Проект "Энциклопедия здоровья"
проект (средняя группа) по теме

Рыжая Наталья Викторовна

Проект «Энциклопедия здоровья» разработан для детей среднего дошкольного возраста и родителей воспитанников, направлен на формирование здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_entsiklopediya_zdorovya.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проект с участием родителей»

Выполнил:

Рыжая Н.В.

Воспитатель

МАДОУ  ДС № 14 «Умка»

Пояснительная записка

Важное место в решении социально значимых задач, связанных с охраной и укреплением здоровья семьи занимается детский сад, который может выступать в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Проект «Энциклопедия здоровья» разработан для детей среднего дошкольного возраста и родителей воспитанников, направлен на формирование здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования основными задачами являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья семьи.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка.

 Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьёй.

Цель взаимодействия с родителями в рамках проекта – оказание помощи родителям в вопросах охраны и укрепления физического здоровья детей.

Данный проект способствует созданию единого воспитательно-образовательного пространства,  котором активно проявляется инициатива и творческие способности ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, доступных дошкольному возрасту по вопросам охраны и укрепления здоровья.

Тип проекта: коллективный, творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Образовательная область: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами здорового образа жизни (далее - ЗОЖ);
  • обогатить общие представления детей о здоровье как ценности, расширить представления о состоянии собственного тела;
  • привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у дошкольников представлений о ЗОЖ;
  • познакомить родителей с приёмами эффективного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.        

В содержание проекта включены методы, одинаково эффективные как для ребёнка, так и для взрослого. Это элементы и приёмы:

  • физические упражнения;
  • игровая терапия (игровые упражнения и задания, подвижные игры);
  • арттерапия (работа с рисунком);
  • чтение художественной литературы;
  • игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения
  • сказкотерапия (групповое сочинение);
  • совместные прогулки, досуги;
  • практикумы, дискуссии, консультации.

Ожидаемые результаты (ценность) реализации проекта:

  • у детей формируется понятие о ЗОЖ;
  • дети усвоят  определенный  объем знаний об организации рационального, здорового питания;
  • сформируются простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры;
  • у родителей сформируются представления о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
  • повысится уровень знаний о здоровьесберегающих технологиях и оздоровительных мероприятиях;
  • появиться заинтересованность в здоровом образе жизни в семье.

Продукт проектной деятельности: «Энциклопедия здоровья» (иллюстрированная книга-альбом) для детей дошкольного возраста.

Организация работы по проекту строилась с учётом следующих принципов:

  • наглядности;
  • индивидуализации;
  • интеграции;
  • развивающего характера обучения;
  • энциклопедичности;
  • единства с семьёй.

Механизмы реализации проекта:

І этап. Подготовительный

  • довести до участников проекта важность данной проблемы, а также мотивировать детей и родителей, выработать чёткую стратегию сотрудничества;
  • подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
  • определить объём знаний и представлений детей и родителей о здоровом образе жизни;
  • произвести подбор материала для продуктивной и изобразительной деятельности детей;
  • составить перспективный план реализации проекта.

В начале работы над проектом был проведён мониторинг с детьми по указанной проблеме. Диагностика сформированности основ оздорового образа жизни детей показала, что из 27 детей 12 показали средний уровень знаний и представлений, 15 – низкий уровень.

Дети с низким уровнем допускают ошибки в ответах, многие аспекты не осознанны.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что родители понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 85% не делают утреннюю гимнастику, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 70% не соблюдают режим дня и питания. Отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

С родителями была проведена беседа по ознакомлению с направлениями работы по проекту, по итогам которой большинство родителей группы выразили готовность участвовать в его реализации.

Для мотивации детей использовалась проблемная игровая ситуация «Жители сказочной страны попали в беду»: в группу пришло видеописьмо, в котором сообщалось, что все герои сказок заболели, они не знали, почему и очень просили о помощи. Таким образом, дети были заинтересованы тематикой проекта.

ІІ этап. Практический

План мероприятий по реализации проекта «Энциклопедия здоровья»

Месяц

Познавательные беседы с детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность родителей с детьми

Сентябрь

Беседа

«Что такое энциклопедия»

Выставка

«Мир  детских энциклопедий»;

Принятие решения о создании собственной энциклопедии здоровья

Знакомство с результатами диагностики детей;

Анкетирование родителей

«Условия здорового образа жизни»

Рассматривание энциклопедий

Октябрь

Беседа

«Режим дня»

Досуг

«Сказка о том, как вернулся мишке сон»;

Дидактическая игра

«Части суток»

Дискуссия

«Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей»;

Прогулка

«Осенними тропами»

Разукрашивание              картинок  «Режимные моменты»

Ноябрь

Беседа

«Откуда берутся болезни»

Театрализация «Приключения в Королевстве микробов»

Информационный стенд «Нетрадиционные способы оздоровления»

Рисование пальчиками «Микробы»

Декабрь

Беседа  

«Если кто-то заболел»

Чтение

«Добрый доктор Айболит»;

Сюжетно – ролевая игра «Больница»;

Экскурсия в медицинский кабинет

Папка – ширма

«Весёлая физкультура»

Рисование  «Детская поликлиника»

Январь

Беседа «Витамины, откуда они берутся»

Дидактические игры: «Узнай по запаху»; «Узнай на ощупь»; «Узнай по вкусу»;

Отгадывание загадок

«Овощи и фрукты»;

Разрезные картинки

Папка – ширма

«Рецепты здоровой пищи»

Аппликация способом «обрывание» на тему «Корзинка с витаминами»

Февраль

Беседа

«Зимние игры и забавы»

Развлечение «Волшебные игры в снежном царстве»;

Интерактивная дидактическая игра «Что одеть на улицу», «Одень мишку на прогулку»

Совместная прогулка «Весёлая лыжня»;

Фотосессия

«Не боимся стужи, мы с морозом дружим!»

Рисование способом  «Оттиск смятой бумагой»  «Как мы лепили снеговика»

Март

Беседа

«Чистота залог здоровья»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»;

Чтение

«Девочка чумазая»,  «Чистюля – енот»

Консультация с элементами практикума

«Игры на формирование правильной осанки»

Коллективная аппликация (коллаж) на тему «Мойдодыр и его помощники»

Апрель

Беседа

«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Чтение

«Волшебный Морж»;

Кукольный театр «Как заяц стал сильным и здоровым»

Практикум по обучению самомассажу

Закаливающие процедуры

Май

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Чтение  «Неправильные привычки»;

Просмотр мультфильма

«Ах и Ох»;

Словесная - игра «Полезно – вредно»

Презентация проекта

Коллективное оформление «Энциклопедии здоровья»

ІІІ етап. Презентация проекта

                     

В завершении работы над проектом была проведена презентация в форме развлечения, где каждая семья представляла продукт совместной творческой деятельности. Были представлены:

- книжки – малышки «Полезные привычки», «Витамины всем нужны»,

«Любимые виды спорта»;

- выставка рисунков для детей и родителей «Дары осени», «Микробы хорошие и плохие»; «Как мы лепили снеговика»;

- коллаж «Мойдодыр и его помощники».

Дети и родители проявили творческий подход и оригинальность при презентации своих работ: читали стихотворения, рассказы собственного сочинения «Приключения Стобеда».

Работа по проекту объединила родителей и детей. Родители убедились, что совместные мероприятия с детьми и дела доставляют им удовлетворение и детям радость.

ІV етап. Заключительный

Для определения эффективности работы по реализации проекта был проведён мониторинг: диагностика детей и анкетирование родителей.

Анализ диагностики детей показал, что из 27 детей 10 показали высокий уровень знаний и представлений, и 17 детей – средний уровень.

Дети с высоким уровнем – имеют достаточный запас знаний, умений и навыков которые закреплены и отражаются в их опыте, самостоятельно проявляются в поведении и жизнедеятельности.

Дети со средним уровнем знаний и представлений проявляют интерес к здоровью, интересуются содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия с взрослыми и сверстниками, но чаще всего знания, умения и навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение детей, имеют тенденцию не отражаться в них (знаю, но не делаю; знаю, но не применяю в конкретных ситуациях).

Анализ анкетирования родителей показал, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей на 50%. 30% семей стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях. Родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приёмы эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья.

Таким образом, работа над проектом «Энциклопедия здоровья» позволила заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе, перейти от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ, создать единое образовательное пространство. Работа над проектом помогла повысить уровень ответственности родителей за сохранение  укрепление здоровья детей.

Данный проект может быть легко адаптирован к условиям любого дошкольного образовательного  учреждения.

Опыт работы над проектом распространила в сетевом педагогическом сообществе nsportal.ru, а также среди педагогов детского сада.

Список использованной литературы:

1. Агаджанова С.Н. «Как не болеть в детском саду»/СПб.:000 «Издательство

    «Детство - Пресс», 2009.

2. Дергунская В.А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по

    пограмме «Детство»: Учебно-методическое пособие /науч. ред.

   А.Г. Гогоберидзе. - СПб.:ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2013.

3. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. «Здоровьесбережение и

    здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие»

    /СПб.:000 «Издательство «Детство - Пресс», 2012.

4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание.

    -2004. -№11.-С.57.

5. Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника //

    Социальное партнерство детского сада с родителями. М., 2013.

6. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье: Методическое пособие»    

    \«Издательство: Сфера», 2004.

____________________                                                   __________________

                   подпись                                                                                                                                 расшифровка подписи

                                                                                          «___»_______20____г.

Приложение 1

Инструментарий к мониторингу

Диагностика сформированности основ здорового образа жизни у детей

среднего дошкольного возраста

Вопросы для собеседования:

1. Как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы назовем

    здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым - это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Знаешь ли ты, что такое микробы? Как защититься от них?

6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может

    случиться с таким ребенком?

7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

9. Делаете ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для

    глаз? Обливаетесь ли вы холодной водой? Как ты думаешь, это вредно

    или полезно? Почему?

10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные

    привычки есть в вашей семье?

11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит,

    как ты думаешь?

Критерии оценивания представлений детей среднего дошкольного

возраста о здоровом образе жизни

Высокий. Имеет четкие, осознанные начальные представления о показателях здоровья, закаливания, режиме дня, правильном питании и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.

Средний. Представления недостаточно развернутые и осмысленные, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется объяснить.

Низкий. Представления не четкие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни не осознанны.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут нам в

планировании и выборе форм реализации проекта.

Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?

 (Да, нет, иногда.)

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?

(Да, нет, иногда.)

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

 (Да, нет, иногда.)

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

(Да, нет, иногда.)

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

(Да, нет.)

6. Как Вы организуете питание в Вашей семье?

(Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно.)

7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье?

(Положительно, отрицательно, не воздействует.)

8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? Напишите_________________________________________________________

9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них

привычки к здоровому образу жизни?

(Да, нет.)

10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?

(Да, нет, иногда.)

11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей?

(Да, нет.)

12. Вы сами здоровы?

(Да, нет, затрудняюсь ответить.)

13. Часто ли болеет Ваш ребенок?

(Да, нет.)

14. Каковы причины болезни Вашего ребенка?

(Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням.)

Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!

Приложение 3

Консультация с элементами практикума

«Игры на формирование правильной осанки»

Цель: познакомить родителей с приемами профилактики нарушений осанки

через использование игр, дать практические навыки в их проведении.

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В  старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.

Далее с родителями и детьми проводятся игры.

Едем в зоопарк

Цель игры: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Необходимый материал: обручи, стулья, мел.

Ход игры. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей» -обезьяны, зайки, гуси и т.д. Родители встают за' ведущим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк». «Подъезжая к клеткам ведущий, спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Затем родители и дети меняются местами.

Длинная скакалка

Цель игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы; укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый материал: скакалка или длинная веревка.

Ход игры. Ребенок с ведущим равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное подпрыгивание и т.д.

Мастер мяча

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде

выполняют задания.

Вариант 1.

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев

носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в поперечнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч правой рукой.

Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Со следующими двумя играми ведущий знакомит родителей в устной

форме, для использования их в бассейне.

Петушиный шаг.

Цель игры: улучшение осанки; укрепление мышц туловища, ног; связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры. Ходить по дну бассейна с высоким подниманием бедра, руки на поясе, голова, спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать. Опускать ногу на носок с перекатом на пятку. Выигрывает игрок, выполнивший упражнения более красиво, четко.

Ледокол

Цель игры: формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища, ног; закаливание.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры. Руки отвести назад, держа ладони вперед, плечи не поднимать, голову держать прямо, смотреть вперед. Вода в бассейне до пояса или несколько выше. Идти по дну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....