Консультация для воспитателей "Планирование и организация проведения прогулки с детьми в ДОУ"
методическая разработка по теме

Анисимова Кристина Алексеевна

Консультация для воспитателей "Планирование и организация проведения прогулки с детьми в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_i_provedenie_progulki.odt23.89 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

на тему:

«Планирование и организация проведение прогулки»

На участке детского сада

        Все дети любят гулять. Прогулка – это и веселые игры, и захватывающие рассказы, и, конечно встреча с природой.

        Воспитывая маленьких детей, надо стремится заложить основы бережного, внимательного и созидательного отношения к природе. Формировать такое отношение необходимо через личные практические действия малышей, направленные на помощь различным представителям природы. Но кому нужна их помощь, и как ее оказывать, трехлетние еще не знают. Поэтому воспитатель в течении года учит их быть более внимательными и наблюдательными к окружающему, чтобы замечать происходящие там изменения.

        В течении всего учебного года (начиная с сентября) педагоги проводят с детьми ежедневные наблюдения.

        Главная цель наблюдений за природой – научить детей созерцать природу видеть, выделять отдельные объекты и явления природы, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой.

        Главный методический прием – диалог с природой, очеловечивание природы (природа живет, меняется, огорчается, радуется, злится и т.п.; может быть щедрой, благодарной, но и злой, яростной и беспощадной).

        Для детей пятого года жизни площадь для постоянных наблюдений можно сузить (групповой участок, растения в группе, животные и растения общесадовской комнаты природы), иначе им трудно отмечать происходящие с объектами изменения.

        Наблюдения за природой проводятся каждый день. Начинаются они с приветствия всем жителям участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях и, печалях и заботах.

        Доносите до детей мысль о том, что все представители живой природы – растения и животные – разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своей жизни. Только говорят они не при помощи слов (как люди), а совсем по другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.

        Как же растения и животные разговаривают с нами? Так, цветы говорят, что им хорошо своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, они становятся бледными и вялыми (обратите внимание детей на то, что точно так же говорят о людях, когда им нездоровится).

        Животные разговаривают с людьми с помощью звуков и движений. Так, кошечки говорят, что им хорошо, мурлыкая и ласкаясь к человеку. А если кошка шипит, приседает на все лапы, прижимает уши, то этим она показывает человеку, что сейчас она не хочет разговаривать с ним, у нее плохое настроение или неотложные дела.

        Можно ли научиться понимать язык природы? Конечно можно! Надо только захотеть и быть очень внимательным и наблюдательным. И все сразу станет ясным и понятным. А если будут возникать трудности в общении с природой, то рядом всегда есть взрослые, которые помогут детям.

        Но внимание трехлетнего ребенка не может объять большие просторы, и поле совместной деятельности педагога с детьми ограничивается групповым участком. Пусть сначало малыши научатся наблюдать и помогать в своем ближайшем непосредственном окружении. А как оказывать элементарную помощь растениям и животным, попавшим в «беду», покажете им Вы.

        Примерно один раз в две-три недели совершайте вместе со своими воспитанниками обход участка. Прогуливаясь, среди красоты окружающей природы можно увидеть:

  1. поломанную веточку на дереве;
  2. притоптанный цветок у дороги;
  3. вырванный из земли кустик земляники;
  4. росток деревца, выросший в неудачном месте;
  5. обессиленную бабочку на земле и т.д.

        Никогда не проходите мимо этих «мелочей»! Остановитесь, обратите внимание на них внимание детей. Подумайте, почему так могло произойти. А главное – окажите посильную помощь. Вместе с детьми:

  1. перевяжите сломанную на дереве веточку;
  2. полейте гибнущий цветок;
  3. окопайте кустик земляники;
  4. пересадите деревце в сторону дороги;
  5. аккуратно перенесите бабочку на цветок и т. д.

        Для этого потребуется лопатка, несколько совков, различные веревочки, бинтики и т.д. Всё это выносите на прогулку.

        Постепенно периодический обход и осмотр участка превратится в хорошую гуманную традицию группы, а у детей будет заложено и окрепнет созидательное и познавательное отношение к окружающему миру.

        На прогулке детей продолжают знакомить с изменениями внешнего вида деревьев в зависимости от времени года, закрепляют представление о сезонных изменениях в природе, формируют начальные знания о приспособленности растений и животных к среде обитания.

        Необходимо создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой, учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др. отличать и называть и называть деревья и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира. Необходимо закреплять знания о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку, рассказать, к чему приводит отсутствие питания, воды и воздуха. Формировать желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. Воспитателю следует продолжать учить детей наблюдать за животными любоваться их красотой, силой и ловкостью, обращать внимание на то, что домашние животные преданы своим хозяевам. Продолжать учить детей узнавать животных и их детенышей на картинах, ориентироваться в строении тела, покрове, окрасе; правильно называть животных и детенышей.

        Воспитателю следует приобщать труду каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь – стоящим (но соответствовать возрасту ребенка). Необходимо закрепить привычку приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе.

        На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб, лтом поливать, полоть рыхлить растения, осенью собирать урожай (только в экологически чистых районах дети пробуют выращенные овощи).

        Воспитатель подводит детей к пониманию того, что только с помощью труда человека растение развивается и дает плоды.

        Вместе с взрослыми дети могут развешать кормушки на участке детского сада, убирать ветки и сухие листья: сажать кустарники под зиму.

        Зимой вместе с взрослыми дети могут очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгребать к ним снег, помогать малышам в уборке и снега на участке, сооружать постройки из снега, расчищать и заливать дорожки для катания.

        Весной они могут посеять семена, высадить рассаду, летом – прополоть грядку и цветники.

        Воспитателю нужно учить детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда.

 

Подготовка к прогулке по программе воспитания и обучения

        В плане работы необходимо наметить содержание и методику работы с детьми по воспитанию у них навыков правильного и самостоятельного одевания и культуры поведения (взаимоотношения).

        Дать детям установку на предстоящую деятельность.

        Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку  для самостоятельного одевания детей, проследить чтобы каждый ребенок сел рядом со своим шкафчиком (на банкетку или стул), следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали её постепенно, по мере последовательности одевания.

        Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика колготки, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф и убрать свою обувь в шкафчик. Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

        По мере того, как большинство детей оденутся, нужно выводить их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.

        В план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи. В процессе одевания поддерживается с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названия одежды, ее назначения, названия отдельных  деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, рукав правый, манжет, пуговицы, завязывать назад- вперед, сапог правый-левый, ботинок).

        В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы организуете. Эту деятельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане нужно записывать не только название деятельности, но и педагогическую задачу, которую вы будете решать в процессе руководства той или иной деятельностью. Необходимо серьезно продумать методику руководства деятельностью детей. В плане необходимо надо указать, какие виды игрушек, какой инвентарь будет вынесен для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Следует указать в плане последовательность содержания видов деятельности на прогулке зависит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий) от состояния погоды, от интереса детей, от их индивидуальных особенностей.

        Организация прогулки. Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке. Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить о правилах игры.

        В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношениями детей в игре, следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.

        Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка (указать содержание труда), то есть что дети будут делать и педагогическую задачу. Дать группе детей трудовое поручение .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...

Сценарий организации и проведения прогулки с детьми средней группы. Тема недели " Зима".

Цель:Формировать у детей первые связные представления о зиме, закреплять знания детей о свойствах снега (белый, холодный, лёгкий). Способствовать созданию положительного эмоционального настроя.Задачи:...

Презентация на тему" Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста"

Краткие основные моменты организации прогулки с детьми раннего возраста...

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"...

"Организация и проведение прогулки с детьми в зимний период" (презентация)

Прогулка в детском саду зимой - не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его имму...

Консультация "Особенности организации и проведения прогулки с детьми раннего возраста"

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжи...