Игры как средство формирования основ безопасной жизнидеятельности
картотека по обж по теме

Сираченко Светлана Николаевна

Игры как средство формирования основ безопасной жизнидеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kak_sredstvo_formirovaniya_obzh.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевые и дидактические игры, как средство обучения основам безопасности и безопасности и жизнедеятельности.»

Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формировании я личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Впечатления от игры пробуждают у детей разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли, добывать нефть, тушить пожар, спасать и лечить людей. Детские игры многообразны по содержании.

Рассмотрим использование игр в работе по программе ОБЖ. Эта программа разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Основными направлениями программы являются разделы:

Ребёнок и другие люди.

Ребёнок и природа.

Ребёнок дома.

Здоровье ребёнка.

Эмоциональное благополучие ребёнка.

Ребёнок на улицах города.

«Игры с правилами» - сюда входят словесные дидактические игры:

- «Телефон»- знакомство с номерами телефонов службы спасения;

- «Исправь ошибку» - знание детей о правилах пожарной безопасности;

- «Горит - не горит» - классификация предметов по знакам возгорания;

- «Кому что нужно?» - представлении е детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.;

- «Запрещается - разрешается» - закрепление знаний об основных требованиях безопасности и т.д.

- «Цветные автомобили»- ознакомление с основными цветами, знакомство с транспортом, обогащение словаря;

- «С чем можно играть» - развивать внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы;

- «Магазин»- уточнить знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, учить описывать предмет, узнавать его по описанию.

«Настольно- печатные игры»

- «Пожарные»- игра на упражнение в счёте, развитии речи, внимание, формирование интереса к профессии пожарных;

- «Потуши пожар»- закрепление знаний детей о правильности тушения пожара;

- «Огонь -друг, огонь- враг»- закрепление знаний о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности- огонь при носит вред»;

- «Собери картинку»- дети упражняются в составлении целого из частей, расширяются знания о профессии полицейский и пожарный;

- «Дорожные знаки»- знание детей знаков и их применение;

- «Час пик» - в этой игре у детей развивается ориентир, умение развести горожан по нужным остановкам.

Использую также «Литературно- дидактические игры»

- «Угадай- ка»- цель игры состоит в том, чтобы дети смогли по иллюстрациям уметь назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы, закреплять правила дорожного движения и пожарной безопасности.

- «Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных»- в этой игре воспитывается интерес к книге, закрепляются знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам.

Играем в «Подвижные игры»

- «Спички в коробке»- развивается умение детей бегать парами с увёртыванием;

- «Огонь и вода»- игра на внимание, необходимо сформировать у детей понятия о том, что огонь нужно быстро тушить водой»;

- «Перекрёсток»- игра на закрепление знании детей опасных и безопасных мест на улицах и другие игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это «Творческие или сюжетно- ролевые игры».

Самая любимая в группе детьми сюжетно- ролевая игра – это «Семья».

В игре дети используют свои знания и умения, приобретённые в своей семье, дома. Они стараются своими действиями подражать взрослым. В этой игре дети узнают не только как готовить обет, стирать, но и так же, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта ( спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию. Чтобы дети научились всем этим правилам, я провожу НОД по разделам «Ребёнок дома», «Ребёнок и другие люди». Сюжетно- ролевую игру «Семья» можно объединить с играми «Магазин», «Парикмахерская». Играя, дети опять же учатся правилам поведения в общественных местах, культурному общению со взрослыми, узнают многое о профессиях- продавец, парикмахер.

Следующие сюжетно- ролевые игры, в которые играют мои воспитанники « Поликлиника», «Доктор»- эти игры я использую при знакомстве детей с разделом «Здоровье ребёнка». Играя в эти игры, дети строят такие сюжеты как: на приёме у врача в медицинском кабинете; кукла Катя заболела; осмотр у врача; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке и т.д. Проводя НОД на темы о здоровье ребёнка, я знакомлю детей со строением тела человека, его организмом. Благодаря этим знакомствам, беседам, ребёнок легко может играть в эти игры. Например, мама с дочкой пришла на приём к врачу в поликлинику. Дочка заболела. В роли врача - я, или сами дети советуют маме соблюдать режим, заниматься утренней гимнастикой, спортом, делать разные виды закаливания: воздушные, солнечные ванны, массаж, пить витамины, если всё же это не поможет, маме советуют вызвать «Скорую помощь» по телефону «03», т.е. дети уже знают и используют свои знания в в сюжетно- ролевых играх.

Раздел «Ребёнок на улицах города». В беседах, в НОД я обучаю детей правилам поведения на улице, в транспорте, правилам дорожного движения, знакомлю с видами транспорта, почему нельзя играть на дорогах, выходить на улицу без взрослых. Можно организовать сюжетно- ролевую игру «Автобус» ( возможные варианты: «Строим автобус», « Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «катаемся по городу», и т.д.) вместе с детьми мы строим из стульев или крупного строительного материала автобус или другой вид транспорта ( троллейбус, трамвай, машину) и обыгрываем различные ситуации, распределяя роли: Водитель ведёт автобус, объявляет остановки; кондуктор проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ( «Вы, выходите на следующей остановке», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

С детьми также можно обыграть ситуацию «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», т.е. можно разыграть любые различные жизненные ситуации, специально подобранные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.

Таким образом все проблемы по ОБЖ, которые мы с детьми обсуждаем в течении всего дня, дети стараются воспроизводить в своих играх. Моя задача и любого воспитателя – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Игры необходимы для здоровья ребёнка, они делают жизнь содержательней¸ полной, создают уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнидеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Презентация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...

Перспективный план работы по формированию основ безопасности жизнидеятельности детей в средней группе.

Перспективный план содержит беседы, игры-эксперименты, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры систематизированные по месяцам учебного года....

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

Режиссёрская игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

1. Описание универсального макета режиссерских игр «Большой мир в маленьком доме».Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в...

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведенияДетская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. ...

«Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными пред...