Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"
консультация на тему

Ирина Викторовна Мещерякова

Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».

В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при этом абсолютно все работают, только оказывают разное влияние на формирование личности детей.

Существует 6 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

1позиция: Карабас-Барабас (авторитарный стиль)

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщица, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним. Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

2 позиция: Мальвина (авторитарный стиль)

Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей.

3 позиция: Снежная королева (авторитарный стиль)

Цель Снежной королевы - власть над миром. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире,). Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева, искусно воспитывает рабов и функционеров.

4 позиция: Красная шапочка (либерально-попустительский стиль)

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий.  Позиции воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

5 позиция: Наседка (либерально-попустительский стиль)

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

6 позиция: Мери Поппинс (демократический стиль)

 Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри, Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Итак, из представленных 6 воспитательских позиций пять не обеспечивают полноценного развития способностей, шестая, адекватная, воспитательская позиция Мери Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. А, как известно, полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.

Естественно, мы должны понимать о том, «чистом» виде, как показывает практика, каждый из этих стилей общения встречается редко. Бывает, что педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия c детьми.

Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического (Карабаса-Барабаса и Мэри-Поппинс, Снежной Королевы и Мэри Поппинс), а демократический стиль c либеральным (Мэри-Поппинс и Красной Шапочки, Мэри-Поппинс и Наседки, Мальвина и Мэри Поппинс) и т.д. Редко сочетаются друг c другом черты авторитарного и либерального стиля (например, Карабас-Барабас не сможет иметь черты Наседки или Красной Шапочки по объективным причинам (хотя в рамках другой обстановки это имеет место быть (педагог на работе -деспот, по отношению к своим детям родным не в силах даже сделать замечание).

Таким образом, правильно выбранный стиль взаимодействия педагога с детьми, следование требованиям педагогического такта, создают прекрасную атмосферу в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Это результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».

В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при этом абсолютно все работают, только оказывают разное влияние на формирование личности детей.

Существует 6 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

1позиция: Карабас-Барабас (авторитарный стиль)

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщица, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним. Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

2 позиция: Мальвина (авторитарный стиль)

Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей.

3 позиция: Снежная королева (авторитарный стиль)

Цель Снежной королевы - власть над миром. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире,). Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева, искусно воспитывает рабов и функционеров.

4 позиция: Красная шапочка (либерально-попустительский стиль)

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий.  Позиции воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

5 позиция: Наседка (либерально-попустительский стиль)

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

6 позиция: Мери Поппинс (демократический стиль)

 Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри, Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Итак, из представленных 6 воспитательских позиций пять не обеспечивают полноценного развития способностей, шестая, адекватная, воспитательская позиция Мери Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. А, как известно, полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.

Естественно, мы должны понимать о том, «чистом» виде, как показывает практика, каждый из этих стилей общения встречается редко. Бывает, что педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия c детьми.

Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического (Карабаса-Барабаса и Мэри-Поппинс, Снежной Королевы и Мэри Поппинс), а демократический стиль c либеральным (Мэри-Поппинс и Красной Шапочки, Мэри-Поппинс и Наседки, Мальвина и Мэри Поппинс) и т.д. Редко сочетаются друг c другом черты авторитарного и либерального стиля (например, Карабас-Барабас не сможет иметь черты Наседки или Красной Шапочки по объективным причинам (хотя в рамках другой обстановки это имеет место быть (педагог на работе -деспот, по отношению к своим детям родным не в силах даже сделать замечание).

Таким образом, правильно выбранный стиль взаимодействия педагога с детьми, следование требованиям педагогического такта, создают прекрасную атмосферу в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Это результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука

Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...

Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми

Семинар-практикум Слайд 1.«Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми»Цель: Рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьм...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Утренний круг, как партнерское взаимодействия педагога с детьми.

Создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и   общению....

Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности

В статье представлены основные понятия по взаимодействию, виды связей детского сада и родителей, направленное на взаимодействие; этапы сотрудничества с родителями; классификации взаимодействия ДОУ и с...

Партнерское взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.

Цель взаимодействия ДОУ с семьей — установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в усло...

Позитивный опыт разностороннего развития детей как результата партнерского взаимодействия педагогов и родителей

понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера, практические действия в этом направлении дают положительный результат.В данной статье...