Консультация для педагогов Валеологическое содержание в ДОУ
консультация на тему

Элчибекян Ольга Васильевна

       Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!»/

Для обеспечения оздоровительной функции ДОУ используется концепция педагогической валеологии. Это системность вовлечения личности (ребенка) в процесс формирования здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Валеологическое содержание в ДОУ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни. Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества.

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором Израилем Брехманом

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») Это - наука о здоровье. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Академик В. П. Петленко определяет здоровье как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».

       Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!».

В настоящее время четко обозначились и сформировались два основных раздела валеологии: медицинская и педагогическая.

Для обеспечения оздоровительной функции ДОУ используется концепция педагогической валеологии. Это системность вовлечения личности (ребенка) в процесс формирования здоровья и здорового образа жизни.

Валеологическая образовательная работа строится на следующих подходах и принципах:

  • Системный подход.

- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

- Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ, родителей и общественности.

  • Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой.
  • Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
  • Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  • Принцип альтруизма. Научился сам - научи друга!
  • Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Занятия по валеологии проводятся в блоке занятий по ознакомлению с окружающим, как интегрированные занятия по ЗОЖ, по ОБЖ.

Приоритетным направлением валеологической образовательной работы должно быть формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения.

Мощным источником формирования ЗОЖ и мотивации к здравоохранительному поведению детей является физическая культура.

В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Для этого мы проводим физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры, как в спортивном зале, так и на прогулке. Стратегия занятий физической культурой исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от неё в потребность. Существенным элементом валеологической культуры, который дети должны освоить, являются основы личной гигиены - навыки ухода за телом, приёмы самомассажа, способы закаливания. Необходимо развивать и совершенствовать у детей функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить их навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, внутреннее Я, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, дети учатся управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это способствует снижению психологического напряжения и чувства тревоги, повышает уровень комфортности детей в ДОУ. А также формирует у детей основы безопасности жизнедеятельности. Они учатся не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

В нашем детском саду уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с простудными и инфекционными заболеваниями.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин:

  •  Не соблюдение режима дня;
  • Неправильное питание;
  • Недостаточная двигательная активность и физические нагрузки;
  • Плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив комплекс мероприятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей представлены на слайде.

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Соблюдение личной гигиены.
  3. Рациональное питание.
  4. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  5. Проведение закаливающих процедур: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  6. Профилактика простудных заболеваний.
  7. Создание условий для двигательной активности.
  8. Физкультурно - оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные занятия).
  9. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

        Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

     Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.

В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).

             Для реализации этих задач широко используются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников:

  • устные  дискуссии с участием, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов;
  • "Дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
  • совместные физкультурные досуги, праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"

Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...

Консультация для педагогов «Валеологическая работа с семьёй по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья ребёнка»

В материале описаны нетрадиционные формы и средства работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников, раскрыты формы и виды работы с семьей....

Консультация для педагогов «Особенности содержания и организации комплексов физических упражнений и игр детей дошкольного возраста с учётом их двигательной активности».

Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу ...

Консультация для педагогов «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов"Программное содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; стан...

Консультация для воспитателей «Валеологическое содержание в ДОУ»

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровь...