План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Шиллер Анастасия Васильевна

1. Методика работы с художественным произведением.

2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.

3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения в природе.

4. Списки литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКН №1, г. Сосновоборска

План работы с детьми по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы в старшей группе

Выполнила: Шиллер А.В.

воспитатель

старшей группы «Пчелки»

2017-2018 учебный год

Методика работы с каждым художественным произведение предполагает:

1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмо ционально).

2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в не сложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.

3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: Что про изошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?

4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произ ведений.

5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безо пасном поведении на улице, например: Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения; режиссерские игры; демонстрация содержания произведения с использовани ем наглядного материала (настольный, кукольный театр); инсценированные детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Примерный план работы по ознакомлению детей

с правилами безопасного поведения на улице

посредством художественной литературы

(старшая группа)

Месяц

Название произведения

Цель работы

Содержание работы

Сентябрь

1.        Сказка «Огнехвостик»
(В. Ардов).

2.        «Если бы...»

(О. Бедарев)

Выяснение    причин    не счастного случая

1. Чтение, обсуждение. Вопросы беседы:

1.        Назовите причины аварии.

2.        Как можно было избежать беды?

Октябрь

1.        «Мой приятель — све тофор» (С. Прокофьев).

2.        «Светофор» (И. Пляцковский)

Закреплять знания о сиг налах светофора и прави лах поведения на улице

Чтение, аппликация. Вопросы беседы:

1.        Для чего нужен светофор?

2.        Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти?

Разучивание рифмованного правила

Ноябрь

1.        «Дядя Степа — мили ционер»

 (С.Михалков).

2.        «Посмотрите,   посто вой»

(Я. Пишумов)

Знакомство с работой ре гулировщика

Чтение, инсценировка. Вопросы беседы:

1.        Зачем нужен регулировщик?

2.        Где обычно стоит постовой?

Декабрь

1.        Загадки о транспорте.

2.        «Пассажир» (А. Доро
хов)

Знакомство   с   транспор том и правилами поведе ния в нем

Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. Вопросы беседы:

1.        Как нельзя вести себя в транспорте?

2.        Какие правила поведения в транс порте нарушил главный герой?

Январь

1.        «Перекресток»

(А. До рохов).

2.        «Законы улиц и дорог» (И. Серяков)

Знакомство  с  правилами перехода через улицу

Чтение, режиссерская игра. Вопросы беседы:

1.        Что такое перекресток?

2.        В каком месте нужно переходить улицу?

3.        Как нужно переходить улицу?

Февраль

1. «Марта и Чичи идут в парк» (Т. Шорыгина)

Закрепление знаний о пра вилах перехода улицы

Чтение. Вопросы к беседе:

1.        Какие правила нарушили героини?

2.        Почему пешеходный переход назы вается «зеброй»?

3.        Расскажите, как им нужно было пе реходить дорогу? Кукольный спектакль

Март

1.        «Моя улица»

(С. Ми халков).

2.        «Самый лучший пере
ход» (Я. Пишумов)

Уточнение знаний о пере ходах

Чтение, сюжетное рисование. Вопросы к беседе:

1.        Для чего нужен подземный пере ход?

2.        В каких местах он находится?

Апрель

1.        «Волшебный  мяч»
(Т. Шорыгина).

2.        «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова)

Знакомство  с  правилами поведения во дворе

Чтение. Настольный театр. Вопросы к беседе:

1.        Какие правила поведения во дворе вы знаете?

2.        В какие игры можно играть во дво ре?

Режиссерские игры

Май

1.        «Как неразлучные дру зья   дорогу   переходили»(А. Иванов)

2.        Литературная виктори на

Обобщение и закрепление знаний о правилах безо пасного поведения на ули це

Чтение. Вопросы к беседе:

1.        Какие правила безопасного поведе ния на улице вы знаете?

2.        Все ли герои правильно вели себя на улице?

3.        Какие правила они нарушали?
Костюмированный спектакль

Примерный план работы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в природе посредством художественной литературы

Месяц

Название произведения

Цель работы

Содержание работы

Сентябрь

1.        «Хитрые ласки» (Г. Шала ева).

2.        «Что    нельзя купить?»
(В. Орлова).

3.        «Наша планета» (Я.Аким).

4.        «Сережа» (Р. Сеф)    

Цель:  сформировать пред ставление детей о том, что красота природы бесценна и ее надо беречь и охранять

Чтение пословиц и поговорок. Игра «Откуда берется мусор?» Вопросы беседы:

1.        Почему нужно беречь и охра нять природу?

2. Как человек может  обидеть природу?

Октябрь

1.        Загадки о ягодах и грибах.

2.        Сказка «На лесной тропин ке» (Т.Шорыгина).

3.        «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).

4.        «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)

Цель: знакомство с ядови тыми ягодами, грибами

Отгадывание загадок. Сюжетное рисование «Прогулка в лесу». Игра «Съедобный грибок положи в кузовок». Вопросы беседы:

1. Назовите ядовитые ягоды и грибы.

2. Почему нельзя собирать незна комые грибы и ягоды

Ноябрь

1.        «Наказание за незнание» (М. Фисенко).

2.        «Ландыш» (Е.Серова)

Цель: знакомство детей с ядовитыми       растениями, формирование умения узнавать ядовитые растения

Чтение стихов.

Игра «Отыщите опасные расте ния». Игра «Ядовито или нет?»

Декабрь

1.        «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).

2.        «Пожар в лесу» (М. Фисенко)

Цель: закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара

Заучивание стихотворения «По жар в лесу». Вопросы беседы:

1. Почему происходят лесные по жары?

2. Как вести себя во время пожара?

Январь

Загадки о животных. Загадки о насекомых

Цель: объяснить детям, что иногда контакты с живот ными и насекомыми могут быть опасны

Повторение правил поведения во время общения с животными и насекомыми.

Игра «Отгадай, какое это насеко мое». Вопросы к беседе:

1. Каких насекомых вы знаете?

2. Где живут насекомые?

3. Почему животные могут быть опасны?

Февраль

1.        Волшебные      вороны»
(Т. Шорыгина).

2.        «Не ходи по льду водоема»
(Г. Шалаева, Н. Иванова).

3.        «Зима» (М. Фисенко)

Цель: знакомство с прави лами безопасности на льду водоема

Чтение. Вопросы к беседе:

1. Почему нельзя выходить на лед водоема верной и в начале зимы?

2. В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?

3. Что нужно сделать, если лед за  трещал под ногами?

Март

Загадывание загадок.

1.        «Гроза» (А. Барто).

2.        «Гроза» (В. Лифшиц).

3.        Пословицы, народные при меты

Цель:   формирование   зна ний о правилах поведения во время грозы

Рассматривание       репродукций картин: К. Маковского «Дети, бе гущие от грозы», И. Айвазовско го «Гроза». Вопросы к беседе:

1.В какое время года бывает гро за?

2.По каким признакам в природе можно догадаться, что будет гроза?

3.Знаете ли вы правила поведе ния во время грозы?

Апрель

1.        Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).

2.        «Как Стобед бросил бу тылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).

3.        «Не купайся в запрещен ных    местах»    (Г. Шалаева,Н. Иванова).

4.        «Не прыгай в воду в незна комых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).

5.        «Как Владик с Катей ходи ли купаться» (М. Фисенко)

Цель: знакомство с прави лами поведения на воде

Чтение. Вопросы к беседе:

1.Какие правила поведения на воде вы знаете?

2. Почему нельзя купаться в не  знакомом месте?

3. Чем опасны шалости на воде?

Режиссерские игры

Май

«Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)

Цель: закрепление знаний о правилах безопасного пове дения в природе

Чтение. Вопросы к беседе:

1.        Какие правила безопасного по ведения в природе вы знаете?

2.        Какие правила нарушали ге рои?

Пожарная безопасность

  • Баданов М. Костер.
  • Барто А. Гроза.
  • Бороздин В. Поехали!
  • Волынский Т. Кошкин дом.
  • Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.
  • Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке
  • Дмитриев Т. Тетя Варя — электросварщица.
  • Жигулин А. Пожары.
  • Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.
  • Зуев К. Машину проверяю.
  • Ильин Е. Солнечный факел.
  • Иоселиани О. Пожарная команда.
  • Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.
  • Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое.
  • Михалков С. Дядя Степа (отрывок).
  • Новичихин Е. Ноль — один. Спички.
  • Оленев К. Красная машина.
  • Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.
  • Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.
  • Распутин В. Костер.
  • Смирнов О. Степной пожар.
  • Сухомлинский В. Воробышек и огонь.
  • Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.
  • Фетисов Т. Куда спешат красные машины.
  • Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.
  • Хоринская Е. Спичка-невеличка
  • Цыферов Г. Жил на свете слоненок.
  • Чуковский К. Путаница.
  • Яковлев Ю. Кто о чем поет?

Безопасное поведение в природе

  • «Хитрые ласки» (Г. Шала ева).
  • «Что    нельзя купить?» (В. Орлова).
  • «Наша планета» (Я.Аким).
  • «Сережа» (Р. Сеф)  
  • Сказка «На лесной тропин ке» (Т.Шорыгина).
  • «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
  • «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)  
  • «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
  • «Ландыш» (Е.Серова)
  • «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
  • «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
  • Волшебные      вороны» (Т. Шорыгина).
  • «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
  • «Зима» (М. Фисенко)
  • «Гроза» (А. Барто).
  • «Гроза» (В. Лифшиц).
  • Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
  • «Как Стобед бросил бу тылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).
  • «Не купайся в запрещен ных    местах»    (Г. Шалаева,Н. Иванова).
  • «Не прыгай в воду в незна комых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
  • «Как Владик с Катей ходи ли купаться» (М. Фисенко)
  • «Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)

ПДД

  • Головко «Дорожные знаки»;
  • Дмоховский А. «Чудесный островок»;
  • Дорохов А. «Подземный  ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
  • Кожевников В. «Светофор»;
  • Кривицкая  А. «Тайны дорожных знаков»;
  • Маршак С. «Светофор»;
  • Мигунова Н.А. «Светофор»;
  • Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
  • Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», 
  • Пляцковский И. «Светофор»;
  • Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
  • Северный А. «Светофор»;    
  • Серяков И. «Законы улиц и дорог»;  
  • Бедарев О. «Если бы …»;
  • Берестов В. «Про машины»;
  • Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  • Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  • Дорохов А, «Пассажир»; 
  • Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  • Носов Н. «Автомобиль»;
  • Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  • Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
  • Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  • Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
  • Гангов А. «Кто храбрей?»;
  • Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • Кончаловская Н. «Самокат»;
  • Лешкевич И. «Гололёд»;
  • Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
  • Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
  • Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
  • Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
  • В.Ардов «Огнехвостик»
  • О.Бедарев «Если бы»
  • Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
  • Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч»


Рекомендуемые произведения художественной литературы по формирова нию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста:

«Здоровье и болезнь»:

А. Акулин «Ледоеды»,

В. Бондаренко «Где, здоро вье медвежье»,

В. Беспалов «Голубая льдинка»,

С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»;

«Движение и здоровье»:

  • стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильи на, Л. Мезинова, С. Прокофьевой, Г. Сапгира; рассказы Ч. Янчарского «При ключения Мишки-Ушастика»,
  • В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,
  • С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»;

«Полезная и вредная пища»:

  • стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др.; рассказы Н. Коростелева, С. Козлова;

«Закаливание»:

рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»;

А. Иванова «Как Хома зимой купался»;

сти хотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова;

«Культурно-гигиенические навыки»: 

  • стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др.; рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина;

«Режим и здоровье»:

  • стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдара, Г. Грау бина, С. Маршака, О. Дриза, В. Левина;

«Спорт и здоровье»:

  •  стихотворения Е. Ильина, Ю. Разумовского, В. Бе рестова, А. Говорова, 3. Александровой; рассказы В. Голявкина, М. Кривич и О. Ольгина.

Развитию умения оценивать друго го с точки зрения ведения здорового образа жизни помогут следующие произ ведения:

А. Барто «Наступили холода»,

А. Акулин «Ледоеды»,

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»,

С. Прокофьев «Силач»,

В. Голявкин «Про Вовкину тренировку»,

И. Черницкая «Мишка»,

Е. Ильин «Боксер», «Олимпиец».

Содержание произведений В. Зайцева «Я одеться сам могу», Е. Благини ной «Научу одеваться и братца», Л. Герасимова «Купаю куклу», А. Кузне цовой «Кто умеет?», Я. Яхнина «Почему надо чистить зубы?», В. Степанова «Сам» обладает побуждающим к активной деятельности влиянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов....

Комплексная работа по формированию основ безопасного поведения на открытых водоемах у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексная работа по подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста к безопасному отдыху на открытых водоемах поможет педагогам ОУ и родителям познакомить детей с основными правилами пове...

Перспективное планирование Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе старший дошкольный возраст

Перспективное планирование "Формирование основ безопасного поведения детей  в быту, социуме, природе" старший дошкольный возраст...

Проект «Формирование основ безопасного поведения на дорогах у де-тей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» «Мы, молодое поколение – за безопасное движение»

Материал способствует формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе (старший дошкольный возраст).

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе....