Познавательный проект для детей первой младшей группы "Уроки Мойдодыра"
проект на тему

"Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху" В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_moydodyra.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки Мойдодыра

Познавательный проект для детей первой младшей группы

Разработчик:

Воробьева Ю. В.

воспитатель.

 «Забота о здоровье ребёнка – это не просто

комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…

и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху»

 В. А. Сухомлинский

Актуальность: Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек.

К культурно-гигиеническим относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем их необходимо закреплять и расширять.

В данном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Воспитание навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.  

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью   взрослых   их   устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой

Проблема: Работая с детьми младшего дошкольного возраста, было замечено, что у вновь пришедших из дома ребят отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливой работе и непосредственной помощи взрослого.

Цель: формирование культурно-гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством применения игровых обучающих ситуаций.

Задачи:

  1. Формировать положительное эмоциональное отношение к выполнению бытовых действий.
  2. Воспитывать желание соблюдать элементарные правила поведения.
  3. Развивать умения и навыки самостоятельно выполнять гигиенические процедуры.
  4. Укрепить связи с семьей в вопросах формирования у детей К.Г.Н.

Образовательная область

Содержание

1.

Физическое развитие

Воспитание культурно-гигиенических навыков путем игровых ситуаций и бесед.

2.

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать у детей желание быть опрятными, чистыми.

Формировать правила поведения за столом.

Закрепить навыки самообслуживания.

3.

Художественно – эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) по теме проекта. Работа с шаблонами.

4.

Речевое развитие

Обогащать словарь детей названиями предметов, действий, качеств: водичка, мыло, мыльница, ванночка, полотенце; намыливать, смывать мыло, вытирать; теплая вода и др.

Чтение художественной литературы по теме. Заучивание потешек.

5.

Познавательное развитие

Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Рассматривание сюжетных картинок.

Методы:

  •  игровые: дидактические, настольные, сюжетно – ролевые игры; обучающие ситуации, игры – путешествия, игры – драматизации;
  •  словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  •  практические: лепка, рисование, аппликация; совместные действия воспитателя и ребенка;
  • наглядные: рассматривание сюжетных картин и иллюстраций; фотографий; алгоритмов действий.

Участники проекта: педагог группы Воробьева Ю. В., воспитанники первой младшей группы, родители.

Тип проекта: познавательный, фронтальный, долгосрочный.

Ожидаемые результаты: дети смогут

  1. Самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду, и дома.
  2. Самостоятельно или после напоминания соблюдать элементарные правила поведения во время еды, умывания.
  3. Иметь представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
  4. Уметь замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
  5. Дети с желанием и интересом принимают участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  1. Моют руки.
  2. Вытираются полотенцем.
  3. Носят носовой платок.
  4. Одеваются на улицу.
  5. Раздеваются, ложась спать.
  6. Кушают ложкой.
  1. Зачем моют руки. Как это сделать правильно.
  2. Как насухо вытереть руки.
  3. Почему нельзя использовать чужой носовой платок.
  4. Как быстро одеться.
  5. Зачем нужен порядок в шкафу.
  6. Как правильно держать ложку.
  7. Как соблюдать порядок за столом.
  1. Участвовать в игровых ситуациях, играх-упражнениях.
  2. Рассмотреть иллюстрации, сюжетные картинки, алгоритмы действий.

Продолжительность: данный проект осуществляется с сентября по май.

Перспективно – тематический план работы над проектом

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Сроки

Ι. Подготовительный

Собрать литературу по данной теме.

Составить план работы.

Изготовить дид. игры по данной теме.

Подготовить материалы для работы с родителями.

Разработать систему мероприятий по формированию К.Г.Н.

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Подготовить материал для художественного творчества.

Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».

Знакомство детей с игрушкой-персонажем.

Изготовление дидактических игр: «Посуда и еда», «Перемешанные картинки», «Волшебный сундучок», «Чистоплотные дети».

Беседы «Мыло наш друг», «Волшебное слово «Спасибо».

Сентябрь

ΙΙ. Основной

Создание игровых образовательных ситуаций.

Рассматривание алгоритма

Чтение рассказов и стихов

Рисование

Дидактические игры

Игровая ситуация «Кукла Замарашка».

Ситуация-упражнение «Научим Неумейку мыть руки».

«Умывание».

 

«Водичка, водичка, умой мое личико», «Закатаем рукава…», потешка «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки».

«Мыльные пузыри»

«Мыльные перчатки»

Октябрь

Создание игровых образовательных ситуаций.

Рассматривание алгоритма

Чтение рассказов и стихов

Игровая ситуация «Одеваемся на прогулку вместе с Катей».

Ситуации-упражнения «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки».

«Одевание - раздевание».

Н. Павлова «Чьи башмачки», потешка «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»,  «Если хочешь прогуляться».

Ноябрь

Создание игровых образовательных ситуаций.

Чтение рассказов и стихов

Аппликация

Дидактические  игры.

Игровая ситуация «Кукла проснулась».

Ситуации-упражнения «Каждая ножка - в свой домик». 

З.Александрова «Катя в яслях»,  Е.Блaгинина. «Научим обуваться и братца», «Собери носок в гармошку».

«Оденем Дашу и Диму».

«Одевание куклы после сна»,  «Подберем куклам одежду».

Декабрь

Создание игровых образовательных ситуаций.

Рассматривание алгоритма

Дидактические  игры.

Чтение рассказов и стихов

Игровая ситуация «Как мы кормим Хрюшу и Степашку».

Ситуация-упражнение «Угостим Дашу».

 «Накрываем на стол»

 «Посуда и еда»,  «Мы кушаем».

Потешка «Мы за стол садимся кушать»,  К. Чуковский «Федорино горе».

Январь

Создание игровых образовательных ситуаций.

Рисование

Чтение рассказов и стихов

Дидактические  игры.

 Игровая ситуация «Мишутка обедает».

Ситуация-упражнение «Покажем Хрюше, как вести себя за столом».

«Украсим тарелку»

 С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», З. Александрова «Вкусная Каша».

«Принимайся за обед»,

Февраль

Создание игровых образовательных ситуаций.

Рассматривание картины

Лепка

Чтение рассказов и стихов

Дидактические игры.

Игровая ситуация «Кукла в ванночке не плачет».

Ситуация-упражнение

 «Поучим Мишутку делать пенку».

Проблемная ситуация «Опять Хрюша заболел».

«Мама купает Катю».

«Мыло для кукол»

Потешка «Кукла в ванночке не плачет», В Орлов «Хрюшка обижается».

«Перемешанные картинки», «Волшебный сундучок».

Март

Создание игровых образовательных ситуаций.

Чтение рассказов и стихов

Рисование

Дидактические игры.

Рассматривание картины

Игровая ситуация «Кто опрятен – тот приятен».

Ситуация-упражнение «Причешем куклу», «Выстираем платье».

С. Бялковская «Юля-чистюля»,  А. Барто «Девочка чумазая», потешка «Чешу, чешу, волосыньки».

«Дорисуй прическу кукле Тане».

«Делаем прическу», «Чистоплотные дети».

«Дети вернулись с прогулки».

Апрель

ΙΙΙ.  Презентация проекта

Составить фотоальбом группы по теме.

Составление картотеки дидактических игр и художественной литературы по воспитанию и развитию К.Г.Н.

Итоговая игра-путешествие «В гостях у Мойдодыра»

Презентация проекта «Уроки Мойдодыра»

Май

Взаимодействие с родителями:

  1. Познакомить с родителей с примерным планом работы по проекту «Уроки Мойдодыра».
  2. Раздать памятки «Как привить детям культурно-гигиенические навыки», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности».
  3. Консультации для родителей: «Как ухаживать за молочными зубами», «Как правильно одевать ребенка на прогулку»
  4. Готовить информационные стенды, папки-передвижки «Растим здорового ребенка», «Как научить ребенка одеваться», «Правила поведения за столом».
  5. Родительское собрание «Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет» в форме устного журнала «Мойдодыр».

Вывод: Для воспитания культурно-гигиенических навыков на нашем проекте использовался целый ряд педагогических приемов: показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание, постоянное закрепление в разных ситуациях и, естественно,  пример окружающих. Созданные игровые обучающие ситуации смогли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Индивидуально-дифференцированный подход способствовал созданию благоприятной эмоциональной обстановки, ребятам было интересно, они увидели результаты своих действий.  

Значительно укрепились связи с семьей в вопросах формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

Используемая литература: 

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание. -1989- №11-17-21с
  2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение,1991.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  5. Конина Е.Ю.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. -Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  6. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
  7. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  9. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку. // Дошкольное образование. - 2008-№10
  10. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности. // Дошкольное воспитание. -1988-№9-13-17с.
  11. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание. -1979-№ 8-15-20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".

Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.Цель: формирование ...

Познавательный проект для детей первой младшей группы "Жили у бабуси".

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Ребенок должен впитывать его через колыбельные, потешки, пестушки и т.д. Только в этом случае искусство оставит в душе ребенка глуб...

Познавательный экологический проект для детей первой младшей группы

Ознакомление дошкольников с дикими животными в форме представлений - важная педагогическая задача. Формировать и расширять представления детей о диких животных - основная цель нашего проекта....

Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки»

Данный проект направлен на создание условий для решения задач позновательно-исследовательского, социально личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста....

Краткосрочный художественно-познавательный проект для детей первой младшей группы «Страна Одуванчиков»

Краткосрочный художественно-познавательный проект для               детей первой младшей группы«Страна Одуванчиков»...