двигательные упражнения для развития психики ребёнка
методическая разработка (старшая группа) на тему

Двигательные упражнения для развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrab._kinez_gimn._avtosohranennyy.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Двигательные упражнения для развития психики   дошкольников».

                                   

                                     

                                                   

                                                Пояснительная записка.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с  проблемами в различных областях психики. В дошкольном детстве психомоторное развитие неотделимо от когнитивного, эмоционального и социального. С целью оказания помощи детям разработаны комплексы упражнений, основанные на двигательных методах.

                                                  Методологическая основа.

Методологическую основу  составляют научно- практические исследования ученых:  Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) о связи интеллектуального развития и пальцевой моторики;  Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.  Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика мозга» Пола Деннисона;  Учебно-методическое пособие «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов;  Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк.

Применение пособия в работе с детьми способствует достижению следующей цели и задач.

Цель: Изменение  в лучшую сторону психического статуса ребёнка, через определённую систему двигательных упражнений.

 Задачи: 

-Развитие межполушарного  взаимодействия  мозга;

- улучшение у детей памяти, внимания, речи, мелкой и крупной моторики;

- повышение способности к произвольному контролю;

- снятие напряжения и мышечных зажимов .

                                                       

                                                          Организация занятий.

Категория участников:

Возраст детей 4-7 лет.

Дети с задержкой психического развития , задержкой речевого развития, дети – аутисты, дети с агрессивным поведением, дети с повышенной тревожностью, а так же дети с обычными способностями.

Форма организации:

Индивидуальная и подгрупповая.

Частота занятий: 1-2 раза в неделю. На освоение каждого комплекса 4-6 занятий в зависимости от возможностей детей.

Длительность занятий: 15-30минут.

 Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. 

Каждый комплекс обязательно включает в себя следующие виды упражнений:

- Растяжки-разминки способствуют снятию напряжения.

- Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие. Развивают межполушарное взаимодействия, активизируют процесс обучения.

- Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют  повышению работоспособности головного мозга.

- Телесные  упражнения предназначены для  развития внимания, умения  контролировать свои действия, снижению импульсивности, агрессивности.

- Перекрёстные упражнения. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. При выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

- Дыхательные упражнения успокаивают, улучшают самочувствие. Развивают самоконтроль, снижают импульсивность, способствуют концентрации внимания.

- Релаксация предназначена для успокоения возбуждённых мышц.

                                                     Ожидаемый результат:

 Изменятся в лучшую сторону психические процессы, мелкая и крупная моторика. Повысится способность к произвольному контролю, снизится мышечное напряжение у детей и как следствие, изменится в лучшую сторону поведение детей.

                           

                                   Планирование комплексов.

 

             Октябрь

                 Комплекс №1

            4 занятия

             Ноябрь

                 Комплекс №2

            4 занятия

             Декабрь

                 Комплекс №3

            4 занятия

  Январь - 1-2 нед. Февраля

                 Комплекс №4

            4 занятия

3-4 нед. Февраля -  

1-2 нед. Марта

                 Комплекс №5

            4 занятия

     3-4 нед. Марта-

     1-2 нед. Апреля

                 Комплекс №6

            4 занятия    

3-4 нед. Апреля-Май

                 Комплекс №7

            4 занятия    

                                             

                                                   Комплекс  1.

1.Растяжки-разминки.

“Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2.Глазодвигательные упражнения

Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3. Упражнения для развития мелкой моторики

 “Домик”

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

4. Перекрёстные упражнения.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу; сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий-палец должен  двигаться точно и чётко.

5. Телесные упражнения.

 Любим мы маршировать,

 Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

6.Дыхательные упражнения

 “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

7. Релаксация

 “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

 

                                                 

                                                   Комплекс 2.

1. Растяжки.                                                                                                                     “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.  (4-6 раз закончить  «куклой»).

2. Глазодвигательные упражнения

“Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем. (6-10 предметов).

3. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечки».

Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно. А затем с усложнением: «Без среднего», затем «Без мизинца».

  

4. Перекрёстные упражнения

 “Лезгинка”

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в темпе. (10 раз).

5.Телесные упражнения

“Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться. (10 раз).

6. Дыхательные упражнения 

 “Надуй шарик”

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. ( 4-6 раз).

7. Релаксация

«Огонь и лёд».

Попеременное напряжение и расслабление всего тела.  И. п. - лежа. По команде «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом.  По команде «Лёд» дети застывают в позе, в  которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело.

 

 

 

                                     

                                                 Комплекс 3.

1. Растяжки.

«Снеговик».

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 

2. Глазодвигательные упражнения

«Фигуры».

Глазами  “нарисовать” 6 кругов (как вариант  треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 – против часовой стрелки.

3. Упражнения для развития мелкой моторики

«Бусы».

Бусы маме мы составим,

А потом их ей подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4. Перекрёстные упражнения.

«Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук « с точностью до наоборот».

 

5.Телесные упражнения

«Парад».

И. п. - стоя.

Марширование  на счёт «раз- два-три-четыре».

Раз (хлопок) -два-три-четыре;

раз-два (хлопок) - три-четыре;

раз-два-три (хлопок) -четыре;

раз-два-три-четыре(хлопок).

Повторить несколько раз.


6. Дыхательные упражнения 

Вдыхать левой ноздрёй, а выдыхать через правую .  Повторить 3 раза.

Затем вдыхать правой, а выдыхать через левую. Повторить 3 раза.

7. Релаксация

Снежинки.

Мы - снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

 

 

                                   

                                                  Комплекс 4.

1. Растяжки.

 

 “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

 

2. Глазодвигательные упражнения.

“Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.         (6 раз)

 

3. Упражнения для развития мелкой моторики.

 

 “Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.   (10 раз)

 

4. Перекрёстные упражнения.

«Зеркальное рисование».

Положить  на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки(бабочка, ёлочка, домик и т.д.)

5.Телесные упражнения.

 «Прыжки по команде ведущего». 

4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.

6. Дыхательные упражнения .

«Горячий чай».

Представить, что в руках блюдце с горячим чаем. Дуть на него, чтобы остудить.  Выполняется 6 раз.

7. Релаксация.

«Тикают часики».

Исходное положение - лёжа на спине. «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки. Мы выполнили все задания и можем отдыхать.  Лежим и слушаем, как тикают часики: «тик-так, тик-так». Наши руки становятся тяжёлыми. Всё наше тело тяжёлое-тяжёлое.  Слушаем,  как тикают часики. Отдыхаем… Пора  вставать. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох. Открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

                                        

                                     

                                                 

                                                   Комплекс 5.

1. Растяжки.

«Дракон». 

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками – крыльями. Затем приземлиться на остров и начать «размешивать» хвостом  море.

2. Глазодвигательные упражнения.

« Следим за орлом».

Исходное положение – сидя на полу или стоя. Водить указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз, глазами следить за пальцем. Добавить движение языка. Время выполнения составляет 1-2 минуты. 

3. Упражнения для развития общей и мелкой  моторики.

 «Карандаши».

Положить  на стол 10-15 карандашей. Собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол.

Упражнение выполняется сначала одной, затем –другой.

 4.Перекрёстные упражнения.

 «Зеркальное рисование». Одновременно рисовать правой и левой рукой (буквы, предметы, линии).

5. Телесные упражнения.

“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

6. Дыхательные упражнения. 

« Буквы». Исходное положение - сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р -р-р. Вдох. На выдохе:  мо-ме-мэ-му;  а-а-а.

7. Релаксация.

«Лентяи».

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, лежите на мягком ковре. Вокруг тихо, вы дышите спокойно. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (Пауза — поглаживание детей.) Отдыхают ручки у... (имя ребенка), отдыхают ножки у... (имя ребенка).  Вам лень шевелиться. Спокойно дышит (имя ребёнка). Потянитесь  и на счет «три» откройте глаза. Спокойно вставайте.

 

 

 

                                       

                                       

                                                    Комплекс 6.

1. Растяжки.

«Пингвины».                                                                                                                                                           

Исходное положение – стоя, спина прямая, руки вдоль туловища, ладони в стороны. Делать быстро маленькие-маленькие  шажки.

2. Глазодвигательные упражнения.

«Игрушка».

Выполняется   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно   следите   глазами:   …   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

 

3. Упражнения для развития мелкой моторики.

«Волшебная тесьма».

 (Детям раздается тесьма разного цвета в обе руки по 30 см. каждая.)

Тесьма лежит на столе. Перебирая пальцами, собирать тесьму сначала правой, затем левой рукой, а потом двумя руками одновременно. Повторить 4 раза.

4.Перекрёстные упражнения.

 «Зеркальное рисование». Одновременно рисовать правой и левой рукой (буквы, предметы, линии).

5.Телесные упражнения.

«Брёвнышко».

И.п. - лёжа. Прокатываться «брёвнышком»  по полу туда – обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем – вдоль туловища.

6. Дыхательные упражнения. 

“Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

7.Релаксация

“Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыты.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Музыкально-двигательные упражнения в развитии детей дошкольного возраста"

Основная задача ритмики - формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способнос...

Двигательные упражнения по развитию вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста

Данные упражения помогут педагогам сделать свои занятия яркими и интересными....

Игры и упражнения для развития речи ребёнка по дороге в детский сад

Овладение речью ребёнком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить в игровой форме....

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста...

Пальчиковые игры и упражнения для Развития речи ребёнка

пальчиковые игры -уникальное средство для Развития речи ребёнка . Ребёнок лучше запоминает стихи , его речь делается более точной и выразительной ....

Мастер-класс "Роль игры в развитии психики ребёнка"

        Игрушка – это среда психического развития ребёнка.И        Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни...