Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Филатова Ольга Викторовна

возраст с 5 до 6 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"

Перспективный план работы по здоровому образу жизни в старшей группе.

Месяц

Тема

Цель занятия

Содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Виды интеграции

Сентябрь

Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке.
(71, 52)

Познакомить детей с понятием «витамины».
Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека.
Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.

1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь.
2. Вопросы к детям:
— Как можно определить, что человек заболел?
— Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?
— Как помочь Хрюше поправиться?
3. Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?»
4. Ритмическая пауза «Хороводная – огородная»
5. ИЗО деятельность «Любимые овощи и фрукты»
6. Итог занятия: Степашка благодарит ребят за помощь и угощает яблоками.

Д/и «Что где растёт»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Д/и «Угадай по вкусу»
Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты.
Д/и «Что лишнее»
Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам.
Д/и «Этот лимон жёлтый как …»
Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми.

Уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты»
Уголок для девочек– вывесить схемы приготовления салатов и компота.
В театральный уголоквыложить маски овощей для исполнения «Огородной – хороводной».
В уголок природы– выложить муляжи овощей и фруктов.
В учебную зонувывесить картину «Сбор овощей и фруктов»

Коммуникация

Физическая культура

Художественное творчество

Планируемые результаты : закрепление знаний об овощах , воспитание культуры

Октябрь

В гостях у доктора Айболита
(241, 72)

Закрепить знания детей о понятии «здоровье».
Уточнить правила сохранения здоровья.
Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке.
2. Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!» (6, 109)
3. Беседа о здоровье:
— Что значит быть здоровым?
— Как сохранить здоровье?
— Расскажите, как вы укрепляете своё здоровье.
4. Итог занятия: драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит»
Цель: учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.
Д/и «Что вредно, что полезно»
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: развивать художественные способности детей.
С/р игра «Больница»
Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря.

В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».
В учебную зону– выложить дидактическую игру «Что вредно, что полезно», наглядное пособие «Первая медицинская помощь»
В театральный уголок– вывесить элементы костюмов для драматизации сказки «Доктор Айболит»

Ноябрь

Чистота – залог здоровья
(68, 25)

Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела.
Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей.
Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде.

1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии.
2. Вопросы к детям:
— Почему от героев сказок убежали их вещи?
— Почему плохо ходить неопрятным?
— Назовите случаи, когда нужно мыть руки.
3. Ритмическая физминутка «Все ребята любят мыться»
4. Чтение стихотворения «Чистюля енот»
5. Загадки детям о средствах гигиены.
6. Итог занятия: сюжетно – ролевая игра «Прачечная»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Д/и «Наши помощники»
Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя»
Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.
Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда.
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

В раздаточной– спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки)
В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» и «Прачечная»
В учебную зону –выложить дидактическую игру «Наши помощники»
В библиотекувыложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

Декабрь

Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку
(67, 105)

Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой.
Формировать привычку здорового образа жизни у детей.
Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике.

1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию.
2. Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии»
3. Рассказ воспитателя о том, как древние люди ценили физические упражнения.
4. Вопросы к детям:
— Для чего нужна зарядка?
— Кто из вас дома делает зарядку?
— Покажите своё любимое упражнение.
5. Чтение сказки «Зарядка и Простуда»
6. Итог занятия: научим пластилиновых человечков делать зарядку.

Рассматривание книг и альбомов о спорте.
Цель: уточнить представления детей о различных видах спорта.
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
Рисование «Придумай значок на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей.
Эстафета «Весёлые спортсмены»
Цель: развитие ловкости, быстроты и меткости.

В учебнуюзону — выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний».
В физкультурный уголок– выложить атрибуты для игры – эстафеты «Весёлые старты»
В уголок творчества– выложить образцы рисования спортивного инвентаря и людей, занимающихся спортом.

Январь

Здоровые ушки у моей подружки
(67, 102)
(66, 113)

Познакомить детей со значением органа слуха.
Научить ребёнка осознано заботится о своём слухе.
Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей.

1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат.
2. Д/и «Кто зовёт тебя в лесу»
3. Рассказ воспитателя о строении и значении слуха для человека.
4. Ритмическая пауза «Заинька»
5. Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми»
6. Итог занятия: зайчик в подарок детям дарит их портреты, но без ушей. Задача детей дорисовать уши.

Д/и «Как органы человека помогают друг другу»
Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.
Д/и «Шумовые коробочки»
Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать шумы.
Разучивание стихотворения Э. Мошковской «Доктор»
Цель: закрепить в памяти детей об уходе за ушами.
Д/и «Чтобы уши были здоровыми»
Цель: учить ребёнка бережному отношению к своему слуховому аппарату.

В учебную зону– выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха»
В уголок природы– выложить раковины морского моллюска.
В музыкальный уголок– выставить шумовой оркестр.
В библиотеку– выставить энциклопедию «Животные»

Февраль

Чтобы глаза хорошо видели
(66, 99)

Познакомить детей со значением органа зрения.
Сформировать у детей навыки ухода за глазами.
Воспитывать у детей бережное отношение к глазам.

1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит?
2. П/и «Жмурки»
3. Проблемный вопрос «Легко ли ориентироваться в пространстве, если наши глаза ничего не видят?
4. Беседа о значении органа зрения:
— Для чего человеку зрение?
— Из-за чего зрение может испортится?
— Можно ли смеяться над детьми в очках?
5. Игра для профилактики усталости глаз «Буратино» (6, 69)
6. Д/и «Чтобы глаза хорошо видели»
7. Итог занятия: чтобы наше зрение не ухудшалось – разучим гимнастику для глаз.

Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»
Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором. (71,56)
Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули»
Цель: учить детей снимать усталость с глаз по средствам гимнастики.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху.
С/и «Кольцеброс» Цель: учить детей метать в вертикальную цель, развивать глазомер.

Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан».
Игровая зона– приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста»
В учебную зону–выложить альбом «Наши врачи» и дидактическую игру «Чтобы глаза были здоровыми»

Март

Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны
(66,89)
(71,55)

Дать некоторые представления о видах и значении зубов.
Закрепить знания детей о способах укрепления зубов.
Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов.

1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника.
2. Беседа о зубах:
— Для чего нужны зубы человеку и животным?
— Чем отличаются молочные зубы от коренных?
— Что делать если разболелся зуб?
3. Физпауза «Сказочная зарядка» (6,31)
4. Рассказ Королевы Зубной Щётки о видах зубов и их значении.
5. Д/и «Чтобы зубы были здоровыми»
6. П/и «Полезные продукты»
7. Итог занятия: дети отдают Королеве Зубной Щётке корзину с продуктами, содержащими кальций.

Д/и «У кого какие зубы»
Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников)
Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра»
Цель: закрепить правила ухода за зубами.
Общение «На приёме у стоматолога»
Цель: познакомить детей с особенностями работы стоматолога, сформировать «+» отношение к посещению стоматолога.

В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога»
В учебную зону
вывесить плакат «Как правильно чистить зубы», выложить альбом «Наши врачи» и дидактические игры «Что сначала, что потом», «Чтобы зубы были здоровыми»
В уголок творчества– выложить образцы рисования, шаблоны и трафареты полезных продуктов, зубной щётки и тюбика с пастой»

Апрель

Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться.
(71, 60)

Познакомить детей с принципами правильного питания.
Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Воспитывать любовь к здоровой пищи.

1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться?
2. Чтение стихотворения «Робин Бобин Баробек»
3. Вопросы к детям:
— Отчего у Робина разболелся живот?
— Как нужно питаться, чтобы оставаться здоровым?
— Сколько раз в день надо питаться?
— Что лучше есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
4. Ритмическая пауза «Огородная – хороводная»
5. Д/и «Полезные продукты»
6. Рисование «Полезные продукты»
7. Итог занятия: дети отдают свои рисунки с полезными продуктами героям, чтобы они не забыли, как нужно питаться.

Д/и «Что лишнее»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
Игра – эстафета «Полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Загадки об овощах и фруктах.
Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
С/р игра «Продуктовый магазин»
Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь.

В уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания.
В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Продуктовый магазин» и «Кухня», а также вывесить схемы – модели приготовления полезных блюд.
В библиотеку–выставить книги: «Откуда к нам хлеб пришёл», «Колосок», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Стакан молока», «Лёгкий хлеб», «О девочке, которая наступила на хлеб», «Вершки и корешки»
В учебную зону– выложить разрезные картинки «Овощи»

Май

Я и моё настроение
(70, 44)

Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению.
Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих.
Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу.

1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне?
2. Д/и «Продолжи фразу»
— Когда у меня плохое настроение, я …
— Меня огорчает, если …
— Мне очень весело, когда …
— Чтобы поднять себе настроение, я …
— Когда я болен, то мне …
3. Вопрос к детям: «Как узнать, какое настроение у твоего друга?»
4. Физпауза «Физкультуре каждый рад!» (6,13)
5. Этюд «Стиральная машинка»
6. Рисование «То что мне поднимает настроение»
7. Итог занятия: дети отсылают свои рисунки Несмеяне, чтобы она смогла себе поднять настроение.

Психогимнастика «Спасём доброту»
Цель: учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.
Этюд «Доброе слово товарищу»
Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма.
Общение «Все люди разные»
Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу.
Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

В уголок эмоций– выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо»
В уголок творчества– выложить образцы рисования лиц с различными эмоциональными состояниями; вывесить репродукции портретов.
В библиотеку поободрать книги с юмористическими рассказами Н. Носова.


Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"

Перспективный план работы по здоровому образу жизни в подготовительной группе.

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Твой режим дня
(70, 31)

Сформировать представления о правильном режиме дня.
Закрепить последовательность действий утром, днем и вечером.
Воспитывать желание соблюдать режим дня.

1. И.М. В гости к детям приходит бабушка мальчика Вити и жалуется на то, что мальчик всё время болеет. Как вы думаете, почему у Вити слабое здоровье?
2. Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу».
3. Беседа по содержанию стихотворения:
— Соблюдает ли Витя режим дня?
— Правильно ли он питается?
— Закаляет ли бабушка Витю?
— Как помочь укрепить Витино здоровье?
4. Гитмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
5. Д/и «Режим дня»
6. Итог занятия: дети с воспитателем составляют модель здорового образа жизни для Вити. Бабушка благодарит детей и угощает фруктами.

Д/и «Режим дня»
Цель: закрепить у детей последовательность действий в течении дня.
Д/и «Что перепутал художник»
Цель: закрепить представления о правильном режиме дня.
Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: развитие речи детей и умения рассуждать.

В учебной зоне– вывесить плакат «Твой режим дня», выложить дидактические игры «Режим дня», «Части судок» и «Что перепутал художник»
В умывальной комнате — вывесить последовательность мытья рук.
В библиотеке– выставить книги с произведениями «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Про мимозу», «Козлёнок, который не хотел умываться»

Откуда берутся болезни
(63, 89)
(71,53)

Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах.
Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения.
Научить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.

1. П.С. В группу к детям приходит Незнайка. Он чихает и кашляет, при этом не прикрывает рот носовым платком. Расскажем Незнайке правила поведения человека при простуде.
2. Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?»
— Почему человек заболевает?
— Как вы думаете, каким образом микробы могут проникнуть внутрь организма?
— Почему заболевшему человеку необходимо пользоваться носовым платком?
— Какие правила больному нужно соблюдать, чтобы быстрее выздороветь?
3. П/и «Полезные продукты»
4. Самомассаж биологически активных точек «Неболейка»
5. Итог занятия: проводится сюжетно – ролевая игра «Больница», в ходе которой Незнайка выздоравливает.

Д/и «Оденься правильно»
Цель: выявить умения детей выбирать одежду по сезону.
Игра по ТРИЗ «Что будет если …»
Цель: закрепление правил поведения в осеннее – зимний период»
Конструктивная деятельность «Больница для игрушек»
Цель: закреплять умение детей конструированию по образцу.
Досуг «Осторожно микробы»
Цель: формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах (71, 65)

В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».
В уголок конструирования– подготовить образцы постройки здания больницы и различный строительный материал (кубики, конструктор «Лего»)
В учебную зону – выставить дидактическую игру «Одень куклу на прогулку» и вывесить картину «На приёме у врача».
В физкультурный уголок — подготовить атрибуты для подвижной игры «Полезные продукты»

С врачами нужно нам дружить
(70, 82)

Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы.
Учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.

1. И.М. Дети заходят в группу и видят, что у кукол повязки на руках, ногах, горле и т.д. Как вы думаете, что случилось с нашими игрушками?
2. Вопросы к детям:
— Как узнать кто из кукол, чем болен?
— К каким врачам каждому из них нужно обратиться за помощью?
— Расскажите о своём визите в поликлинику.
3. Д/и «Угадай, что за доктор»
4. Ритмическая пауза «Мы в автобусе сидим»
5. С/р игра «Поликлиника».
6. Итог занятия: все игрушки здоровы и дети вместе с ними танцуют.

Разучивание стихотворения «Прививка»
Цель: формирование положительного отношения к прививкам, развитие речи и памяти детей.
Рассматривание альбома «Наши врачи»
Цель: закрепить знания детей о многообразии специалистов – врачей в поликлинике.
Д/и «Продолжи определение»
Цель: формирование умения формулировать определения

В игровую зону– приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Поликлиника», «Аптека»
В учебную зону – выложить альбом «Наши врачи»
В театральный уголокподготовить атрибуты к инсценировки отрывка сказки «Добрый доктор Айболит»
В уголке творчества– выложить образцы рисования: врача, скорой помощи, больницы; организовать выставку детских рисунков «Добрый доктор»

Мой организм (63, 87)
(71,53)

Дать представления об устройстве человеческого организма.
Познакомить детей с понятиями «сердце», «легкие», «желудок», «скелет» и их основными функциями.
Воспитывать у детей интерес к изучению человеческого организма.

1. И.М. Дети получают посылку от Знайки, в которой плакат с изображением человеческого организма. Ребята, как вы думаете, о чём Знайка хочет, чтобы мы сегодня узнали?
2. Рассматривание плаката.
3. Д/и «Покажи, что назову»
4. Физминутка «Спорт – здоровье» (6, 28)
5. Рассказ воспитателя о строении человеческого организма.
6. вопросы к детям:
— Зачем человеку сердце?
— Нужен ли человеку скелет и для чего?
— С помощью какого органа дышит человек?
— Как пища попадает в желудок?
7. Итог занятия: «Что означает выражение «золотое сердце»?
Нарисуйте любого сказочного персонажа, у которого было «золотое сердце»

Д/и «Кто что делает»
Цель: знакомство с функциями органов»
Задание «Знакомство с работой сердца»
Цель: научить детей определять пульс с лучевой артерии.
Лепка человеческой фигуры на металлическом каркасе.
Цель: продолжать знакомство с человеческим скелетом и его функциями.
Дыхательное упражнение «Дровосек»
Цель: развитие органов дыхания у детей.

В физкультурном уголке– выложить игрушки для развития дыхания, вывесить пособие «5 волшебных точек», ростомер и игрушки для подпрыгивания.
В уголок творчества– выложить пластилин и схему лепки фигуры человека.
В учебной зоне– поместить плакаты «Кровеносная система», «Дыхательная система», «Скелет» и «Пищеварительная система»

Кто с закалкой дружит – никогда не тужит.
(68,7)
(71, 59)

Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма.
Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

1. И.М. В группу к детям заходит Незнайка и сообщает, что доктор Пилюлькин прописал ему закаливание. А что это он не знает. Поможем Незнайке, расскажем про закаливающие процедуры.
2. Беседа:
— Как вы понимаете фразу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
— Расскажите, как вы закаливаетесь в детском саду и дома?
— А как закаливание влияет на здоровье человеческого организма.
4. Физминутка «На зарядке, на заре» (6, 11)
5.Чтение рассказа «Волшебный морж»
6. Вопросы к детям:
— Как волшебный морж помог Ване закаливаться?
— Как вы думаете, что кроме здоровья, морж помог закалить мальчику?
— Какие правила при закаливании нужно знать?
7. Итог занятия: дети показывают Незнайке, как они закаляют свой организм в группе.

Физкультурный досуг «На спортивной площадке»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение двигательной активности, развитие чувства товарищества.
Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: воспитание любви к водным процедурам, развитие творческих способностей детей.
Загадки детям.
Цель: знакомство с тем, как животные ухаживают за собой.
Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
Цель: закрепление знаний о пользе закаливания.

В умывальной комнате– поместить последовательность мытья рук и обливания ног прохладной водой.
В театральный уголок — выложить атрибуты для инсценировки сказки «Мойдодыр»
В игровой зоне — приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Семья».
В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры.
В учебной зоне-выложить альбом «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» и дидактическую игру «Одень куклу по сезону»

Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже.
(67, 105)

Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных.
Познакомить с основными функциями кожи.
Воспитывать осознанное желание у детей по уходу за кожей своего тела.

1. И.М. В группу к детям заходит грязный Незнайка, собирается есть яблоко. Воспитатель просит его сначала вымыть руки. Он отказывается. Дети, расскажем Незнайке, почему нужно следить за чистотой своих рук.
2. Вопросы к детям:
— Ребята, а нужно следить только за чистотой рук?
— Что может случится с Незнайкой, если он не будет мыться?
3. Рассказ воспитателя о кожных покровах человека и животных, их значении.
4. Ритмическая пауза под музыку «Все ребята любят мыться»
5. Загадки детям о средствах гигиены.
6. Д/и «Чтобы кожа была здоровой»
7. Итог занятия: дети отправляются с Незнайкой мыть руки, лицо и уши.

Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены»
Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, упражнять детей называть предмет по заданным признакам.
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская»
В учебную зону –выложить дидактические игры «Наши помощники» и «Чтобы кожа была здоровой»

В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры.
В библиотекувыложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Волшебный морж», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

Сон – лучшее лекарство

Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении.
Сформировать у детей правила подготовки ко сну.
Воспитывать положительное отношение ко сну.

1. И.М. В группу к детям приходит Незнайка. Он жалуется на то, что вечером долго не может уснуть, а когда спит, то ему снятся страшные сны. Как помочь Незнайке?
2. Вопросы к детям:
— Зачем нужен сон?
— Как вы себя чувствуете, когда не выспались?
— Сколькими способами можно спать?
— А вы знаете, как спят птицы, рыбы, звери?
3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»
4. Гимнастика после сна «Солнце глянуло в кроватку»
5. Д/и «Как готовится ко сну»
6. Тренинг «Страшные сны»
7. Итог занятия: дети рисуют для Незнайки добрые сны. Незнайка благодарит детей и уходит.

Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось»
Цель: развивать связную речь детей, учить детей не бояться сновидений.
Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить последовательность действий детей перед сном.
Тренинг «Страшные сны»
Цель: учить детей не бояться сновидений.
Разучивание колыбельных песен.
Цель: развитие памяти и певческих способностей детей

В уголок творчества — выложить шаблоны звёзд, месяца, кровати, подушки.
В игровую зону — подготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»
В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня», иллюстративный материал «Как спят звери, птицы, рыбы»; вывесить плакат «Части суток».

Зелёная аптека
(66, 91)
(71,50)

Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира.
Закрепить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Воспитывать у детей бережное отношение к миру растений.

1. И.М. В гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает детям о том, что в лесу он главный лекарь. А как же Лесовичок помогает животным без лекарств?
2. Вопросы к детям:
— Как нужно себя вести, чтобы оставаться здоровым?
— Как вас лечат дома, если вы вдруг простудились?
— Чем можно вылечить простуду, если лекарства под рукою нет?
3. Рассказ Лесовичка о свойствах лекарственных растений.
4. Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
5. Кроссворд от Лесовичка «Зелёная аптека»
6. Итог занятия: Лесовичок рад, что вы смогли разгадать его кроссворд и запомнить лекарственные растения, поэтому дарит вам малиновое варенье (чаепитие с Лесовичком)

Загадки детям о лекарственных растениях
Цель: закрепление знаний о лечебных свойствах лекарственных растений.
Д/и «что лишнее»
Цель: Развитие умения классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку.
Общение «Если ты в лесу поранил ногу»
Цель: познакомить детей с основными кровоостанавливающими растениями.
Д/и по экологии «Лекарства под ногами»
Цель: расширить знания о лекарственных растениях в жизни человека.

В уголок природы– выложить гербарий с лекарственными растениями и иллюстративный материал «Правила поведения в природе»
В уголок творчества– образцы рисования малины, винограда, одуванчика, капусты и т.д.
В библиотеку — выложить книги о целебных растениях, детскую энциклопедию «Растения»
В учебную зону– выложить дидактическое пособие «Первая медицинская помощь при травмах», дидактическую игру «Что лишнее»

Игра «Что? Где? Когда?»
(66, 127)

Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
Воспитывать у детей чувство коллективизма.

1. Организационный момент (воспитатель сообщает, что занятие будет проходить в форме игры, дети делятся на команды, выбирают капитанов и название своим командам, представляются судьи)
2. На столе у педагога барабан, на которых разложены конверты с заданиями. Их прислали телезрители – сказочные персонажи.
3. В каждом конверте задание для команд: сложить картинку, отгадать загадки, назвать полезные и вредные продукты, продекламировать отрывок произведения о чистоте и т.д.
4. За правильные ответы команда зарабатывает фишки. В конце игры они подсчитываются, и определяется команда – победитель.
5. Итог игры: все участники награждаются медалями знатоков.

Игра – эстафета «Полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
Д/и «Что вредно, что полезно»
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: развивать художественные способности детей.
Д/и «Кто что делает»
Цель: знакомство с функциями органов»
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.

В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня»
Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан».
Игровая зона– приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста»
В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры
В уголок творчества– выложить пластилин и схему лепки фигуры человека.
В библиотеку«Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Волшебный морж», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

Пояснительная записка.
Радость, счастье и гордость родителей, когда в доме здоровый ребёнок. Организм ребёнка растёт и развивается непрерывно. Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Ребёнок нормально растёт и развивается только при правильном воспитании и уходе за ним, т.е. строгом соблюдении режима дня. При последовательном распределении во времени основных физиологических потребностей, оздоровительных мероприятий, психологического развития, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления.
Здоровье – показатель качества воспитательной работы.
Фундамент здоровья, физического, психического закладывается именно в детстве. Поэтому уже с дошкольного возраста ребёнок должен познавать себя, свой организм и учиться беречь здоровья с детства. Период развития от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Развитие скелета в этом возрасте ещё не закончено, в нём остаётся много хрящевой ткани, что даёт возможным дальнейший рост, но в то же время обуславливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой нагрузки они могут деформироваться. При нарушении осанки особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребёнок быстро утомляется, у него появляются головные боли.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысления к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлёва, Ю.П. Лисицин, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев)
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать коллектив дошкольного учреждения.
Детям необходимо дать знания о собственном теле. Познакомить с его строением и отдельными частями тела. Познакомить с ролью каждой части тела и гигиеной тела. Приучать правильно действовать в случае заболевания, при повреждениях и недомоганиях. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, порезах и ушибах.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Воспитание ребёнка здоровым – это значит с самого раннего детства научить вести здоровый образ жизни, т.е научить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом.
Список литературы.
· Программа «От рождения до школы»
· Л.В. Абдульманова «Родничок здоровья» (старший дошкольный возраст). Программа, методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005.
· А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» — М.: ТЦ Сфера, 2004
· И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», для работы с детьми 5 – 7 лет, пособие для педагогов дошкольных учреждений М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
· А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» — М.: ТЦ Сфера, 2004
· Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет» — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
· «Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации»/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель,2008.
· Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2004.