Главные вкладки

    "Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.

    «Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

    Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.

    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.

    Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.

    Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

    Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:

    *  Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

    * Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

    * Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

    * Формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

    * Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

    * Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.

    * Работа  по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.

    Здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

     

    Для поддержания, укрепления здоровья детей моей группы я применяю следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

    *артикуляционная гимнастика

    «Блинчик». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

    Язык широкий положи

    И спокойным удержи.

    «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

    Открывай рот, детвора,

    Чистить зубы нам пора.

     

    * Дыхательная гимнастика.

    Упражнение «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи).

    И. П. - дети сидят за столом. Ребята представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом – животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами пять маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

    Упражнение «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса). Подражаем гудку парохода, писку комара, вою ветра, произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

     

    * Гимнастика для глаз.

    Упражнение «Веселые рыбки» (упражнение для профилактики нарушения зрения).

    - Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (кисть руки – «рыбка», ребенок глазами следит за движением «рыбки», повторяя движения за воспитателем). Рыбки резвятся – в воде кружатся! Пузыри пускают, весело ныряют, друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда – сюда, глядишь, и нет их следа.

    Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

    - Ребята закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.

     

    * Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

    Упражнение «Путешествие на облаке» (под спокойную расслабляющую музыку).

    - Ребята сядьте удобно и закройте глаза. Два раза вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгнете на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за, то, что оно так хорошо вас покатало.

    Упражнение «Снеговик» (упражнение на чередование мышечного напряжения и расслабления).

    - Зима - снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна - снеговик начал таять.

     

    * Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста, так как в психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей.

     «Мальчик-пальчик».

    «Тик – так, тик – так» (на вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим)

    Мальчик - пальчик лёг поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)

    На ладошку, как в кровать (положить указательный палец на ладонь второй руки, большой палец второй руки прижат к ладони - подушка)

    А когда прохладно стало, он укрылся одеялом (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)

    «Баю-баю, баю-бай» и всю ночь так пролежал,

    А когда он утром встал,

    Начал братьев поднимать (поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого пальца)

    Чтобы с ними поиграть (шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза).

     

    * Бодрящая гимнастика после сна.

    Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

    «Прогулка в лес».

    I. В кроватках

    1. «Потягушки».

    И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

    2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

        И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

    II. Возле кроваток

    3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

        И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

        Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.

    4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

        И. п.: вдох, руки в стороны, выдох. Наклон туловища вправо, вдох, выдох. Наклон туловища влево, вдох, выдох.

    5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

        И. п.: руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох - присесть.

    6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

    И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох.

    III. Дыхательное упражнение

    7. «Лес шумит».  И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

    IV. Ходьба по дорожке «Здоровья».

     

    Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствует осознанному отношению детей к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_blagonadezhdina_elena_alekseevna.docx20.86 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                    Благонадеждина Елена Алексеевна,

                                                                                               воспитатель МАДОУ детский сад 14,

                                                                                                        городской округ Красноуфимск

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в ДОУ

    Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.

    «Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

    Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.

    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.

    Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.

    Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

    Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:

    *  Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

    * Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

    * Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

    * Формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

    * Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

    * Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.

    * Работа  по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.

    Здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

    Для поддержания, укрепления здоровья детей моей группы я применяю следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

    *артикуляционная гимнастика

    «Блинчик». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

    Язык широкий положи

    И спокойным удержи.

    «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

    Открывай рот, детвора,

    Чистить зубы нам пора.

    * Дыхательная гимнастика.

    Упражнение «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи).

    И. П. - дети сидят за столом. Ребята представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом – животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами пять маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

    Упражнение «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса). Подражаем гудку парохода, писку комара, вою ветра, произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

    * Гимнастика для глаз.

    Упражнение «Веселые рыбки» (упражнение для профилактики нарушения зрения).

    - Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (кисть руки – «рыбка», ребенок глазами следит за движением «рыбки», повторяя движения за воспитателем). Рыбки резвятся – в воде кружатся! Пузыри пускают, весело ныряют, друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда – сюда, глядишь, и нет их следа.

    Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

    - Ребята закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.

    * Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

    Упражнение «Путешествие на облаке» (под спокойную расслабляющую музыку).

    - Ребята сядьте удобно и закройте глаза. Два раза вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгнете на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за, то, что оно так хорошо вас покатало.

    Упражнение «Снеговик» (упражнение на чередование мышечного напряжения и расслабления).

    - Зима - снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна - снеговик начал таять.

    * Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста, так как в психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей.

     «Мальчик-пальчик».

    «Тик – так, тик – так» (на вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим)

    Мальчик - пальчик лёг поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)

    На ладошку, как в кровать (положить указательный палец на ладонь второй руки, большой палец второй руки прижат к ладони - подушка)

    А когда прохладно стало, он укрылся одеялом (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)

    «Баю-баю, баю-бай» и всю ночь так пролежал,

    А когда он утром встал,

    Начал братьев поднимать (поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого пальца)

    Чтобы с ними поиграть (шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза).

    * Бодрящая гимнастика после сна.

    Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

    «Прогулка в лес».

    I. В кроватках

    1. «Потягушки».

    И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

    2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

        И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

    II. Возле кроваток

    3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

        И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

        Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.

    4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

        И. п.: вдох, руки в стороны, выдох. Наклон туловища вправо, вдох, выдох. Наклон туловища влево, вдох, выдох.

    5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

        И. п.: руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох - присесть.

    6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

    И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох.

    III. Дыхательное упражнение

    7. «Лес шумит».  И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

    IV. Ходьба по дорожке «Здоровья».

    Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствует осознанному отношению детей к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"

    Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....

    Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

    "Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"  Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....

    "Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...

    «Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»

    Перспективное  планирование использования инновационных  технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...

    Презентация. Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

    Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....

    «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

    Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возрастаВ работе c детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики...