Консультация для педагогов "Заботиться о своем здоровье"
консультация (подготовительная группа) на тему

Медведева Людмила

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его с самого раннего возраста надо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в детском саду и дома следует воспитывать   у   ребенка   привычку   к чистоте, аккуратности, порядку; способст­вовать овладению основами культурно-ги­гиенических навыков; знакомить с эле­ментами самоконтроля во время разнооб­разной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упраж­нения  на  организм  человека,   на  его самочувствие;  воспитывать умение  пра­вильно вести себя в ситуациях, угрожаю­щих  жизни  и  здоровью,   а  иногда  и предотвращать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zabotitsya_o_svoem_zdorove.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

Заботиться о своем здоровье

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его с самого раннего возраста надо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в детском саду и дома следует воспитывать   у   ребенка   привычку   к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения  на  организм  человека,   на  его самочувствие;  воспитывать умение  правильно вести себя в ситуациях, угрожающих  жизни  и  здоровью,   а  иногда  и предотвращать их.

Все эти вопросы поднимаются в новых программах для дошкольных образовательных учреждений.  Анализ  программ  позволяет выделить следующие задачи по воспитанию у детей заботы о своем здоровье:

  • научить определять свое состояние и ощущения;
  • формировать представления о своем теле;
  • понимать   необходимость   и   роль движений в физическом развитии;
  • знать  гигиенические   требования   к телу, одежде, к месту проведения занятий физическими упражнениями;
  • обучать правилам безопасности при выполнении  физических упражнений;
  • уметь оказать элементарную помощь при травмах;
  • формировать  представления  о  том, что полезно и что вредно для организма.

Решение этих задач требует методического обеспечения. Но в настоящее время есть только отдельные работы, которые выделяют средства и методы для решения этих задач.  Так, хорошая база по обучению детей уходу за своим телом подготовлена В. Г. Алямовской, Г.  П. Зарудиным,   А   П.   Лаптевым,   Л.   М. Студеникиным  и  др.   В  методических указаниях к программе «Здоровье» (В. Г. Алямовская) предлагается тематика занятий-тренингов под названием «Забочусь о своем здоровье».  В  программе  «Старт» при обучении общеразвивающим упражнениям детей знакомят с частями тела и их функциями.

Пособие Л. В. Баль и В. В. Ветровой (Букварь здоровья) впервые сообщает маленькому читателю разнообразные сведения о еде и образе жизни, элементарной гигиене тела и жилища, о занятиях и отдыхе. В нем есть правила поведения и правила безопасности.

Интересно представлено детям строение их собственного тела в книге «Человек» из переводной серии Лоредана Фарина «Окошки в твой мир».

А как знакомить детей с этими требованиями и правилами, как научить их выполнять самостоятельно в повседневной жизни?

Эти    вопросы    и   определили   тему нашего спецсеминара.  Работа проводилась  со  студентами-выпускниками  факультета дошкольной педагогики и психологии. Мы предполагали, что решение задач по воспитанию у детей заботы о своем здоровье может идти одновременно с обучением и совершенствованием двигательных умений и навыков и реализоваться в процессе всех форм физического воспитания в дошкольных учреждениях, а работа в спецсеминара поможет студентам лучше подготовиться к практической деятельности.

Прежде всего необходимо было определить объем знаний, который можно сообщить детям в процессе обучения физическим упражнениям. Такой отбор мы вели по трем направлениям:

  • влияние физических упражнений на физическое развитие и физическую подготовленность детей;
  • правила безопасности при выполнении физических упражнений;
  • гигиенические   мероприятия   до   и после выполнения упражнений.

Дети старших групп уже могут сказать, какие физические упражнения развивают мышцы  рyк, ног, туловища и по заданию воспитателя (например, в игре «Ровным кругом») способны отобрать и выполнить общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела. Но знания о влиянии физических упражнений на физическую подготовку и физическое развитие им не сообщаются.

Еще П. Ф. Лесгафт писал, что осознанность при выполнении физических упражнений должна выражаться не только в технической правильности исполнения, но и в знании того, что изменится внутри организма под действием этих упражнений. Поэтому такая задача, как развитие представлений о строении собственного тела и назначении органов при двигательной деятельности, должна решаться в тесной взаимосвязи с физическим воспитанием.

Определяя объем знаний о влиянии отдельных физических упражнений на физическое развитие и физическую подготовленность детей, студенты подбирали игровой материал, сочиняли сказки, которые могли бы объяснить детям, как работает тот или иной орган под воздействием физических упражнений.

Вначале давались сведения о позвоночнике, мышцах, о роли головного мозга в управлении движениями. Например, сведения о головном мозге были преподнесены в виде сказки. «Хотите, я вам расскажу очень интересную историю? Тогда устраивайтесь поудобнее. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. А звали его Мозг. Он был серый, толстый и извилистый (показывает рисунок). Мозг жил в голове, и у него было огромное-огромное царство - нервная система, узнать которую можно было по отличительному признаку: белым дорожкам. Мозг был великий царь, ведь он мог управлять руками, ногами, туловищем, животом и даже глазами и носом!

Как же он управляет, спросите вы, если никогда не встает со своего кресла и у него нет слуг, которые бы бегали и сообщали его приказы? Оказывается, у него есть своя рация! Да, да, самая настоящая рация! И вот с помощью ее он отдает свои приказы. Вот посмотрите (показывает вырезанную из картона фигурку человека с подвижными сочленениями; от его головы по спине идут белые нити, дергая за которые можно привести в движение руки и ноги), по белым дорожкам бежит какой-либо приказ. Представь, дружок (обращается к одному), Мозг говорит твоей руке: «Поднимись вверх»,- и рука выполняет его приказ и тоже по рации сообщает, что задание выполнено. Или Мозг говорит твоим ногам: «Попрыгайте!» - и они прыгают, сильно отталкиваясь и мягко приземляясь, и точно так же посылают сообщения о завершении работы. Но от такого большого количества приказов царь очень устает. У него начинает болеть голова, портится настроение. Ему так хочется отдохнуть, ведь иногда ноги, руки и даже нос его не слушаются. Мозг им приказывает: «Отдыхайте, расслабляйтесь!» - а они продолжают прыгать, бегать, махать руками... Ой, всего и не перечислить!

«Ах, как это несправедливо,- ворчал Мозг,- ведь я так устал от шума, от вечной беготни. Ну когда же я, старый, отдохну! - возмущенно воскликнул он.- Я уйду от вас, оставайтесь одни!» Всем было очень жаль бедного царя, и вот что все органы придумали, а потом рассказали человеку.

Они придумали упражнения, но не простые, а волшебные, чтобы помочь своему Мозгу быть всегда в хорошем настроении. Что это за волшебные упражнения, вы узнаете завтра».

При обучении детей равновесию с ними была проведена беседа о вестибулярном аппарате. «У каждого из нас есть уши. Ухо состоит из наружной и внутренней частей. Наружную часть уха можно увидеть в зеркале и потрогать руками. А внутренняя часть нам не видна. Во внутренней части есть маленький орган, который напоминает улитку. Он и называется улитка (показывает иллюстрацию). Улитка наполнена особой жидкостью. Она помогает нам сохранить равновесие, мы можем двигаться в любом направлении, качаться на качелях, на каруселях, подниматься на высоту, ходить по бревну и многое другое и при этом не падать. Попробуйте покружиться на месте. Что вы чувствуете? Закружилась голова? Вы теряете равновесие? Это значит, что жидкость, которая находится в улитке, изменила свое обычное положение. Но через некоторое время жидкость примет свое обычное положение, и равновесие восстановится. (Показывает детям потерю равновесия и его восстановление на примере воды в банке.) Этот орган надо оберегать от повреждения. Бели с ним что-то случится, вы не будете чувствовать положение своего тела, не сможете ни стоять, ни ходить, ни сидеть. Будете все время падать».

С помощью бесед, рассказов, сказок (дополненных хорошим наглядным материалом) дети не только усваивают знания о мышцах, спинном и головном мозге, о назначении сердца, легких, вестибулярного аппарата, но и о взаимодействии в работе этих органов с работой мышц (на доступном им уровне).

Сведения о влиянии тех или иных физических упражнений на организм сообщались по ходу выполнения упражнений или на специальных занятиях.

Организация работы по второму направлению о правилах безопасности включала в себя несколько моментов:

  • проверка оборудования и мест занятий;
  • подготовка мышц для  предстоящей деятельности;
  • элементы страховки и самостраховки;
  • правила поведения при выполнении физических упражнений.

Для реализации этого направления разработаны и апробированы следующие методики.

Воспитатель старших групп вместе с детьми ежедневно при выходе на прогулку   может   проверить   на   групповой площадке все оборудование, зимой очистить участок от снега, летом полить и подмести его. Если кто-то из детей сразу после выхода на прогулку начнет забираться,   например,   на  трибунку,   надо спросить у него: «А ты проверил, все ли реечки целы?» и т. д.

Если игры проводятся на природе, детей знакомят с местом занятий, вместе с ними (или в их присутствии) убирают колющие и режущие предметы. Если есть небольшие   спуски  и  подъемы,  детям напоминают, что при беге в горку нога ставится с носка на носок, шаг делается короче, туловище наклоняется вперед, а при спуске  -  нога ставится на всю! стопу или перекатом с пятки на носок, ноги чуть согнуты в коленях, туловище слегка отклонено назад. Обратите внимание    детей    на    пеньки,    кустарники, деревья, чтобы при проведении игры они не наталкивались на них.

Знания о необходимости разогревания организма перед большой физической  работой   сообщаются   детям   на сюжетных занятиях игрового характера: космонавты сначала тренируются, а потом летят в космос; циркачи сначала разучивают упражнения, а потом выступают; спортсмены сначала разминаются, а потом участвуют в соревнованиях и т. д. При обучении оздоровительному бегу, который в некоторых дошкольных учреждениях проводится, ежедневно, детей приучают делать разминку (легкий бег, общеразвивающие упражнения), а затем выполнять спокойный, равномерный бег вместе с воспитателем. Можно поинтересоваться у детей, что вначале надо сделать, чтобы провести оздоровительный бег? О необходимости разминки детям напоминают при проведении занятий контрольного характера, во время диагностики физической подготовленности.

Постоянное напоминание о необходимости разогрева всего организма и подготовки мышц к предстоящей работе, выполнение комплекса упражнений с разъяснением, для чего это надо, уберегут детей от лишних травм.

4. Обучение детей самостраховке идет постепенно. При начальном овладении движениями страхует воспитатель (лазанье, упражнения в равновесии, прыжки и др.), затем детей обучают правилам выполнения движений: как надо держаться за рейку гимнастической стенки, в какой последовательности переставлять руки и ноги; для чего нужны маты, как на них приземляться и т. д.

Например, ознакомление детей с элементами страховки при выполнении упражнения в лазанье по канату проводилось в форме беседы. «Обратите внимание: для чего под канатом лежит мат? Правильно, мат смягчает удар в случае падения. А теперь посмотрите на круг, начерченный под канатом. Для чего он? Круг запрещает близко подходить к канату во время выполнения на нем упражнения кем-то из детей. Дожидаться очереди нужно за кругом. Необходимо помнить, что нельзя раскачиваться на канате, спрыгивать с качающегося каната. Если вы будете всегда помнить эти правила и выполнять их, то не нанесете вреда своему организму».

Такие беседы проводятся с детьми при обучении метанию, играм в городки и т.д. Правила страховки постоянно напоминают детям или при помощи вопросов уточняют эти знания. Постепенно правила поведения при выполнении того или иного упражнения закрепляются на уровне условнорефлекторных связей.

Важным в комплексе мероприятий по воспитанию у детей заботы о своем здоровье являются гигиенические процедуры до и после выполнения физических упражнений (третье направление).

Во-первых, необходимость санитарно-гигиенической уборки зала перед физкультурными занятиями раскрывалась путем наблюдения за работой няни и во время беседы с детьми. Например: «Мы не можем начать занятие потому, что в зале идет уборка. Как вы думаете, для чего няня это делает? {Чтобы было чисто.) Правильно. Протирает оборудование, моет пол, а чтобы был свежий воздух - зал проветривается. Вот уборка зала закончена, зал готов к занятию. Спасибо. В убранном зале заниматься приятно и полезно».

Во-вторых, закрепление знаний об уходе за своей спортивной одеждой и обувью. Вначале это можно провести в виде игры «Одень спортсмена», а затем в раздевалке напомнить, в какой последовательности надо раздеваться и одеваться, куда положить каждую вещь в шкафу. При проведении физкультурных занятий на воздухе в разных погодных условиях детям сообщаются дополнительные знания: где сушится снятая одежда, как растирается полотенцем тело, в какой последовательности одевают сухую и чистую одежду, где и как хранятся спортивные одежда и обувь для улицы, при этом разъясняется необходимость каждой процедуры. Полученные знания помогают развивать у детей самостоятельность при уходе за своей одеждой и аккуратность и уменьшают время, затрачиваемое детьми на одевание и переодевание.

В-третьих, разъяснение необходимости гигиенических процедур после занятий физическими упражнениями и обучение пользованию ими. С этой целью были разработаны серия занятий и дидактические игры. На первом занятии в игровой увлекательной форме детям предлагались знания' о значении и необходимости гигиенических процедур после выполнения физических упражнений, рассказывалась сказка о принце Ивашке.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц Ивашка. Он был еще ребенком и очень любил резвиться и бегать. Папа-царь пригласил для принца воспитателей. Один учил его читать, другой - рисовать, третий - выполнять различные упражнения. Больше всего любил принц заниматься физкультурой: играть в мяч, прыгать, бегать, кувыркаться. Рос здоровым мальчиком. Но вот однажды заболел! Папа-царь забеспокоился и, не зная, как помочь сыну, пригласил докторов из разных стран.

Все без толку. Он уже отчаялся, как вдруг ему сообщили, что прибыл доктор Знайкин. Он услышал про болезнь принца и решил помочь. Знайкин осмотрел мальчика. Оказалось, что Ивашка заболел из-за того, что не умывался. ' Нет! Конечно, утром он умывался, и чистил зубы, и расчесывался. Но вот после занятий своим любимым делом - физкультурой - нет.

Доктор Знайкин очень удивился: «Как же так? Разве тебе никто не говорил, что после занятий надо обтираться и мыть ноги и руки? Разве ты этого не знал?»

«Нет! — жалобно сказал Ивашка.- Не знал...»

-        Тогда садись и слушай, я расскажу тебе, зачем и для чего нужно это делать. На   занятиях   физкультурой   ты   много резвишься, бегаешь, иногда падаешь на землю. Бывает, тебе становится жарко и выступает пот. Твой организм одолевают микробы, пыль и его нужно освободить от этого.

Вскоре, выполняя все советы доктора Знайкина, принц вылечился. Он резвился, прыгал, кувыркался и бегал, как прежде. Но с тех пор не забывал ухаживать за своим телом! Вот такая история произошла с принцем Ивашкой. (Вопросы: «А почему Ивашка заболел? Что советовал мальчику доктор? Зачем нужно это делать?»)

На следующих занятиях мы будем учиться обтираться и правильно мыть ноги, чтобы быть чистыми и здоровыми!»

О том, как нужно обтираться, что для этого необходимо, в какой последовательности выполняется процедура, дети узнали на занятии.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку о принце Ивашке. Задает вопросы:

Из-за чего заболел Ивашка?

Для чего нужно обтираться и мыть ноги после физкультурного занятия?

Сегодня мы научимся обтираться. А поможет нам в этом... Ивашка! Он специально к нам приехал.

Входит мальчик из другой группы в костюме принца.

-        А вот  и  я!  Здравствуйте!  Я  уже умею обтираться, меня доктор Знайкин научил. А сегодня я научу вас. И вы увидите, как это здорово! Как приятно! После обтирания тело отдыхает и радуется, свободно дышит. Но прежде посмотрите, что нам для этого понадобится: таз с водой, варежки, полотенца.

Принц показывает и объясняет последовательность обтирания: «Возьмем рукавичку и хорошо намочим ее, потом выжмем. Обтираем шею, затем грудь, руки. Спину оботрите друг другу (просим помочь воспитателя). А теперь попробуйте сами». {Дети выполняют эту процедуру сначала без воды, а затем с водой.)

В конце занятия принц выкладывает «лесенку» (иллюстрации с последовательностью действий при обтирании), еще раз поясняя их.

На следующем занятии Ивашка учит детей правильно мыть ноги.

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем закрепляют знания о последовательности обтирания по «лесенке».

-        Сегодня,- говорит принц,- я научу вас  правильно  мыть ноги.  Для этого понадобятся   таз   с   водой,   мыло   и полотенце.

Садится на стульчик, снимает обувь.

-        Ставим в таз одну ногу, намыливаем хорошенько,   моем  руками  от  колена, ниже, ступню, между пальчиками хорошенько   потерли...   Ополаскиваем   ноги водой. Что теперь нужно сделать, что-то я забыл?! (Обтереть хорошо ногу полотенцем до ощущения теплоты.)

Просит детей повторить действия. Воспитатель при необходимости напоминает последовательность.

-        Так же моем вторую ногу.

Принц вместе с воспитателем проверяет правильность и тщательность выполнения   процедуры   каждым   ребенком.   В конце занятия с помощью детей составляется «лесенка» мытья ног.

Заключительное занятие служит закрепляющим звеном в обучении детей выполнению гигиенических процедур. Проводятся дидактические игры «Угадай», «Найди необходимые предметы», составляются «лесенки» обтирания и мытья ног. Затем воспитатель предлагает поиграть в настольную игру «Веселое путешествие в Страну Чистюландию» (разработана студентами). Подготовлен сценарий развлечения по теме «Путешествие в Страну чистоты и здоровья», который в занимательной форме закрепляет знания о гигиенических процедурах.

Продуманная система работы по отбору и сообщению знаний о влиянии физических упражнений на здоровье, обучение детей правилам безопасности и гигиеническим процедурам после занятий помогут им сделать шаг по пути воспитания заботы о своем здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье"

Консультация для родителей "Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье"...

Консультация для родителей "Береги свое здоровье смолоду"

«Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшатьсмолоду, с первых дней жизни ребенка"Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос ...

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Консультация для родителей. "Как укрепить здоровье своего ребенка"

                       Как укрепить здоровье своего ребенка?     Что влияет на здоровье ребенка? Образ жизни семь...

Консультация для родителей «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»

Рекомендации родителям о формировании у детей правильного отношения к своему здоровью...

Консультация для родителей "Береги свое здоровье"

У детей с самого раннего возраста  необходимо формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Важно дать ребенку  чёткое понятие о том, что здоровье зависит ...