Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе
статья на тему

Телякова Наталья Михайловна

Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

             Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе

  Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности.

Задачи:

- воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма;

- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;

- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

В своей практической деятельности я использую здоровьесберегающие технологии:

  • непосредственно — образовательную деятельность по физической культуре – основное средство оздоровления детей и профилактики различных заболеваний;
  • элективный курс “Будьте здоровы!” (занятия по здоровому образу жизни) 1 раз в неделю в режимных процессах, как часть или целое занятие по познанию, начиная со 2 мл. группы;
  • утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением ежедневно, способствующую повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия;
  • активный отдых (физкультурные и музыкальные досуги, праздники). Один раз в квартал в физкультурном зале, в группе, на прогулке, начиная с младшего возраста;
  • динамические паузы (физкультминутки) для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла: во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
  • артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения (выработки полноценных движений губ, языка, челюсти):  
  • гимнастику для глаз (В.Ф.Базарный) для снятия глазного напряжения: ежедневно по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;
  • пальчиковая гимнастика для тренировки тонких движений пальцев кисти рук: ежедневно в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой;
  • дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой) для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения самочувствия ребенка: ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста;
  • бодрящую гимнастику после сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей, профилактики нарушений осанки и стопы: ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • релаксацию: ежедневно для всех возрастов, во время заключительной части НОД. Для этого

      использую спокойную классическую музыку, звуки природы;

  • подвижные и спортивные игры на прогулке, в групповой комнате, в спортивном зале ежедневно. Подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
  • музыкально-подвижные игры, применяю практически на всех занятиях. Здесь использую

приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования и др.

  • сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Семья» и др.
  • коммуникативные игры («Раздувайся, пузырь!»,«Прыгалки» и др) 1-2 раза в нед. по 30 мин.
  • чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» и т.д.;
  •  разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье;
  • босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и

предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с

шипами, пуговиц, пробок и др.) ежедневно после сна;

  • хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю.Ф.Змановский). Использую три дорожки из грубого полотна. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной tº. Другая в чистой воде такой же tº. Третья дорожка остается сухой;
  • полоскание полости рта водой комнатной температуры ежедневно после приёма пищи;
  • закаливание солнцем осуществляется на прогулке в летнее время.
  • закаливание воздухом. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий;
  • обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, сухое обтирание;
  • соблюдение норм СанПин;
  • фитонци́ды - чеснок, лук;
  • самомассаж для привлечения детей к самопрофилактике, к бережному отношению к соб-ственному здоровью,с использованием разных материалов–массажные мячики,шишки и         др.
  • психогимнастику для снижения у детей эмоционального напряжения, для коррекции различных сторон психики ребенка: подбираю мимические и пантомимические упражнения («Удивление», «Вкусные конфеты» и др.), задания, направленные на развитие коммуника-тивных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций;
  • сказкотерапию для психологической терапевтической и развивающей работы. 2-4 занятия в месяц по 20 - 30 мин. со среднего возраста. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения;
  • музыкотерапию. Мелодии, доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит, содействуют формированию правильных представлений о характере движений, положительно сказываются на эстетическом, нравственном и физическом развитии.
  • пескотерапию, бассейны с фасолью, манкой;
  • арттерапию- способ оздоровления детей посредством искусства. Это огромный перечень увлекательных творческих мероприятий. Это деятельность по изотерапии: рисование, лепка, аппликация и т.д.Это уроки музыки, пения и танца, драматическое искусство и многое другое.

В ДОУ разработана модель здоровьесберегающего воспитательно-развивающего пространства, включающая в себя:

  • оборудованный спортивно-музыкальный зал для проведения физкультурных занятий;
  • оборудованные прогулочные площадки, где созданы возможности для метания, лазания, прыжков, упражнений в равновесии;
  • уголок уединения и умиротворения.

Материалы по здоровьесбережению

  • Картотека прогулок
  • Картотека, аудио – видеотека комлексов утренней гимнастики.
  • Картотека, видеотека физминуток
  • Картотек подвижных игр
  • Картотека пальчиковых игр
  • Картотека дыхательной гимнастики
  • Картотека артикуляционной гимнастики
  • Картотека, видеотека гимнастики для глаз
  • Картотека комплексов пробуждающей гимнастики
  • Картотека коммуникативных игр

       

                   Сотрудничество с родителями по здоровьесбережению детей

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями, одним из самых важных и ближайших партнёров педагогов.

Цель сотрудничества: повышение педагогической культуры родителей и привлечение их к активной совместной работе по оздоровлению и формированию основ здорового образа жизни.

Задачи сотрудничества: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического просвещения. Повысить интерес родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми. Сформировать положительное к занятиям физкультурой и спортом, здоровому образу жизни в семье. Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и города.

Направления сотрудничества:

* Познавательное направление (круглый стол, семинары-практикумы, мастер –классы, консультации и индивидуальные беседы, открытые НОД, совместное создание предметно-развивающей среды, телефон доверия, устный журнал).

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

*Информационно-аналитические (анкетирование, диагностика, посещение воспитанников на дому,

тестирование).

 Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

* Наглядно-информационные (родительский уголок, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивная деятельность детей, папки-передвижки, фотовыставки, выпуск газет, сайт воспитателей).  

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

* Досуговые (праздники и развлечения с чаепитием, празднование дней рождения, экскурсии, дни здоровья, тематические выставки, дни добрых дел, акции – природоохранные.

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Результат взаимодействия с родителями

Родители понимают, что мы, педагоги, искренне заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья их детей. Внимательно прислушиваются к советам, рекомендациям.

По сравнению с предыдущими годами увеличилось число родителей, активно участвующих в спортивной жизни группы.

В некоторых семьях родители оборудовали спортивные уголки, записали их в секции. В выходные дни они вместе с детьми охотно приобщаются к спорту.

Союз педагогов и родителей помог добиться позитивной динамики физического развития дошкольников, снижения уровня их заболеваемости.

Вывод: используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии, в итоге сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранение здоровья. Показатели индекса здоровья моих воспитанников улучшились.