Статья. Формирование знаний о физической культуре как одна из задач физического воспитания дошкольников
статья на тему

Воронкова Анастасия Сергеевна

 

 

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием знаний о физической культуре у детей дошкольного воз-раста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование знаний о физической культуре как одна из задач физического воспитания дошкольников

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием знаний о физической культуре у детей дошкольного воз-раста.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. В настоящее время наблюдается значительное снижение двигательной активности и физиче-ской подготовленности детей, следствием чего наблюдаются нарушения в состоянии здоровья. Происходит это во многих случаях не из - за того, что у детей нет возможности заниматься физкультурой и спортом. Ведь совре-менная образовательная система предлагает подрастающему поколению разные формы двигательной активности от оздоровительных занятий до профессиональных спортивных тренировок в системе ДЮСШ. Вместе с тем, интерес к занятиям спортом у современных детей невелик. Происходит это в том числе из – за того, что у детей не сформирована теоретическая и интеллектуальная база для принятия физической активности как необходи-мой части их жизни. Многие дети просто не понимают, зачем нужна физ-культура, зачем тратить на нее время, если его можно с пользой провести за книгой или за компьютером. Между тем, в исследованиях последних лет установлено, что от уровня физкультурных знаний человека зависит его фи-зическая активность, а также прирост показателей физической подготов-ленности. При этом следует отметить, что на протяжении последнего вре-мени физкультурным знаниям уделяется мало внимания в процессе физиче-ского воспитания детей.

Причина такого положения дел в недостатках методики физиче-ского воспитании как в школе, так и в детском саду. Занятия по физи-ческому воспитанию ставят своей главной целью обеспечение двига-тельной активности ребенка, формирование у него двигательных уме-

ний и навыков. В то же время созданию стойкой мотивации к занятиям спортом и формированию понятийного аппарата и базы теоретических зна-ний и физкультуре и спорте педагоги и методисты подчас уделяют мало внимания. Вместе с тем, именно решение задач теоретической физкультур-ной подготовки сделает для ребенка занятия физкультурой осмысленными желанными. К тому же, у детей старшего дошкольного возраста достаточно сформирована познавательная деятельность для того чтобы усваивать зна-ния в области физической культуры и спорта. Дети дошкольного возраста способны управлять своими движениями, поэтому у педагога появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у них знания о выполняемых движениях. Дети способны понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознатель-ному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному ис-пользованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях фи-зическими упражнениями являются как информация педагога, так и двига-тельная деятельность занимающихся (Филиппова С.О., 2002, Шебеко В., 2009).

Знания в области физической культуры, как и во многих других обла-стях человеческой деятельности, можно разделить на теоретические и прак-тические

Теоретические знания включают основные понятия физической куль-туры, спорта и здорового образа жизни, историю развития популярных ви-дов спорта, закономерности развития и работы человеческого организма, значение и роль физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков формы организации самостоятельных за-нятий и их значение для самосовершенствования человека, укрепления и сохранения здоровья. Эти знания необходимы для осознанного отношения

детей к виду деятельности, т.е. для объяснения "почему, зачем это нужно делать?".

Практические знания взаимосвязаны с техникой двигательных дей-ствий, как способом их выполнения. Они помогают на практике быстрее освоить данное упражнение и эффективно выполнить его с учетом индиви-дуальных возможностей организма. Эти знания позволяют ответить на во-прос: "как эффективно выполнять физическое упражнение?".

Формирование знаний об окружающем мире, в том числе и о физиче-ской культуре, у детей дошкольного возраста имеет свои особенности, свя-занные прежде всего с тем, что ребенок не усваивает знания, которые не представляют для него интереса. Исходя из этого можно констатировать, что процесс формирования физкультурных знаний должен быть интерес-ным и увлекательным для ребенка. Детям мало сказать, что физкультура и спорт полезны, они должны почувствовать, что это и интересно.

Мысль о том, что занятия физическими упражнениями должны быть осознанными, высказывалась основателем отечественной систе-мы физического воспитания П. Ф. Лесгафтом (1987). Ученый видел физкультурное образование видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно боль-шей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. П.Ф. Лесгафт считал, что «…необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. - не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением прове-рять умственно усвоенное физической работой».

Теоретические знания в области физической культуры достаточно разнообразны. На наш взгляд, их можно сгруппировать следующим обра-зом:

Знания о видах спорта (происхождение и история развития видов спорта, достижения отечественных и наиболее известных зарубежных спортсменов - представителей видов спорта, инвентарь и спортивная фор-ма, основные правила соревнований, влияние занятий данными видами спорта на организм);

Знания о физических качествах (силе, быстроте, скоросно – силовых качествах, выносливости, ловкости, гибкости) (проявление данных физиче-ских качеств у человека, их виды, особенности методики развития, основ-ные упражнения, способствующие их развитию, значение для здоровья че-ловека);

Знания о закономерностях и функционирования человеческого орга-низма в процессе выполнения физических упражнений (работа сердечно – сосудистой и дыхательной системы, а также других систем организма, энергообеспечение в процессе мышечной работы, строение и работа мышц);

Знания о влиянии физических упражнений на организм человека (из-менения в организме под воздействием физических упражнений);

Знания о самоконтроле самочувствия в процессе занятий физической культурой (методы самоконтроля их применение и значение);

Знания о личной гигиене и здоровьесбережении (гигиеническая гим-настика, здоровьесберегающие мероприятия, гигиена труда, сна, питания, закаливание);

Знания о технике безопасности в процессе занятий физической куль-турой (правила поведения в спортивном зале, правила подготовки инвента-

ря, ухода за ним и выполнений упражнений с ним, правила разминки, правила оказания первой помощи).

Как видим, знания в области физической культуры представля-ют из себя довольно сложную информацию. Они включают знания по педагогике, физиологии, медицине, истории и другим смежным наукам. Поэтому перед педагогом, проводящим занятия с дошкольни-ками встают два первостепенных вопроса: вопрос отбора для форми-рования физкультурных знаний материала, доступного для усвоения детьми и вопрос выбора формы , методики преподавания детям дан-ного материала.

Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З.И. Нестерова (1986). В дальнейших исследованиях (Банку Т.А., 2000, Перекопская М.А., 2002, Гурьев С.В., 2010) подчеркивалось, что фор-мирование физкультурных знаний, наряду с формированием умений и навыков, является важной частью физкультурного образования детей.

С.О.Филиппова с соавторами (2011) предложила программу “Умные движения”, которая имеет целью формирование у дошколь-ников сознательного отношения к физкультурным занятиям, прово-димым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным за-нятиям физическими упражнениями.

Программа включает следующие разделы:

1. История физической культуры (история различных видов спорта, история олимпийских игр)

2. Организм человека (строение и функционирование орга-низма человека, различие двигательных возможностей мальчиков и девочек)

3. Основы личной гигиены (гигиена занятий физическими упраж-нениями)

4. Физические упражнения (физические упражнения для утренней гимнастики, игры, инвентарь и оборудования для занятий физическими упражнениями)

5. Охрана здоровья (правила безопасности при выполнении физи-ческих упражнений)

6. Растим человека (знания о роли физической культуры в ум-ственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка)

7. Играем сами (самостоятельное моделирование ребенком дея-тельности, основанной на полученных ранее знаниях)

8. Веселая физкультура (закрепление знаний, полученных ребен-ком в образовательном и воспитательном процессе).

Учебная работа по программе «Умные движения» предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы занятий.

Согласно данной программе вначале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему, затем эти знания закрепляют-ся на занятиях по физкультуре в течение всего месяца. Также, согласно программе, теоретические сведения преподаются или в подготовительной части занятия, организуя тем самым внимание детей и формируя у них це-левую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процес-се выполнения упражнений (например, понятие направления движения, по-нятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы (Филиппова С.О., 2011).

Практический опыт позволяет утверждать, что в детском саду дети получают достаточно полные знания в области валеологии (знания о своем

физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья, знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины, знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур). Эти знания, как было показано выше, относятся к физкультурным, и они очень важны, так как они формируют у ребят ценностное отношение к своему здоровью. Однако эти знания ребенок получает не только на занятиях по физическому воспитанию, но и в процессе других заня-тий в учебном процессе в ДОУ.

Вместе с тем, мы бы хотели подробнее остановиться на тех зна-ниях, которые дети получают, занимаясь непосредственно физиче-скими упражнениями. Эти знания связаны с понятиями физиологии, анатомии, спортивной медицины теории и методики физического воспитания и спорта. Поэтому их можно условно отнести к медико – биологическому аспекту физкультурного образования. И формиро-ванию этих знаний, на наш взгляд, уделяется меньше внимания, чем знаний в области валеологии.

В таблице 1 представлены некоторые знания, которые, на наш взгляд, могут быть усвоены старшими дошкольниками в процессе за-нятий определенными физическими упражнениями и условия их фор-мирования.

Таблица 1 – Знания о физической культуре (медико – биологи-ческий аспект) и условия их формирования в процессе выполнения физических упражнений

Виды знаний Упражнения Условия формирования знаний

Знания о силе со-

кращения мышц Прыжки, метания Создание проблемной ситуации (от чего зависит дальность прыж-ка, дальность полета мяча). Дети

делают вывод о том, что резуль-тат зависит величины от усилия. Далее следует объяснение о том, что такое сила мышц и сила со-кращения мышц в доступной для детей форме.

Знания о кислород-

ном обеспечении

организма Бег, быстрая ходьба Обратить внимание детей, что во время бега увеличивается частота и глубина дыхания. Объяснить, зачем нужен кислород и что та-кое потребление кислорода во время физической работы в до-ступной для детей форме.

Знания об утомле-

нии и восстановле-

нии организма по-

сле физической ра-

боты Бег, силовые упражнения, по-движные игры. Отдых после бега, упражнений, игр Задать детям вопрос, что про-изошло с организмом во время упражнений и затем во время от-дыха (ЧСС повысилась, затем снизилась, дыхание участилось, затем нормализовалось и т.д.). объяснить в доступной для детей форме, что такое

Знания о выносли-

вости Выполнение упражнений на фоне утомления Рассказ в доступной для детей форме о выносливости и факто-ров, от которых зависят ее прояв-ления

Знания о гибкости Упражнения на развитие гибко-сти Обратить внимание детей на то, что с возрастанием количества повторов упражнения амплитуда

возрастет и выполнять упражне-ние становится легче. Обратить внимание на болевые ощущения во время выполнения упражнений на гибкость. рассказать в доступ-ной для детей форме об эластич-ных свойствах мышц, сухожилий и связок.

Знания о равнове-

сии Упражнения на подвижной и не-подвижной опоре Обсуждение с детьми вопросов, от чего зависит успешность вы-полнения упражнения (площадь опоры, ее устойчивость), от чего зависит проявление равновесия. В доступной для детей форме рас-сказать о статическом и динами-ческом равновесии.

Знания о скорост-

ных способностях Быстрый бег Обратить внимание детей на то, что выполняя упражнения очень быстро, человек очень быстро устает (поэтому, если приходится бежать большое расстояние, не надо развивать слишком большую скорость). В доступной для детей форме рассказать о скоростных способностях.

Перечисленные знания, на наш взгляд, будут способствовать формированию у детей интереса к своему организму, заложат основу

стремления к совершенствованию физических способностей, физической полготовленности, самоконтроля.

В целом сформированная у ребенка система знаний способствует ре-шению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффек-тивности освоения двигательных действий; в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой; в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошколь-ного

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банку, Т. А. Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6-10 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Банку Т.А. - Хабаровск, 2000. - 22 с.

2. Гурьев, С. В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с тради-ционными методами физического воспитания / С. В. Гурьев // Ученые за-писки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2010. - № 2 (60). - С. 48-53.

3. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Реше-тень. - М.: ФиС, 1987. - 359 с.

4. Нестерова, З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет / З. Нестерова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - C. 34-37.

5. Перекопская, М. А. Педагогические условия формирования инте-реса у дошкольников к занятиям спортом (карате) : дис. ... канд. пед. наук / Перекопская М.А. - Челябинск, 2002. - 180 c.

6. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования до-школьников : дис. ... д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2002. - 495 с.

7. Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятель-ности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки уни-верситета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.

8. Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами фи-зической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 21-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»

Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

Из опыта работы: Авторская публикация "Формирование знаний о физической культуре среди детей и родителей".

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка ...

Авторская публикация "Формирование знаний о физической культуре среди детей и родителей".

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка ...

Статья на тему: " Роль физической культуры в духовно-нравственном воспитании личности дошкольника."

Здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души....

Формирование знаний о физической культуре в процессе подвижной игры

Формирование знаний о физической культуре в процессе подвижной игры...

Формирование знаний о физической культуре в процессе подвижной игры

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром форм и методов работы в этом направлении. В настоящее...