Картотека игр по формированию у детей ЗОЖ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Коняшова Елена Владимировна

В картотеке представлены игры, изготовленные воспитателями МБДОУ, в рамках подготовки  и проведения педагогического совета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_zozh_2.docx149.54 КБ

Предварительный просмотр:

http://rovesnik-podolsk.ru/sites/rovesnik-podolsk.ru/files/imagecache/h800/plakat_polina_troshina_9_klass_mou_oosh_38.jpg

 (при составлении картотеки  использовались  описания  игр,

изготовленных воспитателями МБДОУ)

      Дидактическое пособие « Экран чистоты и порядка»

Цель: дать детям понятие важности личной гигиены, гигиены жилого помещения и окружающего нас пространства; воспитать в детях трудолюбие и пренебрежительное отношение к лени; воспитать активность и самостоятельность в оздоровительной деятельности.

Организм человека «Пищеварительная система»

Цель: познакомить детей с системой пищеварения; формировать у детей понимание значимости питания для нормальной жизнедеятельности человека; познакомить  правилами приема пищи; воспитывать интерес к своему организму и бережное отношение к нему.

Знаете что? Давайте проследим, что происходит с пирожком, попавшим к вам в рот. Пирожок будет путешествовать вместе с нами по этой картине, т.е. будет паровозиком. А на картине изображена система пищеварительной работы человека. Почувствовав запах пирожка, во рту начинает выделяться слюна, а в желудке – желудочный сок.

Во рту еда с помощью зубов пережевывается – эта первая станция – 1) жующая.

Далее пища попадает в пищевод, эту станцию пирожок проходит очень быстро за 5 секунд, эта станция – 2) проводящая. Проскочил пирожок пищевод и очутился в узеньком, тесном желудке, эта станция – 3) переваривающая, (внутренняя кухня). Без еды желудок похож на спущенный воздушный шарик. При попадании в желудок еды, он растягивается и может растянуться до размера трех литров. В желудке есть сок, который пропитывает всю пищу, даже твердые леденцы, делая её похожей на кашицу. Сам желудок мнет, растирает и перемешивает своими стенками пропитанную соком еду.

Итак, переваренная пища, как на лифте, движется к выходу, но он заперт сторожем. Зовут его привратником. Он выпускает переваренную пищу и снова закрывает ход.  А дальше пища попадает в коридор длиной в двенадцать пальцев (палец раньше называли перстом). Из стенок этого коридора вытекает горькая, желтая желчь. Желчь находиться в желчном пузыре рядом с печенью (справа под ребрами) Она растворяет жирную пищу, с которой не справился желудок. Далее жидкая кашица плавно перемещается в тонкую кишку. Это четвертая станция – всасывающая, называется кишечник. Эта станция длинная – длинная, похожая на скрученный шланг.  На этой  станции, пища, которая уже переварилась и превратилась в полезные вещества, переходит в кровь. А кровь несёт эти полезные вещества по всему организму. Вот и наша тонкая кишка всю еду до конца переварила, выжала все, самое вкусное всосала, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой дальше отправила в толстую кишку. Это конечная станция – 5). Толстая кишка всасывает оставшуюся воду, а ненужные отходы без сожаления выбрасывает наружу, когда мы ходим в туалет.

Примечание: Имей в виду, что ты сможешь двигаться вперед, только правильно ответив на вопросы.

Вопросы:

  1. Что происходит с пирожком во рту?
  2. Сколько секунд пирожок едет в желудок? (5 сек.)
  3. Как желудок переваривает пищу?
  4. Что выделяет печень в 12-и перстную кишку, почему её так назвали?
  5. На что похожа тонкая кашка?
  6. Как она всасывает питательные вещества?
  7. Что  всасывает толстая кишка?
  8. Кто развозит питательные вещества по всему  телу? (кровь)

За правильный ответ ребенок поощряется «смайликом».

Помоги Незнайке

Цель:закреплять знания детей о полезных и вредных продуктах, уметь их классифицировать.

Средства:изображение Незнайки; 2 корзинки разных цветов (оранжевая и зелёная), с прорезями; карточки с изображением полезных и вредных продуктов; 2 личика (весёлое и грустное).

Ход: ребёнку на стол кладётся изображение Незнайки с 2 корзинками и карточки с продуктами. Предлагают ребёнку помочь Незнайке разложить карточки с продуктами по корзинкам. В оранжевую корзинку, складываются карточки, с изображением продуктов, которые вредны для организма человека. В зелёную корзинку, наоборот, полезные продукты. Если ребёнок забыл, в какую корзинку нужно складывать те или иные продукты, то ему подскажут 2 карточками, с весёлым и грустным лицом. Весёлое лицо- это полезные продукты, а грустное - вредные. Эти лица ребёнок раскладывает по корзинкам на своё усмотрение.

«Ровным кругом…»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; закреплять знания детей о предметах личной гигиены.

Материал: эмблемы с изображением предметов личной гигиены (мыло, мочалка, полотенце и пр.)

Ход игры: дети стоят в кругу, в середине стоит ребенок с эмблемой одного из предметов личной гигиены. Дети двигаются по кругу, воспитатель произносит слова:

Ровным кругом, друг за другом

Будем весело шагать

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Ребенок, стоящий в середине, показывает один из навыков, все дети повторяют.

«Мишкино настроение»

Цель: знакомить детей с языком эмоций, формировать умение детей правильно выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.

Материал: куб, на котором изображен мишка с различной мимикой (мишка веселый, мишка грустный, мишка сердитый и т.д.).

Ход игры: дети сидят за столом, воспитатель показывает куб и говорит, что здесь живет мишка, у которого бывает разное настроение. Дети рассматривают куб и пытаются определить, какое у мишки настроение. Воспитатель может к каждой эмоции придумать небольшой рассказ о том, что вызвало то или иное настроение. Затем дети перед зеркалом изображают каждую эмоцию.

Вариант: дети бросают кубик на ковер и пытаются изобразить выпавшую эмоцию. 

«Съедобное – несъедобное»

Цель: формировать представления детей о съедобных и несъедобных предметах; закреплять знания о предметах окружающего мира; формировать умение складывать картинку из трех частей.

Материал: карточки с изображением съедобных и несъедобных предметов, разрезанные на три части.

Ход игры: дети сидят за столом, воспитатель показывает им картинки, на которых изображены различные предметы. По просьбе воспитателя дети показывают и по возможности называют предметы, которые можно кушать, а какие нельзя. Затем картинки делятся на три части, а дети пытаются их сложить в одно изображение. Играть могут 3-4 ребенка

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять представления детей о предметах одежды; знакомить детей с порядком одевания и раздевания; формировать умение детей подбирать одежду в соответствии со временем года, погодой; формировать  первичные представления о здоровье.

Материал: картинка с изображением куклы Кати, карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: воспитатель показывает детям куклу и говорит, что Катя собирается на прогулку, но не знает, что ей надеть.

Дети рассматривают карточки с изображением предметов одежды, называют их. Затем с помощью воспитателя дети подбирают нужную одежду (по погоде и по сезону) и раскладывают её в правильном порядке.

«Где живут витамины»

Цель: знакомить детей с понятием «витамины», формировать представления детей о полезных свойствах овощей и фруктов; развивать умение составлять картинку из трех частей.

Материал: картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: дети сидят за столом, перед ними лежат картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено. Затем дети вместе с воспитателем раскладывают картинки: в одну сторону - фрукты, в другую - овощи. В процессе игры взрослый рассказывает детям, что в овощах и фруктах содержатся витамины.

Вариант: дети вместе с воспитателем составляют разрезанную  картинку из трех частей и находят на столе целое изображение, называют его.

"Скорая помощь".

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Средства: картинки с изображением медицинских принадлежностей.

Описание игры: воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.

«Витаминные перчатки»

Цель: (старшая группа) Дать представление о необходимых человеку витаминах. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Воспитывать потребность быть здоровым.

Цель: (подготовительная группа) Закреплять у детей знания о пользе витаминов, их значении для здоровья человека, и продуктах в которых они содержаться. Воспитывать потребность в употреблении овощей, фруктов и других полезных продуктов.

Материал: разноцветные перчатки с названием основных витаминов,  картинки с изображением продуктов.

Ход игры: Нескольким детям предлагается надеть витаминные перчатки, а остальным детям надеть на перчатки те картинки с изображением продуктов, в которых есть эти витамины.

"Магазин полезных продуктов".

Цели: развивать навыки здорового питания. Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить видовые понятия.

Средства: вывеска "Магазин полезных продуктов" и набор карточек с изображением продуктов питания.

Описание игры: игре предшествует беседа о правильном питании.

1. Игровое задание " Полезные и вредные продукты".

Детям демонстрируется большая картинка с изображением вывески  "Магазина полезных продуктов". Педагог заранее в произвольном порядке расставляет на трех полках магазина по пять перевернутых карточек с изображением продуктов питания из трех групп: "крупы", "овощи", "молочные продукты", а также добавляет пять карточек с изображениями вредных продуктов. Далее педагог объясняет детям, что в этом магазине должны продаваться только полезные продукты питания, но поставщики магазина не всегда соблюдают это правило. Он предлагает убрать с полок магазина вредные для организма человека продукты и объяснить свой выбор. Дети по очереди переворачивают карточки, рассматривают их, называют продукт и делают выбор, комментируя свои действия.

2. Игровое задание "Объедини в группы".

Педагог предлагает детям объединить продукты в группы, расставить на отдельные полки и прокомментировать свои действия.

3. Игровое задание "Продолжи ряд".

Педагог предлагает рассмотреть отдельные группы продуктов на полках - "крупы", "молочные продукты", "овощи" - и дополнить эти группы новыми продуктами». 

"Поварята".

Цель: развивать навыки здорового питания. Закреплять знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять знания о полезных продуктах питания. Развивать коммуникативные способности.

Средства: карточки с изображением готовых блюд и карточки с изображением продуктов питания.

Описание игры: Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара Поварешкина и предлагает детям отгадать загадку:

Дайте повару продукты -

Сахар, ягоды и фрукты,-

И тогда без промедленья

Сварит он  для вас .....(варенье)

Педагог предлагает детям стать помощниками повара Поварешкина - поварятами. Он раздает детям карточки с изображением готовых блюд: "суп", "каша", "компот", "ватрушка". Затем педагог или ведущий показывает поочередно карточки с изображением продуктов питания: "молоко", "яблоко", "мука", "картофель", "капуста", "творог", "сливочное масло", "яйцо", "лук", "груша", "брусника", "огурец", кефир",  "морская капуста", "рис". Если один из поварят считает, что этот продукт необходим для приготовления его блюда, он называет продукт, изображенный на карточке, и берет ее себе. После того, как нужные карточки будут отобраны, поварята рассказывают о своих блюдах, раскладывая карточки и называя их.

 «Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. Развивать внимание, память.

Оборудование: карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания; поощрительные значки.

Ход: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. На зеленую картинку положить продукты с полезной едой, а на  красную - с вредной. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить знания детей о предметах личной гигиены. Обогатить, расширить знания о вопросах ухода за собой.

Формировать у детей  умение узнавать предметы по заданным признакам.

Совершенствовать умение вычленять «лишний»

Развивать внимание, память, мышление, речь

Материал: Мешочек, предметы личной гигиены, загадки

Ход: Педагог загадывает загадку и предлагает ребенку: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, отгадку и объясни, зачем нужен этот предмет».  По очереди задание выполняют все дети.

«Веселые человечки»

Цель: Воспитывать желание выполнять движения по показу и используя схемы. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание им заниматься; развивать физические качества - координацию движений;  накопление и обогащение двигательного опыта детей. Развивать внимание, умение соотносить две одинаковые схемы.

Материал: Карточки со схемами.

Ход игры: Педагог показывает большую карточку, ребенок выполняет движение, которое изображено на схеме.

( Вариант) Игрокам раздаются карточки-схемы, у ведущего большие карточки. Он показывает схему, а ребенок у себя находит такую – же и закрывает ее фишкой, выигрывает тот, кто первый закроет всю схему.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию у детей безопасного и здоровьесберегающего поведения

Представляю вниманию картотеку сказок , помогающих сформировать у детей представления о безопасном поведении....

Картотека игр по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни.

Картотека игр по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни....

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни (старший возраст)

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни...

Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей....

Картотека игр по формированию у детей правил здорового образа жизни

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни...

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.

Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....