Игры нашего детства.
консультация (старшая группа) по теме

Григорьева Валентина Степановна

Всеми забытые подвижные игры нашего детства помогут детям навремя забыть о компьютерах. телефонах и планшетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx129.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №55» города Чебоксары Чувашской республики.

Игры нашего детства.

                       

                                                                                 Подготовила: воспитатель

                                                                                  Григорьева В.С.

Чебоксары, 2018 г.

Нам всегда казалось, что дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, лазания, поисков. Оказалось, что это не так!

  Всего за несколько десятилетий наш мир изменился до неузнаваемости: нам уже сложно представить повседневную жизнь без компьютеров и ноутбуков, планшетов и смартфонов. К этим умным устройствам стали тянутся и наши дети, причем, с каждым годом первое знакомство с техникой у юных исследователей происходит все раньше.

  На протяжении двух десятилетий ученые собирали информацию о том, сколько времени в день дети проводят с современной техникой. Полученные результаты не радуют - сегодня среднестатистический ребенок смотрит в экран компьютера, смартфона, планшета или телевизора шесть часов в день. Прогнозы ученых тоже не могут порадовать. На протяжении всего исследования эксперты изучили образ жизни 2 тысяч детей в возрасте 5-16 лет. И если в 1995 году дети проводили с электронными устройствами три часа, то сегодня они тратят на них 6,5 часов.

Чем это грозит нашим детям?

Нагрузкой на зрение: даже у взрослого человека при длительной работе на компьютере устают глаза, у детей глаза устают еще быстрее

Нагрузкой на позвоночник: неправильная поза при работе за компьютером может спровоцировать развитие сколиоза и других заболеваний позвоночника.

          Нагрузкой на психику: компьютерные игры требуют огромной концентрации внимания, примерно такие же нагрузки испытывает взрослый при управлении автомобилем в городском трафике. У ребенка меняется отношение к окружающей действительности. Движение детей ограничено и, вследствие чего, лишний вес.

В течение одной лагерной смены можно хоть на некоторое время ограничить общение детей с этими умными устройствами, сохранить и укрепить их здоровье. А помочь в этом могут подвижные игры и не просто игры, а игры нашего детства давно забытые всеми. Стоит только познакомить детей с этими играми,  и они тут же вызовут интерес.

Предлагаю вашему вниманию забытые всеми подвижные игры, такие как: «Соловьи - разбойники», «Двенадцать палочек», «Штандер, стоп», «Лапта», «Колечко, колечко».

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Штандер-стоп                                                            

Для игры нужно не меньше четырёх игроков и мяч. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга, который образуют остальные игроки.

Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша»). Тот, чьё имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: "Штандер-стоп!"  
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Дальше игрок начинает говорить, cколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока. Шаги были такие:

*гигантские - шаг на весь размах ноги

*человеческие - обычные шаги

*лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

*муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

*зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

*утиные - шаги вприсядку

*лягушка - прыжок

*верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул

Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Маши 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..."

После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

12 палочек                                                 

Перед началом игры выбирается водящий — он будет искать игроков. В начале игры дощечка кладётся на камень или кирпич таким образом, чтобы получилась своеобразная «катапульта», на один конец которой укладываются все палочки. Один из игроков топает по противоположному концу дощечки, палочки разлетаются, а игроки разбегаются в разные стороны и прячутся. Водящий как можно быстрее собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на дощечку и после этого начинает поиск спрятавшихся игроков.

Как только он находит какого-нибудь игрока, они бегут наперегонки к дощечке, как в прятках, чтобы «застукаться». Но здесь задача другая: если найденный игрок первым успевает «запустить» палочки в воздух, игра повторяется с тем же водящим. Если же «запустить» палочки успеет водящий — то водящим становится найденный игрок.

Водящий принимается собирать палочки на дощечку, а все остальные игроки перепрятываются.

В ещё одном варианте игры число палочек — по количестову участников (минус водящий). Тогда, найдя очередного игрока, водящий кладёт палочку на дощечку, ведя своеобразный счёт найденным.

В более сложном варианте водящий должен найти всех игроков и никому не дать «запустить» палочки. Тогда водящий заменяется на последнего найденного. Игроки же, естественно, стараются незаметно для водящего добраться до дощечки и «запустить» палочки, пока их не нашли.

Русская лапта                                         

Итак, как играть в лапту? Создаются 2 команды по 5-12 человек (обычно 6). По жребию одна из команд становится бьющей и занимает территорию «города», а их соперники-водящие расходятся по всему полю.

Команда бьющих

Один бьющий становится в зону подачи (2) и отбивает как можно дальше мяч, подкинутый его партнером. После чего, бросая биту, стремительно перебегает поле до зоны города и обратно, избегая «осаливания» (попадания мячом, который поймали противники). Бьющий может остаться в зоне дома, чтобы избежать попадания, но для обратного возращения в город необходимо будет ждать удар следующего игрока.

Участникам, совершающим пробежку, запрещено:

  • касаться мяча;
  • выбегать за боковые линии;
  • возвращаться обратно в город, не побывав в доме;
  • выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон.

Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает очко для своей команды. Каждый участник имеет право только одного удара. А, заработав очко для своей команды, получает еще одну попытку.

Правильно выполненным считается удар, при котором:

  • мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
  • мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;
  • бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
  • во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в своей зоне.

Команда водящих

Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего. Причем, перемещаться с мячом в руках, строго запрещено, только передавать друг другу бросками. Также игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

                                    как играть в лапту

Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.

Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Данные правила являются универсальными для спортивной лапты. Но в тоже время существуют разные виды лапты, правила которых могут меняться в зависимости от количества игроков и формы поля.

Казаки-разбойники                           

В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть заказаков, а кто за разбойников.

Разбойники совещаются и загадывают пароль.

По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.

Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Там его пытают (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды пыток заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.

Некоторые источники утверждают, что казак, поймавший разбойника, остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных.

Разбойники могут выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот). Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

Колечко-колечко                                    

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Желаю всем удачи и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»

Детский сад № 2573                Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»...

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Дворовые игры нашего детства.

Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры ! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово,...

Студия «Народные игры нашего детства»

СТУДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в средней группе "Игры нашего детства"

Предлагается сценарий проведения родительского собрания...

«Куда ушли игры нашего детства?»

А помните ли в какие игры играли вы? Понастальгируем?...