Главные вкладки

    Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы" Подготовительная группа.
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Гребенникова Оксана Александровна

    Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"

    Подготовительная группа.

    Пояснительная записка.
    Радость, счастье и гордость родителей, когда в доме здоровый ребёнок. Организм ребёнка растёт и развивается непрерывно. Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Ребёнок нормально растёт и развивается только при правильном воспитании и уходе за ним, т.е. строгом соблюдении режима дня. При последовательном распределении во времени основных физиологических потребностей, оздоровительных мероприятий, психологического развития, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления.
    Здоровье – показатель качества воспитательной работы.
    Фундамент здоровья, физического, психического закладывается именно в детстве. Поэтому уже с дошкольного возраста ребёнок должен познавать себя, свой организм и учиться беречь здоровья с детства. Период развития от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Развитие скелета в этом возрасте ещё не закончено, в нём остаётся много хрящевой ткани, что даёт возможным дальнейший рост, но в то же время обуславливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой нагрузки они могут деформироваться. При нарушении осанки особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребёнок быстро утомляется, у него появляются головные боли.
    Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысления к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
    На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлёва, Ю.П. Лисицин, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев)
    Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать коллектив дошкольного учреждения.
    Детям необходимо дать знания о собственном теле. Познакомить с его строением и отдельными частями тела. Познакомить с ролью каждой части тела и гигиеной тела. Приучать правильно действовать в случае заболевания, при повреждениях и недомоганиях. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, порезах и ушибах.
    Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
    Воспитание ребёнка здоровым – это значит с самого раннего детства научить вести здоровый образ жизни, т.е научить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом.
    Список литературы.
    · Программа «От рождения до школы»
    · Л.В. Абдульманова «Родничок здоровья» (старший дошкольный возраст). Программа, методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005.
    · А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» — М.: ТЦ Сфера, 2004
    · И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», для работы с детьми 5 – 7 лет, пособие для педагогов дошкольных учреждений М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
    · А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» — М.: ТЦ Сфера, 2004
    · Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет» — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
    · «Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации»/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель,2008.
    · Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Месяц

    Тема

    Задачи

    Содержание

    Совместная деятельность

    Самостоятельная деятельность

    Твой режим дня
    (70, 31)

    Сформировать представления о правильном режиме дня.
    Закрепить последовательность действий утром, днем и вечером.
    Воспитывать желание соблюдать режим дня.

    1. И.М. В гости к детям приходит бабушка мальчика Вити и жалуется на то, что мальчик всё время болеет. Как вы думаете, почему у Вити слабое здоровье?
    2. Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу».
    3. Беседа по содержанию стихотворения:
    — Соблюдает ли Витя режим дня?
    — Правильно ли он питается?
    — Закаляет ли бабушка Витю?
    — Как помочь укрепить Витино здоровье?
    4. Гитмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
    5. Д/и «Режим дня»
    6. Итог занятия: дети с воспитателем составляют модель здорового образа жизни для Вити. Бабушка благодарит детей и угощает фруктами.

    Д/и «Режим дня»
    Цель: закрепить у детей последовательность действий в течении дня.
    Д/и «Что перепутал художник»
    Цель: закрепить представления о правильном режиме дня.
    Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
    Цель: развитие речи детей и умения рассуждать.

    В учебной зоне– вывесить плакат «Твой режим дня», выложить дидактические игры «Режим дня», «Части судок» и «Что перепутал художник»
    В умывальной комнате — вывесить последовательность мытья рук.
    В библиотеке– выставить книги с произведениями «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Про мимозу», «Козлёнок, который не хотел умываться»

    Откуда берутся болезни
    (63, 89)
    (71,53)

    Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах.
    Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения.
    Научить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.

    1. П.С. В группу к детям приходит Незнайка. Он чихает и кашляет, при этом не прикрывает рот носовым платком. Расскажем Незнайке правила поведения человека при простуде.
    2. Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?»
    — Почему человек заболевает?
    — Как вы думаете, каким образом микробы могут проникнуть внутрь организма?
    — Почему заболевшему человеку необходимо пользоваться носовым платком?
    — Какие правила больному нужно соблюдать, чтобы быстрее выздороветь?
    3. П/и «Полезные продукты»
    4. Самомассаж биологически активных точек «Неболейка»
    5. Итог занятия: проводится сюжетно – ролевая игра «Больница», в ходе которой Незнайка выздоравливает.

    Д/и «Оденься правильно»
    Цель: выявить умения детей выбирать одежду по сезону.
    Игра по ТРИЗ «Что будет если …»
    Цель: закрепление правил поведения в осеннее – зимний период»
    Конструктивная деятельность «Больница для игрушек»
    Цель: закреплять умение детей конструированию по образцу.
    Досуг «Осторожно микробы»
    Цель: формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах (71, 65)

    В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».
    В уголок конструирования– подготовить образцы постройки здания больницы и различный строительный материал (кубики, конструктор «Лего»)
    В учебную зону – выставить дидактическую игру «Одень куклу на прогулку» и вывесить картину «На приёме у врача».
    В физкультурный уголок — подготовить атрибуты для подвижной игры «Полезные продукты»

    С врачами нужно нам дружить
    (70, 82)

    Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы.
    Учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.

    1. И.М. Дети заходят в группу и видят, что у кукол повязки на руках, ногах, горле и т.д. Как вы думаете, что случилось с нашими игрушками?
    2. Вопросы к детям:
    — Как узнать кто из кукол, чем болен?
    — К каким врачам каждому из них нужно обратиться за помощью?
    — Расскажите о своём визите в поликлинику.
    3. Д/и «Угадай, что за доктор»
    4. Ритмическая пауза «Мы в автобусе сидим»
    5. С/р игра «Поликлиника».
    6. Итог занятия: все игрушки здоровы и дети вместе с ними танцуют.

    Разучивание стихотворения «Прививка»
    Цель: формирование положительного отношения к прививкам, развитие речи и памяти детей.
    Рассматривание альбома «Наши врачи»
    Цель: закрепить знания детей о многообразии специалистов – врачей в поликлинике.
    Д/и «Продолжи определение»
    Цель: формирование умения формулировать определения

    В игровую зону– приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Поликлиника», «Аптека»
    В учебную зону – выложить альбом «Наши врачи»
    В театральный уголокподготовить атрибуты к инсценировки отрывка сказки «Добрый доктор Айболит»
    В уголке творчества– выложить образцы рисования: врача, скорой помощи, больницы; организовать выставку детских рисунков «Добрый доктор»

    Мой организм (63, 87)
    (71,53)

    Дать представления об устройстве человеческого организма.
    Познакомить детей с понятиями «сердце», «легкие», «желудок», «скелет» и их основными функциями.
    Воспитывать у детей интерес к изучению человеческого организма.

    1. И.М. Дети получают посылку от Знайки, в которой плакат с изображением человеческого организма. Ребята, как вы думаете, о чём Знайка хочет, чтобы мы сегодня узнали?
    2. Рассматривание плаката.
    3. Д/и «Покажи, что назову»
    4. Физминутка «Спорт – здоровье» (6, 28)
    5. Рассказ воспитателя о строении человеческого организма.
    6. вопросы к детям:
    — Зачем человеку сердце?
    — Нужен ли человеку скелет и для чего?
    — С помощью какого органа дышит человек?
    — Как пища попадает в желудок?
    7. Итог занятия: «Что означает выражение «золотое сердце»?
    Нарисуйте любого сказочного персонажа, у которого было «золотое сердце»

    Д/и «Кто что делает»
    Цель: знакомство с функциями органов»
    Задание «Знакомство с работой сердца»
    Цель: научить детей определять пульс с лучевой артерии.
    Лепка человеческой фигуры на металлическом каркасе.
    Цель: продолжать знакомство с человеческим скелетом и его функциями.
    Дыхательное упражнение «Дровосек»
    Цель: развитие органов дыхания у детей.

    В физкультурном уголке– выложить игрушки для развития дыхания, вывесить пособие «5 волшебных точек», ростомер и игрушки для подпрыгивания.
    В уголок творчества– выложить пластилин и схему лепки фигуры человека.
    В учебной зоне– поместить плакаты «Кровеносная система», «Дыхательная система», «Скелет» и «Пищеварительная система»

    Кто с закалкой дружит – никогда не тужит.
    (68,7)
    (71, 59)

    Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма.
    Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья.
    Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

    1. И.М. В группу к детям заходит Незнайка и сообщает, что доктор Пилюлькин прописал ему закаливание. А что это он не знает. Поможем Незнайке, расскажем про закаливающие процедуры.
    2. Беседа:
    — Как вы понимаете фразу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
    — Расскажите, как вы закаливаетесь в детском саду и дома?
    — А как закаливание влияет на здоровье человеческого организма.
    4. Физминутка «На зарядке, на заре» (6, 11)
    5.Чтение рассказа «Волшебный морж»
    6. Вопросы к детям:
    — Как волшебный морж помог Ване закаливаться?
    — Как вы думаете, что кроме здоровья, морж помог закалить мальчику?
    — Какие правила при закаливании нужно знать?
    7. Итог занятия: дети показывают Незнайке, как они закаляют свой организм в группе.

    Физкультурный досуг «На спортивной площадке»
    Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение двигательной активности, развитие чувства товарищества.
    Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»
    Цель: воспитание любви к водным процедурам, развитие творческих способностей детей.
    Загадки детям.
    Цель: знакомство с тем, как животные ухаживают за собой.
    Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
    Цель: закрепление знаний о пользе закаливания.

    В умывальной комнате– поместить последовательность мытья рук и обливания ног прохладной водой.
    В театральный уголок — выложить атрибуты для инсценировки сказки «Мойдодыр»
    В игровой зоне — приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Семья».
    В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры.
    В учебной зоне-выложить альбом «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» и дидактическую игру «Одень куклу по сезону»

    Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже.
    (67, 105)

    Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных.
    Познакомить с основными функциями кожи.
    Воспитывать осознанное желание у детей по уходу за кожей своего тела.

    1. И.М. В группу к детям заходит грязный Незнайка, собирается есть яблоко. Воспитатель просит его сначала вымыть руки. Он отказывается. Дети, расскажем Незнайке, почему нужно следить за чистотой своих рук.
    2. Вопросы к детям:
    — Ребята, а нужно следить только за чистотой рук?
    — Что может случится с Незнайкой, если он не будет мыться?
    3. Рассказ воспитателя о кожных покровах человека и животных, их значении.
    4. Ритмическая пауза под музыку «Все ребята любят мыться»
    5. Загадки детям о средствах гигиены.
    6. Д/и «Чтобы кожа была здоровой»
    7. Итог занятия: дети отправляются с Незнайкой мыть руки, лицо и уши.

    Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены»
    Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, упражнять детей называть предмет по заданным признакам.
    Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
    Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.
    Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
    Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

    В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская»
    В учебную зону –выложить дидактические игры «Наши помощники» и «Чтобы кожа была здоровой»

    В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры.
    В библиотекувыложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Волшебный морж», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

    Сон – лучшее лекарство

    Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении.
    Сформировать у детей правила подготовки ко сну.
    Воспитывать положительное отношение ко сну.

    1. И.М. В группу к детям приходит Незнайка. Он жалуется на то, что вечером долго не может уснуть, а когда спит, то ему снятся страшные сны. Как помочь Незнайке?
    2. Вопросы к детям:
    — Зачем нужен сон?
    — Как вы себя чувствуете, когда не выспались?
    — Сколькими способами можно спать?
    — А вы знаете, как спят птицы, рыбы, звери?
    3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»
    4. Гимнастика после сна «Солнце глянуло в кроватку»
    5. Д/и «Как готовится ко сну»
    6. Тренинг «Страшные сны»
    7. Итог занятия: дети рисуют для Незнайки добрые сны. Незнайка благодарит детей и уходит.

    Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось»
    Цель: развивать связную речь детей, учить детей не бояться сновидений.
    Д/и «Что сначала, что потом»
    Цель: закрепить последовательность действий детей перед сном.
    Тренинг «Страшные сны»
    Цель: учить детей не бояться сновидений.
    Разучивание колыбельных песен.
    Цель: развитие памяти и певческих способностей детей

    В уголок творчества — выложить шаблоны звёзд, месяца, кровати, подушки.
    В игровую зону — подготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»
    В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня», иллюстративный материал «Как спят звери, птицы, рыбы»; вывесить плакат «Части суток».

    Зелёная аптека
    (66, 91)
    (71,50)

    Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира.
    Закрепить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
    Воспитывать у детей бережное отношение к миру растений.

    1. И.М. В гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает детям о том, что в лесу он главный лекарь. А как же Лесовичок помогает животным без лекарств?
    2. Вопросы к детям:
    — Как нужно себя вести, чтобы оставаться здоровым?
    — Как вас лечат дома, если вы вдруг простудились?
    — Чем можно вылечить простуду, если лекарства под рукою нет?
    3. Рассказ Лесовичка о свойствах лекарственных растений.
    4. Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
    5. Кроссворд от Лесовичка «Зелёная аптека»
    6. Итог занятия: Лесовичок рад, что вы смогли разгадать его кроссворд и запомнить лекарственные растения, поэтому дарит вам малиновое варенье (чаепитие с Лесовичком)

    Загадки детям о лекарственных растениях
    Цель: закрепление знаний о лечебных свойствах лекарственных растений.
    Д/и «что лишнее»
    Цель: Развитие умения классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку.
    Общение «Если ты в лесу поранил ногу»
    Цель: познакомить детей с основными кровоостанавливающими растениями.
    Д/и по экологии «Лекарства под ногами»
    Цель: расширить знания о лекарственных растениях в жизни человека.

    В уголок природы– выложить гербарий с лекарственными растениями и иллюстративный материал «Правила поведения в природе»
    В уголок творчества– образцы рисования малины, винограда, одуванчика, капусты и т.д.
    В библиотеку — выложить книги о целебных растениях, детскую энциклопедию «Растения»
    В учебную зону– выложить дидактическое пособие «Первая медицинская помощь при травмах», дидактическую игру «Что лишнее»

    Игра «Что? Где? Когда?»
    (66, 127)

    Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
    Воспитывать у детей чувство коллективизма.

    1. Организационный момент (воспитатель сообщает, что занятие будет проходить в форме игры, дети делятся на команды, выбирают капитанов и название своим командам, представляются судьи)
    2. На столе у педагога барабан, на которых разложены конверты с заданиями. Их прислали телезрители – сказочные персонажи.
    3. В каждом конверте задание для команд: сложить картинку, отгадать загадки, назвать полезные и вредные продукты, продекламировать отрывок произведения о чистоте и т.д.
    4. За правильные ответы команда зарабатывает фишки. В конце игры они подсчитываются, и определяется команда – победитель.
    5. Итог игры: все участники награждаются медалями знатоков.

    Игра – эстафета «Полезные продукты»
    Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
    Д/и с мячом «Виды спорта»
    Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
    Д/и «Что вредно, что полезно»
    Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
    Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
    Цель: развивать художественные способности детей.
    Д/и «Кто что делает»
    Цель: знакомство с функциями органов»
    Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
    Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.

    В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня»
    Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан».
    Игровая зона– приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста»
    В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры
    В уголок творчества– выложить пластилин и схему лепки фигуры человека.
    В библиотеку«Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Волшебный морж», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)

    Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...

    Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

    Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

    Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

    Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

    Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»

    . Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека.  Кроме того, проект поможет детям сделат...

    Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"

    Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоро...