Мастер-класс "Пальчиковая йога, как часть обучающего взаимодействия педагога с детьми"
материал (младшая группа) на тему
Опыт работы с детьми раннего возраста по всестороннему развитию посредством пальчиковой йоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.26 КБ |
![]() | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»
МАСТЕР-КЛАСС
«ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА,
КАК ЧАСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ»
Декабрь 2017
Подготовила Алексеева М.А. воспитатель 1 квалификационной категории
ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА,
КАК ЧАСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья детей. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Но если ребенок сам научится заботиться о своем здоровье – успех гарантирован.
Всем нам хорошо знакома пальчиковая гимнастика. Дети с удовольствием играют в эти игры . Я со своими воспитанниками не исключение.
Оказывается, в странах Востока издревле знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук и всегда использовали её, как доступный способ исцеления тела, решения проблем психологического и эмоционального характера.
А в период адаптации ребенка ПАЛЬЧИКОВАЯ ЙОГА актуальна как никогда. При поступлении в детский сад дети изначально имеют неодинаковые стартовые возможности:
1 Разная степень социальной, психологической готовности
2. Особенности социального окружения.
3. Условия семейного воспитания.
Все это не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно пальчиковая йога позволяет сгладить (устранить) данную проблему.
Символическое расположение пальцев рук или по-другому ритуальный язык жестов.- носит название Мудра, что в переводе означает дарить радость
Как работают мудры?
Каждому пальцу руки соответствует энергетика определенного участка тела: большой палец — соотносится с волей, логикой, любовью и «эго» человека;
указательный палец — связан с познанием, мудростью, властолюбием и уверенностью в себе;
средний палец — вносит равновесие в жизнь, так как связан с терпением и способностью контролировать чувства;
безымянный палец — отвечает за здоровье, активность и жизненную энергию;
мизинец — соотносится с творческими способностями человека, умением видеть и ценить прекрасное.
По сути, дети занимаются йогой постоянно. Понаблюдайте за ними . Что не поза, то асана! Что не игра рук, пальцев –то мудра. Дети – наши учителя! И уж если мы находимся рядом с ними, у нас есть чудесная возможность самим поучиться у них.
С самого рождения дети, неосознанно складывают комбинацию из трех пальцев, нам она тоже хорошо знакома - это и есть начало мудры. Такая пальчиковая разминка уже несет пользу здоровью тому, кто ее применяет .
МУДРА ЗАЩИТЫ - так называется эта комбинация, убирает чувство тревоги и незащищенности. Очень действенна во время конфликтных и стрессовых ситуаций, помогает отстоять свою точку зрения. Согласитесь, что каждый пользуется этой комбинацией из трех пальцев, но не каждый знает о ее пользе.
Игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию в тандеме тело - разум,
, а именно, развивает речь;
умение вслушиваться в нашу речь и понимать ее,
повышает речевую активность,
создает благоприятную эмоциональную сферу;
развивает память ребенка;
кисти и пальцы рук становятся сильными, подвижными и гибкими.
Для детей раннего возраста занятие пальчиковой йогой не должно иметь характер групповых занятий . Выполнять данную гимнастику можно с небольшой подгруппой детей или индивидуально в любое время дня. При этом совершенно неважно, сидит ребенок, стоит или лежит.
В случае необходимости их можно делать где угодно: на прогулке, во время игры, перед сном в кроватке.
Некоторые упражнения можно выполнять не вынимая рук из карманов и варежек Главное условие выполнение мудр, в том, что они должны воспроизводиться двумя руками одновременно.
Взрослому человеку научиться складывать пальцы в целительные комбинации несложно — надо лишь повнимательнее присмотреться к фотографиям. Что касается детей, особенно детей раннего возраста то тут без игры не обойтись т. .к им сложно усидеть на месте дольше 3-5 минут. Они с трудом контролируют внимание на чем-то одном.
Поэтому в своей работе часто использую стихи, потешки, сказки, иллюстративный материал. В простой, доступной форме знакомлю детей с упражнениями и даю элементарные знания о том, что их выполнение помогают нам не болеть, быть сильными и здоровыми. Исходя из этого, данную работу строю по принципу сознание – энергия, потрудились – отдохнули .
Своим воспитанникам я предлагаю самые простые упражнения, которые несут оздоровительный и обучающий характер:
Например Мудра «Черепаха» Складывая вместе с ребенком черепашку, мы пробуждаете его воображение и фантазию. С каждым разом ручки становятся более умелыми и ловкими, а фигурка из пальчиков не только развлечет его, но и сыграет развивающую роль.
Методика исполнения проста : пальцы правой руки смыкаются с
пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи". Руки нужно держать спокойно, без напряжения. . Длительность проведения любой мудры 3-5 минут. Поэтому во время ее выполнения, рассказываю короткую сказку о черепашке и улитке.
Жила-была Черепашка. Она носила свой домик на себе.
Однажды отправилась она на прогулку. Вдруг видит – ползет навстречу Улиточка, печальная-препечальная.
Черепашка ей говорит:- Привет, Улиточка!. Почему ты такая грустная?
А Улиточка рассказывает:
- Эх, Черепашка, я так устала носить свой домик на себе! Он такой большой, такой тяжелый, я так медленно с ним ползу. Я очень устала, поэтому я такая грустная!..
Черепашка отвечает: - Улиточка, посмотри, я же тоже ношу свой домик на себе! Он такой большой, такой красивый, такой прочный – мне в нем никакие враги не страшны. И я всегда, когда захочу, могу оказаться у себя дома. Мне мой домик очень нравится!
Улиточка посмотрела и говорит:
- И правда, Черепашка, у меня же тоже очень хороший домик! Такой красивый, как завиточек. И в нем очень удобно спать… Спасибо тебе, Черепашка! Я теперь тоже буду радоваться своему домику!
Улиточка улыбнулась и поползла дальше. А Черепашка поползла в другую сторону. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Следующая мудра, которую выполняют наши дети, носит название Зуб Дракона
Эта мудра помогает преодолеть стресс, эмоциональную нестабильность, а также восстанавливает координацию движений.
Методика исполнения такова : большие пальцы обеих рук прижаты к внутренней поверхности ладоней. Указательные пальцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх. Третий, четвертый и пятый пальцы согнуты и прижаты к ладони.
Во время ее выполнения читаю стихотворение:
В. Рычихина
Дракоша чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Дракона – белый ряд
И нисколько не болят.
(Вместо слова «Дракоша» можно называть имя ребенка)
Особый интерес у детей вызывает Театр теней
Здесь мы можем закреплять мудры в виде игры с тенью.
Например «Мудра знания»
Детям можно назвать мудру игрой двух "петушков". Можно научить малыша делать петушков, которые танцуют, ссорятся, поют "ку-ка-ре-ку". Можно разыграть сценки между большим петушком и маленьким, такое представление доставит много радости и взрослым, и детям. Польза от этого упражнения также велика. Она улучшает память, мышление, внимание, успокаивает и снимает тревогу, что так необходимо в период адаптации
Выполняя ту или иную мудру, каждый раз стараюсь придумывать что-то интересное и веселое, чтобы оздоровление было не скучно. Очень важно, чтобы ребенок получал удовлетворение от этих занятий.
В результате работы по данной теме, период адаптация детей к детскому саду прошёл без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Я рекомендую использовать МУДРЫ, которые так напоминают пальчиковые игры. Выполняя их совместно с ребёнком, можно получить очень хороший результат, не только по развитию речи, но и для улучшения здоровья не только ребенка, но и своего.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы не можем заниматься йогой, йога – наше естественное состояние. Но мы можем применять методы йоги, когда понимаем, что сопротивляемся своему естественному состоянию. ( Шерон Геннон ) Ц Е Л И З А Д А Ч И Ц И Т А Т А Сохранение и укрепление здоровья детей Повышение защитных функций организма и общей работоспособности организма. Профилактика простудных заболеваний. Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения рук осознано, легко и красиво; Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки; Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
Гиперактивность Беспокойство, стрессы Нарушение питания Слаборазвитость мышц ног, рук, спины. Актуальность Йоги
Воля, логика. Познание, мудрость. Равновесие в жизни Здоровье, активность. Творческие способности
Йога вокруг нас
Мудра Защиты
Условия выполнения мудр Выполняйте упражнения в проветриваемой комнате: свежий воздух и свет солнца сделают свое дело. Следуйте принципу - от простого к сложному . Чтобы воздействие было комплексным, выполняйте в течение дня не одну мудру , а несколько. Для «пальчиковой йоге » подойдет любое время: утренние мудрые жесты помогут запастись бодростью на весь день, а вечерние — окажут успокаивающее действие. Главное условие выполнение мудр, в том, что они должны воспроизводиться двумя руками одновременно. Выберите те позиции кистей рук, которые придутся по душе детям . Все упражнения делаются в медленнм темпе и сопровождаются показом и чётким произнесением текста. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент
Принцип знакомство детей с пальчиковой йогой сознание энергия
Мудра «Черепаха»
Зуб Дракона
Театр теней
Всем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/24/picture-274368-1374616445.jpg)
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....
Практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми»
Взаимодействие педагогов с детьми по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208239-1361378461.jpg)
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-262846-1473704582.jpg)
Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"
Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...
Мастер-класс. Тема: «Пальчиковая йога как часть обучающего взаимодействия с детьми с ОНР 5-7 лет»
Йога для пальцев – это особое положение рук, комбинаций и фигур пальцев, с помощью которых в нужных направлениях распределяется энергия, благодаря чему снимается боль, устраняются причины заболе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-978433-1517237417.jpg)
Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»
Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-693077-1446712752.jpg)
Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"
Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при эт...