«Организация активного отдыха, как одно из направлений здоровье сберегающих технологий в ДОУ»
статья на тему

Семечкова Наталья Николаевна

«Организация активного отдыха, как одно из направлений здоровье сберегающих технологий в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация активного отдыха28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска

«Организация активного отдыха, как одно из направлений здоровье сберегающих технологий в ДОУ»

                                                                                       

                                                                                                           Воспитатель: Семечкова Н.Н.

Апрель 2016г.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

 забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

 бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский  (СЛАЙД 2.)

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

Наш детский сад присмотра и оздоровления относится к категории садов, который посещают часто и длительно болеющие дети. Педагогический коллектив дошкольного учреждения уже не первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. А все мы знаем, что целью здоровьесберегающих технологий является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний  и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющий ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах создана здоровье сберегающая среда и используются разнообразные формы физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня (СЛАЙД 3).

В системе физкультурно - оздоровительной работы учреждения прочное место занимают следующие формы работы активного отдыха детей (СЛАЙД 4)

        Совместные праздники с родителями;

        Физкультурные досуги;

        Дни здоровья;

        Неделя здоровья;

        Спортивно - театрализованные представления;

        Развлечения;

        Походы.

Изучение специальной литературы, практического опыта коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы, помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма и использование природы родного края как здоровье сберегающей среды (СЛАЙД 5).

Основная цель работы - создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение элементарных форм детского туризма.

В системе физкультурно-оздоровительной работы  детский туризм  является эффективной формой активного отдыха,  позволяющая при минимальных затратах времени  увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт детей, пополнить объем знаний, сблизить детей и родителей.

Организуя  походы и туристические прогулки, мы решаем следующие задачи (СЛАЙД 5)

- оздоровление организма детей;

- формирование практических умений простейшего туризма (расстановка палаток, складывание костра);

- закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных природных условиях;

- активизация умения ориентироваться на местности;

- обогащение знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Туристическая деятельность – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно. Походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной активности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь к родному краю и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Организация походов предусматривает планомерную подготовку, регулярное проведение и овладение детьми определенным объемом знаний и умений.

В проведении походов участвует специалист по физической культуре, воспитатели группы и представители родительской общественности. Для участников походов  имеются инструкции, в которых прописаны требования по охране жизни и здоровья во время и  по окончании похода.  Подготовку к походу мы начинаем с  подбора соответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и фауной местности,  выбора маршрута.

В ДОУ был разработан цикл непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников элементарным туристическим навыкам, который сочетает теоретические и практические мероприятия (СЛАЙД 6)

План включает  в себя цикл   бесед познавательного характера:

- «Виды походов», «Снаряжение туриста», «Виды костров», «Правила пожарной безопасности»

Чтобы процесс обучения был активным, интересным и эффективным беседы проводятся  в чередовании с практическими  заданиями  в игровой форме.

 «Укладка рюкзака», «Ориентировка по компасу», «Ориентирование по карте и чтение карты», «Ориентирование в лесу по местным предметам», «Как правильно и безопасно развести костер», «Как правильно разбить палатку»  «Оказание первой помощи».

Инструктором по физической культуре  планируется интегрированная  непосредственно-образовательная деятельность туристической направленности, а также совместная деятельность детей и родителей по физической культуре.

«Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», «Туристические старты». Тренировки и обучение ребят проводятся не только в помещении, но и на открытой местности (СЛАЙД 7)

Работа  по внедрению походов включает в себя три сезонных проекта.

1. «Вперёд, в поход!» - осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий).

2. «В здоровом теле, здоровый дух!» - зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности).

3.  «Экология и здоровье» - весна (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой) (Слайд 8)

Мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и  должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью. Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. В природных условиях  нам представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, бревнышки, а также природный материал (шишки, желуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей. Опыт походной жизни формирует у них первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, оказывать первую помощь пострадавшему, разводить костер, правильно ставить палатку). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля (СЛАЙД 9)

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей.

 Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов (СЛАЙД 10)

- физкультурно-оздоровительный,

-социально-коммуникативный,

-эмоционально-психологический,

-эстетический и познавательный,

-умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.

Опыт работы ДОУ в данном направлении включает в себя следующие материалы (СЛАЙД 11)

1.Перспективное планирование по оздоровлению дошкольников средствами детского туризма.

2.Картотека подвижных игр и упражнений для развития силы, ловкости, гибкости, координации движений.

3.Картотека оздоровительных упражнений, составленная на основе инновационных здоровьесберегающих технологий и собственных наработок.

4.Демонстративные (наглядные) материалы для родителей воспитанников.

5.Методическая копилка-работа с педагогами и родителями (семинары-практикумы, консультации специалистов ДОУ, конспекты тематических занятий и досугов).

6.Разработаны тематические презентации для педагогов и родителей («Ваш ребенок идет в поход», «Туризм как средство оздоровления дошкольников», «Виды детского туризма» и т.д.).

  Для реализации цели нами созданы все необходимые условия:  отведён специальный уголок для туристического снаряжения (железная посуда, компасы, веревки, аптечка, палатка, котелок, костровые принадлежности). Руками родителей созданы различные карты и планы местности.

         Совместно с родителями и инструктором по физической культуре разработаны следующие туристические маршруты:

1. Малой протяженности: «Сквер» (Слайд 12)

2. Средней протяженности: «Парк» (Слайд 13)

3. Дальней протяженности: «Гора Монча» (Слайд 14)

Параллельно  с этим идет работа с родителями в том же направлении,  с целью  вызвать у них  интерес  к детскому туризму, как средству  здорового совместного  семейного отдыха,  дать  простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать  бережное отношение ко всему живому.

 Для родителей  размещаем рекомендации, информационные листки по организации семейного туризма: (СЛАЙД 15)  

«Что взять в дорогу», «Как организовать привал», «Как установить палатку», « Как развести костер», «Одежда и обувь туриста», «Как оказать первую помощь», «Ядовитые грибы и растения» и др.

Инструктором по физической культуре  приглашаются родители  на практические занятия по обучению детей туристическим навыкам.

Совместно с родителями  проводятся занятия, которые включают  упражнения на развитие физических качеств -  силы, быстроты, ловкости.

По результатам анкетирования родительской общественности, для многих семей, дети которых посещают наш детский сад, туристические походы являются востребованным средством активного отдыха. Он поможет семьям воспитанников интересно и содержательно организовать свой досуг, повысит мотивацию ребенка и его родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и приобщения всех участников воспитательно-образовательного процесса к здоровому образу жизни.

Как итог проделанной работы - пеший поход совместно с родителями. (СЛАЙД 16)

Структура и содержание пешего похода в лес:

- сбор и движение до первого привала –(30-35 мин.);

- движение по разработанному маршруту, комплексы игр, упражнений, заданий и т.д. -15-20 мин. на каждую остановку и привал;

- самостоятельная деятельность детей (15-20мин.);

- сбор детей и возвращение в детский сад (30 мин).

        Походной деятельности всегда предшествует тщательная подготовка: учитываются индивидуальные особенности детей, выбор маршрута, распределение обязанностей, уточняется режим дня и питание.

Сбор   родителей  и  детей   организуем   на   территории  детского  сада,  после завтрака, и  следуем по намеченному маршруту в соответствии с разработанным сценарием похода. С собой берем: аптечку, туристические коврики, воду, сухой паек.

 

Эффективность применения средств туризма отражается и на результатах  работы педагогов с детьми по экологическому воспитанию: дети знают основные правила поведения в природе, называют простейшие способы ориентирования в лесу,   научились более полно и грамотно рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в вопросах познания окружающего мира. И самое главное совместные с родителями  туристические походы оказывают ни с чем несравнимый эмоциональный  и оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы с родителями способствуют укреплению семьи, формируют  у детей нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к природе, воспитывая к ней бережное отношение.

 Разнообразие тематики и содержания туристических прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребенка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом, оздоровительная направленность ее двигательного содержания.

Ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. В процессе туристической деятельности решаются задачи всех образовательных областей.

В этом учебном году у нас появилась новая форма работы с родителями, это интерактивные игры, одна из полюбившихся детям и родителям – это приключенческая игра - квест.

А пришли мы к этой форме работы так:

Перед нами встала проблема, низкая мотивации родителей к совместным целевым прогулкам,  туристическим походам, которые на протяжении многих лет стали традицией для нашего детского сада. Столкнувшись с этой проблемой мы  в первую очередь решили разобраться с причинами низкой мотивации взрослых.

В ходе опроса и разговоров с родителями определили следующее:

- не каждый родитель понимает, насколько широкими воспитательными возможностями обладает среда культурной столицы;

- родителям сложно организовать культурную прогулку так, чтобы заинтересовать детей, дети предпочитают  поход в кино или развлекательный центр;

- родители не обладают достаточной информацией о том, как подобные прогулки влияют на организацию работы в группе и насколько они повышают качество этой работы;

- родители видят в просьбах воспитателя формальный подход и отсутствие личной заинтересованности;

- родителям трудно выбрать время.

И перед педагогами встала задача, подобрать такие формы работы, которые максимально повышали бы готовность родителей к сотрудничеству.

Опираясь на сделанные выводы, педагоги групп старшего дошкольного возраста провели родительское собрание, целью которого было повышение мотивации путём разъяснительной работы. В ходе этого собрания, педагоги рассказали родителям о воспитательном влиянии среды. Результатом этого собрания было получение от родителей согласия на сотрудничество.

Перед педагогами встала  задача, найти интересную форму организации прогулки, досуга, доступную для проведения с родителями, не требующую от них сложной подготовки и увлекательную для детей. Такой формой работы стала система квестовых заданий.

После того, как мы опробовали на практике такую форму работы с родителями и  получили обратную связь от родителей, можно  утверждать, что квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач(слайд 17)

1.Упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с детьми.

2.Даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.

3.Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

4. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

6.Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

7.Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.

Приемы, которые мы использовали при проведении квеста:

1.        Квесты по запискам, когда каждая следующая подсказка указывает, куда идти дальше. Задания в записках можно писать как есть, или зашифровывать

2.        В квестах  по ориентированию самое важное пройти точно по заданному маршруту и найти все контрольные пункты. Для таких соревнований нужна хорошая подробная карта местности. А чтобы было интереснее, на пунктах можно расположить тайники (положить клад в дупло, прикопать у корней, пристроить в нише между кирпичей). Если дети бегают несколькими командами, нужно сразу договориться не разорять весь клад и аккуратно прятать его на место. (слайд 18)

3.        В секретных местах могут прятаться не записки, а живые ведущие, изображающие разных персонажей. Чтобы получить очередную подсказку, детям придется выполнить задание ведущего.

4.        Для малышей можно нарисовать на дорожках парка картинки и выдать им бланки с такими же картинками. Задача участников – пробежать по парку, найти все картинки и отметить у себя на бланке. Можно искать не рисунки на асфальте, а наклейки.

5.        И в городе, и на природе можно сделать фотографии интересных объектов и предложить детям или просто их найти, или выполнить задания у этих объектов.

6.        Можно нарисовать путь к финишу стрелками – пусть дети их ищут и бегут в указанном направлении. Интересно сделать и обманные стрелки, чтобы дети проверяли и исключали ложные пути.

7.        Еще одна игра “Принеси мне”. Ребята с родителями получают список предметов. Он может быть подробным, например, список растений и определитель к нему. Или примерным: “что-то желтое; что-то сделанное руками человека; что-то на букву “Л”; что-то мягкое”. Для малышей можно сделать список с изображениями искомых предметов. Задача участников собрать и принести все предметы из списка.

8.        Можно комбинировать разные способы, например, устроить квест по запискам, в конце которого ребята найдут карту для ориентирования на местности. Или чередовать объекты, где задания дают персонажи и те, где дети сами должны что-то сделать. Или по стрелкам прибегать в секретные пункты, где лежит очередное задание или карта.

Для того,  чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.

1.Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2.Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3.Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4.Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6.Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Проведение данной  приключенческой игры создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации  квестов в семье.  Общаясь между собой в ходе проведения квеста, родители осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как одно из средств здоровье сберегающих технологий, одна из форм арттерапии.

Одно из важнейших направлений по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" -забота о здоровье воспитанников. Игровая форма  в использовании здоровье сберегающих технологияй, перечень при...

Направление: здоровье сберегающие технологии Физкультурно-оздоровительный досуг: Тема: «Папа, мама и я – спортивная семья».

Программное содержание: Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать   приобщению семьи к физкультуре и спорту.Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и ...

Воспитание культуры здоровья у детей, как одно из навправлений здоровье сберегающих технологий

Данная статья посвящена воспитанию культуры здоровья до- школьника. Авторы приходят к выводу о здоровом образе жизни на основе здо- ровьесберегающих технологий как приоритетном направлении в деятельно...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий".

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий"....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе " Один, много, ни одного" с использованием здоровье - сберегающих технологий.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе " Один, много, ни одного" с использованием здоровье - сберегающих технологий....

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За здоровьем-на природу!

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За  здоровьем-на природу!...

Дыхательная гимнастика Стрельниковой Программа одной из форм здоровье сберегающих Технологий для детей дошкольного возраста

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укрепле...