАСС

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА,

 КАК ЧАСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ»

Декабрь 2017

Подготовила Алексеева М.А. воспитатель 1 квалификационной категории

ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА,

 КАК ЧАСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья детей. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Но если ребенок сам научится заботиться о своем здоровье – успех гарантирован.

    Всем нам хорошо знакома пальчиковая гимнастика. Дети с удовольствием играют в эти игры . Я со своими воспитанниками не исключение.

 Оказывается, в  странах Востока издревле знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук и  всегда использовали её,  как доступный способ исцеления тела, решения проблем психологического и эмоционального характера.

А  в  период адаптации ребенка   ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА  актуальна как никогда. При поступлении в детский сад  дети изначально имеют неодинаковые стартовые возможности:

1 Разная степень социальной, психологической  готовности 

2. Особенности социального окружения.

3. Условия семейного воспитания.

Все это  не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада.  Поэтому именно пальчиковая йога  позволяет сгладить (устранить)  данную проблему.

Символическое расположение пальцев рук или по-другому ритуальный язык жестов.- носит название Мудра, что в переводе означает дарить радость

Как работают мудры?

Каждому пальцу руки соответствует энергетика определенного участка тела:                         большой палец — соотносится с волей, логикой, любовью и «эго» человека;

указательный палец — связан с познанием, мудростью, властолюбием и уверенностью в себе;

средний палец — вносит равновесие в жизнь, так как связан с терпением и способностью контролировать чувства;

безымянный палец — отвечает за здоровье, активность и жизненную энергию;

мизинец — соотносится с творческими способностями человека, умением видеть и ценить прекрасное.

По сути, дети занимаются йогой постоянно. Понаблюдайте за ними . Что не поза, то асана!  Что не игра рук, пальцев –то мудра. Дети – наши учителя! И уж  если  мы  находимся  рядом с ними, у нас есть чудесная возможность самим поучиться у них.   

С самого рождения дети, неосознанно складывают комбинацию из трех пальцев, нам она тоже хорошо знакома - это и есть начало мудры. Такая пальчиковая разминка уже несет пользу  здоровью тому, кто ее применяет .

 МУДРА ЗАЩИТЫ - так называется эта комбинация, убирает чувство тревоги и незащищенности. Очень действенна во время конфликтных и стрессовых ситуаций, помогает отстоять свою точку зрения.  Согласитесь, что каждый пользуется этой комбинацией из трех пальцев, но не каждый знает  о ее пользе.

 Игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию в тандеме тело - разум,

, а именно,  развивает речь;

 умение вслушиваться в нашу речь и понимать ее,

повышает речевую активность,  

создает  благоприятную эмоциональную сферу;

развивает память ребенка;

кисти и пальцы рук становятся сильными, подвижными и гибкими.

Для детей раннего возраста занятие пальчиковой йогой  не должно иметь характер групповых занятий .  Выполнять данную гимнастику можно  с небольшой подгруппой детей или индивидуально в любое время дня.   При этом совершенно неважно, сидит ребенок, стоит или лежит.

В  случае необходимости их можно делать где угодно: на прогулке, во время игры, перед сном в кроватке.

   Некоторые упражнения можно выполнять не вынимая рук из карманов и  варежек  Главное условие выполнение мудр,  в том,  что они должны воспроизводиться  двумя руками одновременно.

   Взрослому человеку научиться складывать пальцы в целительные комбинации  несложно — надо лишь повнимательнее присмотреться к  фотографиям. Что касается детей, особенно детей раннего возраста то   тут без игры не обойтись т. .к  им  сложно усидеть на месте дольше 3-5 минут.  Они с трудом контролируют внимание на чем-то одном.

   Поэтому в своей работе часто  использую стихи, потешки, сказки, иллюстративный материал. В простой, доступной форме знакомлю  детей с упражнениями и даю элементарные знания о том, что их выполнение помогают нам не болеть, быть сильными и здоровыми. Исходя из этого,  данную работу   строю по принципу сознание – энергия, потрудились – отдохнули .  

Своим воспитанникам я предлагаю самые простые  упражнения, которые несут  оздоровительный и обучающий  характер: 

Например  Мудра «Черепаха»                                                                                       Складывая вместе с ребенком черепашку, мы пробуждаете его воображение и фантазию. С каждым разом ручки становятся  более умелыми и ловкими, а фигурка из пальчиков не только развлечет его, но и сыграет развивающую роль. 

Методика исполнения проста : пальцы правой руки смыкаются с

пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи". Руки нужно держать спокойно, без напряжения. . Длительность проведения любой мудры  3-5 минут. Поэтому во время ее выполнения,    рассказываю  короткую сказку о черепашке и улитке. 

      Жила-была Черепашка. Она носила свой домик на себе. 
Однажды отправилась она на прогулку. Вдруг видит – ползет навстречу Улиточка, печальная-препечальная.
Черепашка ей говорит:- Привет, Улиточка!.  Почему ты такая грустная?
А Улиточка рассказывает:
- Эх, Черепашка, я так устала носить свой домик на себе! Он такой большой, такой тяжелый, я так медленно с ним ползу. Я очень устала, поэтому я такая грустная!..
Черепашка отвечает: - Улиточка, посмотри, я же тоже ношу свой домик на себе! Он такой большой, такой красивый, такой прочный – мне в нем никакие враги не страшны. И я всегда, когда захочу, могу оказаться у себя дома. Мне мой домик очень нравится!
Улиточка посмотрела и говорит:
- И правда, Черепашка, у меня же тоже очень хороший домик! Такой красивый, как завиточек. И в нем очень удобно спать… Спасибо тебе, Черепашка! Я теперь тоже буду радоваться своему домику!
Улиточка улыбнулась и поползла дальше. А Черепашка поползла в другую сторону.     Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Следующая  мудра, которую выполняют наши дети,  носит название Зуб Дракона 

Эта мудра помогает преодолеть стресс, эмоциональную нестабильность,  а также   восстанавливает координацию движений.

Методика исполнения такова : большие пальцы обеих рук прижаты к внутренней поверхности ладоней. Указательные пальцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх. Третий, четвертый и пятый пальцы согнуты и прижаты к ладони.

Во время ее выполнения читаю стихотворение:    

В. Рычихина
Дракоша  чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки  Дракона  – белый ряд
И нисколько не болят.  

(Вместо слова «Дракоша» можно  называть имя ребенка)

     Особый интерес у детей вызывает   Театр теней

 Здесь мы можем закреплять мудры в виде игры с тенью.

Например «Мудра знания»

 Детям можно назвать мудру игрой двух "петушков". Можно  научить малыша делать петушков, которые танцуют, ссорятся, поют "ку-ка-ре-ку". Можно  разыграть сценки между большим петушком и маленьким,  такое представление доставит много радости и взрослым, и детям. Польза от этого упражнения также велика. Она улучшает память, мышление, внимание, успокаивает и снимает тревогу, что так необходимо в период адаптации                                                                    Изображение

Выполняя ту или иную мудру, каждый раз стараюсь придумывать что-то интересное и веселое, чтобы оздоровление было не скучно.  Очень важно, чтобы ребенок получал удовлетворение от  этих занятий.

     В результате  работы по данной теме,   период адаптация детей к детскому саду прошёл  без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

Я  рекомендую  использовать МУДРЫ, которые так напоминают пальчиковые игры. Выполняя их совместно с ребёнком, можно получить очень хороший результат, не только по развитию речи, но и для улучшения здоровья  не только  ребенка,  но и своего.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал №3 МАДОУ « Верхнекетский детский сад» ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА, КАК ЧАСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ. Выполнила Алексеева М.А. воспитатель

Слайд 2

Мы не можем заниматься йогой, йога – наше естественное состояние. Но мы можем применять методы йоги, когда понимаем, что сопротивляемся своему естественному состоянию. ( Шерон Геннон ) Ц Е Л И З А Д А Ч И Ц И Т А Т А Сохранение и укрепление здоровья детей Повышение защитных функций организма и общей работоспособности организма. Профилактика простудных заболеваний. Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения рук осознано, легко и красиво; Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки; Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

Слайд 3

Гиперактивность Беспокойство, стрессы Нарушение питания Слаборазвитость мышц ног, рук, спины. Актуальность Йоги

Слайд 4

Воля, логика. Познание, мудрость. Равновесие в жизни Здоровье, активность. Творческие способности

Слайд 5

Йога вокруг нас

Слайд 6

Мудра Защиты

Слайд 8

Условия выполнения мудр Выполняйте упражнения в проветриваемой комнате: свежий воздух и свет солнца сделают свое дело. Следуйте принципу - от простого к сложному . Чтобы воздействие было комплексным, выполняйте в течение дня не одну мудру , а несколько. Для «пальчиковой йоге » подойдет любое время: утренние мудрые жесты помогут запастись бодростью на весь день, а вечерние — окажут успокаивающее действие. Главное условие выполнение мудр, в том, что они должны воспроизводиться двумя руками одновременно. Выберите те позиции кистей рук, которые придутся по душе детям . Все упражнения делаются в медленнм темпе и сопровождаются показом и чётким произнесением текста. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент

Слайд 9

Принцип знакомство детей с пальчиковой йогой сознание энергия

Слайд 10

Мудра «Черепаха»

Слайд 11

Зуб Дракона

Слайд 12

Театр теней

Слайд 13

Всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...

Мастер-класс. Тема: «Пальчиковая йога как часть обучающего взаимодействия с детьми с ОНР 5-7 лет»

Йога для пальцев – это особое положение рук, комбинаций и фигур пальцев,  с помощью которых в нужных направлениях распределяется энергия, благодаря чему снимается боль, устраняются причины заболе...

Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»

Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...

Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"

Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при эт...