Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему "Организация и проведение физкультминуток"
    консультация (старшая группа) на тему

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.

    Кратковременные сеансы физических упражнений во время самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызванных продолжительной работой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений позволяет перераспределить мышечную тонус, создает предпосылки для восстановления работоспособности.

    ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

    Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления. Обоснованное время проведения физкультминуток является 15-20 после начала работы. Выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
    Упражнения должны быть разнообразны, так как их однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
    Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    Длительность физкультминуток должна составлять 1-5 минут.
    Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
    В случае незначительного физического и нервно-психического утомления используются упражнения их положения сидя. При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из положения стоя, так как они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса.
    Варианты проведения физкультминуток: сидя, стоя, в кругу, в шеренгах.

    Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные истории. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором

    2. ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК.
    1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЛОКАЛЬНОГО И ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ:

    И.П. — сидя на стуле. 1-2 –отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.п.,3 – поворот головы налево, 4 – И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    И.П. – сидя или стоя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.П., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – И.П., 7- наклонить голову вперед, 8- И.П. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК:

    И.П. – сидя или стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
    И.П. – сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ:

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
    В среднем темпе проделать3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Затем столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным способом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
    Перевести взгляд по диагонали: направо–вверх – налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх – направо-вниз и повторить вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ХОДЬБЕ:

    Ходьба на носках, не сгибая ног. Темп средний.
    Ходьба на наружных краях стоп, руки на поясе, туловище прямо. Темп средний.
    Ходьба на носках по наклонной плоскости (например, по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см) вверх и вниз. Темп медленный.
    Ходьба с выраженным перекатом с пятки на пальцы; на носках; на наружной и внутренней сторонах стопы вперед и назад; на пятках с приподнятыми пальцами вперед и назад; сгибая пальцы и стопу, двигаться вперед или назад.
    Зажать между ногами мяч, медленная ходьба, удерживая мяч.
    Вращать на полу мяч левой и правой ногой поочередно.
    Подскоки на одной ноге. Пальцами другой зажать платок.
    Ходьба боком по бревну.
    Ходьба на пятках.
    Ходьба с поджатыми пальцами.
    Ходьба с поднятыми пальцами.
    Ходьба босиком по неровной поверхности: траве, почве, песку, камням, гальке.

    УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ:

    Поднимание на носках.
    Поочередное приподнимание пальцев и пяток одновременно обеими ногами или поочередно каждой.
    Поочередная опора на пятки или пальцы обеими ногами.
    Перемещение тяжести тела по кругу: пальцы – наружная сторона стопы – пятки – внутренняя сторона стопы.
    Приседать, не отрывая пяток от пола.
    Поворот туловища влево-вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
    Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении 30-40 секунд.
    Приподниматься на носочках.
    Стоя на носочках, перейти на наружный край стопы и вернуться в И.П.

    УПРАЖНЕНИЯ СИДЯ:

    С напряжением тянуть носки на себя – от себя (медленно, колени прямые).
    Круговые движения стопами внутрь — кнаружи.
    Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
    Поочередно сгибать – разгибать пальцы ног.
    Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх. Повторить, поменяв ноги.
    Соединить подошвы стоп. Колени прямые.
    Отрывать от пола пятки, отрывать от пола носки.
    Во время сидячей работы сгребайте подошвами в кучу воображаемый песок. Во время отдыха на пляже – сгребайте реальный песок.
    Как можно выше поднимайте поочередно то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.
    Пальцами ног собрать кусок ткани.
    Катать ногой овальные и круглые предметы.
    Захватывать и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы (карандаш, губку, речную гальку, рассыпанные по полу пуговицы и т.д.).
    Поочередное поднимание и опускание ног.
    Вращение стоп в одном и противоположных направлениях.
    Движения стоп наружу и внутрь.
    Отведение пяток наружу и обратно, колени сомкнуты.
    Приподнять носки, медленно сгибать и разгибать пальцы ног поочередно на каждой ноге или одновременно на обеих.
    Приподнять и выпрямить ноги, согнуть пальцы. Отведение пяток наружу.
    Хватание пальцами мелких предметов.
    Разрывание газеты с помощью пальцев ног.
    Катать мяч стопой круговыми движениями.
    Наступить обеими ногами на скакалку, катать ее вперед и назад.

     

     

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В СТИХАХ

    Наклоны в стороны:
    Тик-так, тик-так
    Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
    Налево раз, направо раз,
    Мы тоже можем так,
    Тик-так, тик-так.

    ***
    Раскидываем руки в стороны и «летаем» по комнате, как самолеты + приседаем по тексту:

    Самолеты загудели,
    Самолеты полетели,
    На поляне тихо сели,
    Да и снова полетели.

    ***
    Мы сегодня рано встали
    И зарядку делать стали.
    Руки вверх, руки вниз,
    Влево-вправо повернись.
    На носочки поднимайся,
    Приседай и выпрямляйся.
    А теперь прямо встать,
    Руки медленно поднять,
    Пальцы сжать, потом разжать,
    Руки вниз — и постоять.

    ***
    Медвежата в чаще жили
    Головой своей крутили
    Вот так, вот так — головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
    Медвежата мёд искали
    Дружно дерево качали
    Вот так, вот так — дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
    И в развалочку ходили
    И из речки воду пили
    Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд )
    А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
    Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
    Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
    Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

    Птенчики”
    Мы летаем высоко, мы летаем низко,
    Мы летаем далеко, мы летаем близко.
    Полетели, полетели, полетели,
    К маме в гнездышко прилетели.

    Ровным кругом…”
    Ровным кругом друг за другом
    Мы идем за шагом шаг.
    Стой на месте, дружно вместе
    Сделаем вот так: (выполняем движение, дети повторяют)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_i_provedenie_fizkultminutok.odt30.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 

    «Организация и проведение физкультминуток»

    Подготовил воспитатель Н.А.Шапошникова

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.

    Кратковременные сеансы физических упражнений во время самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызванных продолжительной работой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений позволяет перераспределить мышечную тонус, создает предпосылки для восстановления работоспособности.

    ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

    Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления. Обоснованное время проведения физкультминуток является 15-20 после начала работы. Выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
    Упражнения должны быть разнообразны, так как их однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
    Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    Длительность физкультминуток должна составлять 1-5 минут.
    Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
    В случае незначительного физического и нервно-психического утомления используются упражнения их положения сидя. При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из положения стоя, так как они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса.
    Варианты проведения физкультминуток: сидя, стоя, в кругу, в шеренгах.

    Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные истории. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором

    2. ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК.
    1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЛОКАЛЬНОГО И ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ:

    И.П. — сидя на стуле. 1-2 –отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.п.,3 – поворот головы налево, 4 – И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    И.П. – сидя или стоя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.П., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – И.П., 7- наклонить голову вперед, 8- И.П. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК:

    И.П. – сидя или стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
    И.П. – сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ:

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
    В среднем темпе проделать3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Затем столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным способом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
    Перевести взгляд по диагонали: направо–вверх – налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх – направо-вниз и повторить вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ХОДЬБЕ:

    Ходьба на носках, не сгибая ног. Темп средний.
    Ходьба на наружных краях стоп, руки на поясе, туловище прямо. Темп средний.
    Ходьба на носках по наклонной плоскости (например, по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см) вверх и вниз. Темп медленный.
    Ходьба с выраженным перекатом с пятки на пальцы; на носках; на наружной и внутренней сторонах стопы вперед и назад; на пятках с приподнятыми пальцами вперед и назад; сгибая пальцы и стопу, двигаться вперед или назад.
    Зажать между ногами мяч, медленная ходьба, удерживая мяч.
    Вращать на полу мяч левой и правой ногой поочередно.
    Подскоки на одной ноге. Пальцами другой зажать платок.
    Ходьба боком по бревну.
    Ходьба на пятках.
    Ходьба с поджатыми пальцами.
    Ходьба с поднятыми пальцами.
    Ходьба босиком по неровной поверхности: траве, почве, песку, камням, гальке.

    УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ:

    Поднимание на носках.
    Поочередное приподнимание пальцев и пяток одновременно обеими ногами или поочередно каждой.
    Поочередная опора на пятки или пальцы обеими ногами.
    Перемещение тяжести тела по кругу: пальцы – наружная сторона стопы – пятки – внутренняя сторона стопы.
    Приседать, не отрывая пяток от пола.
    Поворот туловища влево-вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
    Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении 30-40 секунд.
    Приподниматься на носочках.
    Стоя на носочках, перейти на наружный край стопы и вернуться в И.П.

    УПРАЖНЕНИЯ СИДЯ:

    С напряжением тянуть носки на себя – от себя (медленно, колени прямые).
    Круговые движения стопами внутрь — кнаружи.
    Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
    Поочередно сгибать – разгибать пальцы ног.
    Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх. Повторить, поменяв ноги.
    Соединить подошвы стоп. Колени прямые.
    Отрывать от пола пятки, отрывать от пола носки.
    Во время сидячей работы сгребайте подошвами в кучу воображаемый песок. Во время отдыха на пляже – сгребайте реальный песок.
    Как можно выше поднимайте поочередно то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.
    Пальцами ног собрать кусок ткани.
    Катать ногой овальные и круглые предметы.
    Захватывать и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы (карандаш, губку, речную гальку, рассыпанные по полу пуговицы и т.д.).
    Поочередное поднимание и опускание ног.
    Вращение стоп в одном и противоположных направлениях.
    Движения стоп наружу и внутрь.
    Отведение пяток наружу и обратно, колени сомкнуты.
    Приподнять носки, медленно сгибать и разгибать пальцы ног поочередно на каждой ноге или одновременно на обеих.
    Приподнять и выпрямить ноги, согнуть пальцы. Отведение пяток наружу.
    Хватание пальцами мелких предметов.
    Разрывание газеты с помощью пальцев ног.
    Катать мяч стопой круговыми движениями.
    Наступить обеими ногами на скакалку, катать ее вперед и назад.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В СТИХАХ

    Наклоны в стороны:
    Тик-так, тик-так
    Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
    Налево раз, направо раз,
    Мы тоже можем так,
    Тик-так, тик-так.

    ***
    Раскидываем руки в стороны и «летаем» по комнате, как самолеты + приседаем по тексту:

    Самолеты загудели,
    Самолеты полетели,
    На поляне тихо сели,
    Да и снова полетели.

    ***
    Мы сегодня рано встали
    И зарядку делать стали.
    Руки вверх, руки вниз,
    Влево-вправо повернись.
    На носочки поднимайся,
    Приседай и выпрямляйся.
    А теперь прямо встать,
    Руки медленно поднять,
    Пальцы сжать, потом разжать,
    Руки вниз — и постоять.

    ***
    Медвежата в чаще жили
    Головой своей крутили
    Вот так, вот так — головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
    Медвежата мёд искали
    Дружно дерево качали
    Вот так, вот так — дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
    И в развалочку ходили
    И из речки воду пили
    Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд )
    А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
    Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
    Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
    Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

    “Птенчики”
    Мы летаем высоко, мы летаем низко,
    Мы летаем далеко, мы летаем близко.
    Полетели, полетели, полетели,
    К маме в гнездышко прилетели.

    “Ровным кругом…”
    Ровным кругом друг за другом
    Мы идем за шагом шаг.
    Стой на месте, дружно вместе
    Сделаем вот так: (выполняем движение, дети повторяют)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Роль воспитателя в подготовке и проведении праздничного утренника"

    Так уж получилось, что музыкальный руководитель гораздо чаще, чем другие специалисты детского сада показывает свою работу посредством проведения различных праздников, театрализованных развлечений, муз...

    консультация "роль воспитателя в организации и проведении сюжетно- ролевых игр во всех возрастных группах"

    консультация для воспитателей дошкольных учреждений1. особенности сюжетно- ролевой игры2.виды сюжетных игр.3.этапы формирования сюжетной игры...

    Консультация для воспитателей "Планирование и организация проведения прогулки с детьми в ДОУ"

    Консультация для воспитателей "Планирование и организация проведения прогулки с детьми в ДОУ"...

    Консультация для воспитателей "Методика организации и проведения экскурсий"

    Консультация посвящена методике организации и проведения экскурсий....

    Консультация. Роль воспитателя при подготовке и проведении утренника

    Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позвол...

    Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

    Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....

    Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

    Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...