ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСОВАЯ РАБОТА
материал (младшая группа) на тему

 

В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей - один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого, владеющего основными культурно-гигиеническими навыками выпускника дошкольного образовательного учреждения.[п.1.6 Стандарта]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КГАОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

                                                                                                       Выполнил: Редченко М.А.

                                                                                                                             группа 53 «Д»

                                                                                                       Руководитель: Кривенко Т.А.

        

        К защите допущена

        __________________

        Оценка________________

Канск 2018


  1.                                                 Содержание
  2. Введение

  1. Глава I: Теоретические основы воспитания культурно – гигиенических                   навыков у детей младшего дошкольного возраста
  1. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического  
  1.          развития детского организма  ……………………………………………...9                                        
  2.    1.2. Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости  воспитания
  3.         культурно-гигиенических навыков  у детей дошкольного возраста……16                                          
  4. 1.3.Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………….....………………………….20

  1.  Глава II: Формирование культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
  2.      2.1. НОД – основа формирования гигиенических  навыков………………25
  3.      2.2. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических  навыков
  4.            в процессе НОД в младшей группе …………………………………….29                          
  5.     2.3 Организация работы в младшей группе по формированию культурно-                  
  6.            гигиенических навыков………………………………………………….34                                          
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………43
  8. ЛИТЕРАТУРА……….……………………………………………………………45
  9. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48

       1.Технологические карты непосредственно образовательной деятельности 

Введение

      Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации. Основным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека [12]. Состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка - одна из важнейших предпосылок его успешного воспитания, обучения и адаптации в условиях современного общества.

  1.        В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей - один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого, владеющего основными культурно-гигиеническими навыками выпускника дошкольного образовательного учреждения.[п.1.6 Стандарта]

         Планируемые итоговые результаты освоения детьми Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет, согласно возрасту, гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.[5;11]

       Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

       При осуществлении педагогического воздействия на ребенка, педагогу следует учитывать личностные особенности субъектов образовательного процесса, способствовать их проявлению и развитию. В педагогике проблему личностно-ориентированного подхода исследовали Ю.К. Бабанский, Я. Корчак, Л.Г.Татарникова[1, 20, 40].

       Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения.

  1.        К.Д.Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.[с.15;т.5]
  2.        Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Современное дошкольное образование отличает вариативность программ и методов воспитания. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраной его здоровья. Оно включает такие категории, как гигиенические навыки, культурное поведение и самообслуживание. Культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Это, безусловно, зависит от ряда факторов: условий, начала работы по формированию культурно-гигиенических навыков, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности упражнений и т.п. [3;с.184]

      Я. А. Коменский считал, что воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.[4;74]

  1.        В 70-80-х гг. XX столетия проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста занимались современные авторы Ю.А.Афонькина, Л.С.Выготский, А.Р.Малер, Л.Ю.Павлова, С.В.Петерина, Г.А.Урунтаева и другие. Среди зарубежных авторов можно выделить Л.Нюканен, У.Кристен, Х.Рюкле. В психолого-педагогических трудах отражены закономерности гигиенического развития детей, даны методические рекомендации по организации условий для их формирования педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения. [10, 35, 45].

     Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера[9;32].

         Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях.

        Однако  педагоги испытывают трудности в воспитании формирования этих навыков у дошкольников, а именно они помогут детям адаптироваться к жизни.

     Недостаточно освещена эта проблема в методической литературе и именно поэтому тема нашей посвящена формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

      Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через непосредственно образовательную деятельность, т.к. именно НОД имеет особую значимость в формировании культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

    Цель исследования — изучить роль НОД в формировании культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    Объектом исследования является процесс формирования культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

     Предметом исследования является формирование навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    Изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

    Выявить понятие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в НОД

   Обосновать роль НОД в формировании культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста.

   Разработать технологические карты по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

   Методы исследования

   В процессе работы использовать разные методы педагогических исследований:

изучение и анализ психолого - педагогической литературы;

педагогическая работа;

беседа с ребёнком;

наблюдение за детьми в их самостоятельной деятельности.

   Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным — наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

   Практическая значимость данной работы заключается в разработке технологических карт по формированию культурно-гигиенических навыков через непосредственно образовательную деятельность.(см.Прил.)

    С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

Глава I: Теоретические основы воспитания культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

  1. 1.1. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма

     Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.

     В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 

     Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, — писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[16,58]

     Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие»  [Ч.,с.20].    

    Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. 

      «Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н. М. Амосова, Я. А. Коменского, Г. С. Шаталовой и др. По мнению Г. М. Коджаспировой, здоровье — это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [3, с.90].

     Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). Установка на здоровье и здоровый образа жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста [7, c.34–36].

      По словам Адама Смита, шотландского мыслителя :

    «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» [В.,с.238].

      Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути». [В.,с.54].

     «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» [В.,с. 239].

     «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» [В.,с.241].

      Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека:

 «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» [1.,с.29].

    «Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства» [1.,с.43].

    Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

     Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. По его мнению: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства” [Л.,с.301-302]. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” [Л.,с.312].

      По мнению С.В.Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. [П.,с.7].

      В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

   Признаками здоровья являются:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

       Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья, лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. [7]

       Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. [Ч.,с.23].

     Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно- политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.     Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

     Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

     Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

     Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

      Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

     Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

1.2.Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости      формирования культурно–гигиенических навыков

       Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я.А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. [Ян Амос Коменский. "Материнская школа"
"Учпедгиз", Москва, 1947 г. ]

       Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» [19, 44].

      Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей.

       Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми. [16;58].

       Динамический стереотип —физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др.

       Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга — системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. [ Анохин П. К.Философский смысл проблемы интеллекта // Вопросы философии. 1973. № 6. с. 90.].

       И.П. Павлов показал, что приобретение культурно–гигиенических навыков связано с осознанием способов их осуществления, т.е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять. В этом ребенку помогает правильный режим дня. [9, 14].

       Известный физиолог Н.И. Щелованов в своей работе указал,что режим дня является основой для формирования культурно-гигиенических навыков у детей [ 26,4]

      Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений. [26]

     Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[16,58]

       Прогрессивные деятели прошлого России хорошо понимали важность и необходимость мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и подростков.
      Гениальный ученый М. В. Ломоносов, государственный деятель И. И. Бецкой, врачи С. Г. Зыбелин, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, революционеры-демократы B. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев, педагог К. Д. Ушинский выступали на съездах и собраниях, печатали свои статьи и брошюры, в которых указывали на плохое медицинское обслуживание городских и сельских тружеников, неудовлетворительные условия обучения их детей в школах, высокую детскую заболеваемость и смертность. Они призывали административные органы царской России улучшить условия жизни и обучения детей малоимущего населения; знакомили с элементарными вопросами гигиены, с тем, как следует кормить, одевать, воспитывать детей, охранять их от заразных заболеваний. В результате их деятельности в России открываются детские клиники и отделения, строятся новые, более просторные и благоустроенные школы; в ряде закрытых учебных заведений улучшилось питание детей, их режим дня, были введены занятия по физической культуре. В 1919 г. в Программе РКП (б), принятой VIII съездом партии, была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, садов). Это потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста,— выделения в науке о гигиене детей и подростков раздела дошкольной гигиены. [Справочник по дошкольному воспитанию. М., 1972, с. 18.]

        Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

       Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.  [26]

       Исследователи проблемы Виноградова Н.Ф. и Белостоцкая Е.М. считали, что «режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.»[1,15]. Кроме режима дня ничто больше не влияет на формирование культурно-гигиенических навыков.

1.3.Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

        При формировании культурно-гигиенических навыков мы не должны забывать о возрастных и психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста.

         Освоение культурно-гигиенических навыков связано так же  и с этическим развитием ребенка. .[26;18]

        Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится -  значит, хороший, не нравится -  значит, плохой

         К четырем – пяти  годам у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. 

         Вместе с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года ребенок получает удовольствие от правильно выполненного действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого.

         Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!". [26,15]

          Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила  поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят эти правила  к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка заключается  в стремлении убедиться, что он верно понимает правила поведения и желает получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. . [9, с.23].

      Мы уже говорили, что воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Поэтому подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.                          Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи.

       В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

       В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

       Ребенку на втором году жизни необходимо систематически прививать  навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

         На третьем году жизни малыш  более самостоятельно может одеваться, раздеваться. Так же ребенок  знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

        Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища. [6, с.23].

       При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

       Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

         Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

         К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки, чистить зубы, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок. [6, с.53].

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Считаем, что  слаженная совместная работа педагога и родителей – одно из самых важных условий для успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников.

Вывод к 1 главе

      В результате работы над теоретической частью, мы изучили особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

    Узнали, что здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

      Также выяснили, что воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Поэтому подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций.    

       Изучили теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

     Анализируя Программу ФГОС , мы выявили, что особое внимание в Программе уделяется на развитие личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию культурно-гигиенических навыков. Принципы, которые утверждает Стандарт реализуются через программу « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,Н.А.Васильевой [4;8;9]. В этой Программе также прописывается, что культурно-гигиенические навыки у детей нужно воспитывать уже с 3-х лет.[1;с.55-56]

     Узнали, что еще классики отечественной и зарубежной педагогики (Н.К.Крупская,А.С.Макаренко,Я.А.Коменский и другие) писали, что формирование культурно-гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Также следует помнить, что в работе по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребенка дошкольного возраста. Формирование культурно-гигиенических навыков - задача сложная, требующая систематичности и большого терпения.

  1. Глава II: Формирование культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
  2. 2.1. НОД – основа формирования гигиенических навыков.

  НОД - основная форма обучения в детском саду. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. 

      НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач , возрастом детей, непосредственным окружением образовательного учреждения, текущей темой и др. [Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»]      

        Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности  и строится:

  • на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;
  • на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения , перемещения, общения детей и др.)                                                                
  • учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей;
  • соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны;
  • оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности;
  • длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно;
  • воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия;
  • предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

      Классификация НОД включает в себя: комбинированную НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра); комплексную НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о культурно-гигиенических навыках переходит в рисование плаката по теме); интегрированную НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Основанием классификации служат: дидактическая задача и содержание образовательной деятельности (ОД) (раздел обучения - классическая образовательная деятельность по разделам обучения; интегрированная образовательная деятельность (включающие содержание из нескольких разделов обучения). [Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»]    

  Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

  В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности и формирует культурно-гигиенические навыки.

   В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

  • до 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.
  • 4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.
  • 5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут

     Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. [ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»]      

      Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

       В ходе непосредственно образовательной деятельности педагог сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.                 Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе  разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

2.2. Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

         Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков младших  дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие»   в соответствии с ФГОС ДО.
     Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

    Задачи:
  • приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;

   • насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

   • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

    • не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;

   • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
   •  формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
   • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.

    Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

   •прямое обучение;

   • показ;

   • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
 • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил    гигиены.
     Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

      В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.                   Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно.

      Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная  культура  персонала  дошкольного  учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.    
     Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает  гигиенические  навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

         Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков также  необходимы следующие условия:

1)    организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

2)    разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3)    многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4)    индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5)    организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6)    безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий мы использовали такие методы и средства как:

 - личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

 - обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

     В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.  Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом( не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

     Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».     Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали как нужно правильно выполнить это указание.

     В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

    В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.

    Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

     Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась» «Кукла Катя обедает» «Подбери посуду для куклы» Были изготовлены настольно-печатные игры.

    Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим- это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

  1. 2.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе в процессе  НОД

Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.». Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей [19;44]

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков);
  1. Показ и объяснение .

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

  1. Упражнение и контроль .

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

  1. Пример взрослых .

       Нужно  постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию , поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

  1. Игровые приемы .

 Позволяют воспитателю, с одной  стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

 Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, НОД

Например:

Тема непосредственно образовательной деятельности

Цель

Гигиенические навыки

Методы и приемы

«Как мама учила правильно Мишку кушать»

 «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»

 «Мы готовим обед»

 «Накроем на стол»

«День рождение у куклы Маши»»

 

«Ладушки, ладушки»,

«Умница, Катенька»

«Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок»

«Кисонька-мурысонька»

Формирование навыков культуры поведения за столом

Формирование навыка культуры гостеприимства

Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям

Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям

Навыки культуры еды и поведение за столом

Навыки культуры еды и поведение за столом

Навыки культуры еды и поведение за столом

Навыки культуры еды и поведение за столом

Метод- приучение

Прием- дидактическая игра

Метод- создание воспитывающей ситуации

Прием- НОД

Метод- приучение

Прием- дидактическая игра

Метод- разъяснение

Прием- чтение литературы

«Наша Маша маленька»

 «Покажем кукле, где лежат наши вещи»

 «Туфельки поссорились- подружились»,

 «Уложим куклу спать»

 «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

 «Покажем как нужно складывать одежду перед сном»,

«Такие разные носочки»

«Найди пару»

«Уложим куклу спать»

Формирование навыков самообслуживания, приобщение детей к социокультурным ценностям

Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям

Формирование навыков культуры поведения за столом, приобщение детей к социокультурным ценностям

Навыки самообслуживания

Одевание-раздевание

Навыки самообслуживания

Одевание-раздевание

Навыки самообслуживания

Одевание-раздевание

Метод- разъяснение

Прием- чтение литературы

Метод- приучение, показ взрослого

Прием- дидактическая игра

Метод- создание воспитывающей ситуации

Прием- НОД

 «Дети моют руки»

 «Девочка аккуратная»

 «Водичка, водичка…»

 «Как мы моим ладошки и отжимаем ручки»

Д/У «Научим Мишку правильно умываться»,

 «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем»

 «Вымой руки »

«Умывалочка»

 «Сделаем лодочки»

«Мыльные перчатки»

Формирование навыков мытья рук и умывания, приобщение детей к социокультурным ценностям

Формирование навыков мытья рук и умывания, приобщение детей к социокультурным ценностям

Навыки мытья рук и умывание

Навыки мытья рук и умывание

Метод- приучение

Прием- дидактическая игра

Метод- создание воспитывающей ситуации

Прием- НОД, упражнение

      Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания
  • Анкетирование
  • Индивидуальные консультации

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.[29;7]

Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек целесообразно использовать сюжетно-ролевую игру:

 «Обратите внимание на игры малыша, вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетую. Нужно ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые» - советуют Ю. А. Афонькина и Г. А. Урунтаева.[26;7]

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

 Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме

       В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно — гигиенических навыков. В младших возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

      Цель вопроса — изучить роль НОД в формировании культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, дать анализ методического обеспечения программ, изучить диагностическую литературу.

       Нами был проведён анализ программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М. А. Васильевой,Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой

      Проанализировав программу, мы пришли к выводу, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой  ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме дня детей младшего возраста отводится больше времени на формирование культурно — гигиенических навыков. Программа предусматривает укрепление здоровья ребёнка, а это невозможно без соблюдения правил гигиены. Именно поэтому, как нам кажется, в разделах «Физическое воспитание» включены подразделы, «Культурно-гигиенические навыки».

      С трёхлетнего возраста у ребенка совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования.

1. Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Навык мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождаются чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями. И наоборот, если ребёнку не удаётся выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.

       С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т. д.

2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных.

       Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно — гигиенические навыки по своей инициативе.

3. Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно — гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в младшем дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно — гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.

Заключение

       В результате работы над теоретической частью, мы узнали, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А. С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно — гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т. е. сенситивный период. Работа по формированию культурно — гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

      Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста.

      Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

        Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, нам стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам через непосредственно образовательную деятельность.

      Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.            Мы убедились, что формируя у детей младшего дошкольного возраста культурно — гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Список литературы

1. Анохин П. К.Философский смысл проблемы интеллекта // Вопросы философии. 1973. № 6. с. 90.

2 Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы в3оспитания детей от 3 до 7. — М. :Просвещение, 1991.

3.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 1991.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1985.

5. Буре Р. С., Островская А. Ф. Воспитатель и дети. — М.: Просвещение, 2006.

5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. — СПб., 2007.

6. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду. — М.: издат. центр «Академия», 1998.

7. Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.

8. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: Сфера, 2007.

9. Игра дошкольника / Под ред. С. А. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989.

10. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 1990.

11. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. — М.: Просвещение, 1973.

12. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. — М: Т Ц Сфера, 2006. — (Программа развития).

13. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание № 9 — 2004. с. 56

14. Мчедлидзе Н. Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова Е. А. История дошкольной зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1980.

15. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком — М., Педагогика, 1990.

16. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2006.

17. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.

18. Печора А. В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.

19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой и др. — М.: Мозайка — Синтез, 2007.

20. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

21. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. — М.: Просвещение, 1997.

22. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника — М., 1996.

23. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3 изд. М., 1981.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Возрастная группа: вторая младшая 

 Образовательная область: «Социум»

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Тема: ««Человек – живое существо» (игровые упражнения)

Цель: Формировать представления детей о строении тела.

Задачи:

О.З.: Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о       различных его функциях.

Р.З.: Развивать навыки общения детей друг с другом и со взрослыми.

В.З.: Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, формировать культурно – гигиенические навыки.

Рисунок куклы, простой карандаш, нарисованная улитка на ватмане, баночки с запахами по количеству детей с закрытыми крышками, цветы, аудиозапись с голосами животных, тарелка с яблоками

Материалы и оборудование: Рисунок куклы, простой карандаш, нарисованная улитка на ватмане, баночки с запахами по количеству детей с закрытыми крышками, цветы, аудиозапись с голосами животных, тарелка с яблоками.

Словарная работа: витамины, здоровье.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Доброе утро! Вы проснулись?

Вы друг другу улыбнулись?

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем.   Каждый, кому я брошу мяч, должен назвать своё имя.

Ну вот, мы и поиграли со своим именами.

Билингвальный компонент: адам -человек.

Да.

Да. (улыбаются друг другу).

Дети играют.

Организационно-

поисковый

-И взрослые, и дети похожи тем, что у каждого из нас есть имя, и у всех оно своё – это и отличает нас друг от друга.

А чем мы ещё не похожи?

 Разный  возраст,  пол, одеты по – разному и т.д.

Молодцы, вы очень внимательны.

 -Скажите, а чем же мы похожи?

Правильно, у нас у всех есть ручки, ножки и т д.

Правильно.  Давайте поиграем.  

Я буду называть часть тела, а вы показывать.

 Головушка – соловушка

Лобик – бобик.

Носик – курносик .

Щёчки – комочки.

Глазки – краски.

Ушки – непослушки.

Ручки – хватучки.

Пальчики – мальчики.

Животик – обормотик.

Спинка - тростинка.

Ножки – топотожки.

-Интересный вот вопрос,

 Для чего нам нужен нос?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

(достаёт рисунок куклы с не нарисованными глазами).

-Ребята, сегодня мне в руки попал рисунок, но что-то в нём не так, а вы догадались, чего не хватает?

Действительно, не нарисованы глаза.

Правда, ребята, молодцы.

Что  же нам помогло найти ошибку в рисунке?

Вы посмотрели и увидели, нам глазки помогли.

Верно. Глаза позволяют нам увидеть много нового и интересного: картинки в книжках, мультфильмы, новые игры. Давайте  я дорисую этот рисунок (или ребёнок). Как вы думаете, нужно ли глазки беречь?  Как?

Нужно.

Правильно, долго не смотреть телевизор, во время прогулки не бросаться песком, долго не сидеть за компьютером, аккуратно пользоваться острыми предметами, грязными руками не лезть в глаза и т.д.

Правильно, а ещё я хочу познакомить вам с игрой. Представляете, сейчас наши глазки будут рисовать улитку.

Крепко зажмурьте глазки и откройте.

Следите за моим пальчиком глазками  

(воспитатель водит пальцем по улитке, затем упражнение повторяется без показа воспитателя).

- Посмотрите, на нашем столе стоят баночки. Интересно узнать, что в них было?  Давайте посмотрим (подходят к столу).  Смогли вы узнать, что лежало в баночках?

Нет.

 -Давайте, я открою крышки. (открывает крышки, предлагает детям взять в руки).

-Теперь вы догадались, что было в баночках?

Что было в баночке у …, у…

Что нам помогло это узнать?

Носик, мы понюхали и узнали.

- Молодцы.

А теперь давайте  прогуляемся по лесной полянке. Смотрите, сколько тут цветов, а какой воздух свежий! Вдохните носиком глубоко. Послушайте, кажется, кто- то кричит…

(аудиозапись со звуками домашних животных).

Да тут недалеко пастбище!

Кто же там пасётся?

- Молодцы, ребята, а как вы догадались?

- Правильно, уши – это тоже наши большие помощники. Нужно ли их беречь и как?

В холодное время нужно носить тёплую шапку, ушки нужно мыть, чтобы хорошо слышали, нельзя толкать туда различные предметы.

Умницы.  

Всё вы знаете, вы весёлые и дружные ребята, а хотите поиграть?

Ровным кругом, друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так…

( выполняют танцевальные движения руками и ногами)

Ну, вот, наши ручки – хватучки

и ножки – топотожки  

тоже нам помогли.

А ещё я знаю, что вы умеете рассказывать стихи руками, давайте, покажем нашим гостям (один ребёнок показывает, а остальные повторяют).

-Чтобы расти крепкими и здоровыми, нужно каждый день делать зарядку, чисто умываться, кушать только полезные продукты и витамины. А вы знаете, в каких продуктах больше всего витаминов?

Чтоб сильным быть, ловким, 
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы 
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы, 
лимон, апельсины -
Во фруктах и в ягодах 
есть 
витамины.
Нам справиться с насморком, 
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы, 
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах 
живут, в овощах,

Дети проявляют интерес

гладят себя по голове.

с закрытыми глазами трогают кончик носа

трут кулачками

моргают.

дети садятся.

Ответы детей.

Рассматривают .

Ответы детей.

Растаял, превратился в воду.

Ладошки теплые.

Он растаял.

Вода.

Грязная.

Нет.

Чистую.

Птицы, звери.

Ответы детей.

Вода.

Дети кружатся.

Поднимают руки.

Приседают, прижимают руку к полу.

Разводят руки в стороны

Ответы детей.

дети называют животных, которых угадали.

Мы услышали, нам ушки помогли.

Дети и воспитатель идут по кругу со словами.

Во фруктах и овощах.

Рефлексия

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Теперь мы с вами знаем о строении человека.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Ожидаемый результат:

Знать: о строении человека, о различных его функциях;

Иметь: представление о значении привития культурно – гигиенических навыков для укрепления здоровья человека;

Уметь: устанавливать элементарные причинно-следственные связи: бережное отношение к себе, своему организму.

Технологическая карта организованной учебной деятельности  «Культурно - гигиенические навыки»

Группа: вторая младшая

Образовательная область: Здоровье

Раздел: Азбука здоровья.

 Тема: «Культурно гигиенические навыки».

Задачи Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена. Воспитывать желание следить за своим внешним видом и аккуратность.

Оборудование: схема чистки зубов, голубые ленточки, гуашь, кисти, листы белой бумаги, презентация «Солнце, воздух, вода».

Словарь: Гигиена, правила гигиены, личная гигиена. Билингв. Компонент:

Воспроизводят: что такое личная гигиена.

Понимают: навыки соблюдения личной гигиены.

Применяют правильно пользоваться предметами личной гигиены.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников

Как помочь детям научиться быть культурными...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков дошкольников первой младшей группы на тему: « В гостях у Мойдодыра»

Занятие формирует позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.1. Формирует культурно-гигиенические навыки (мыть руки, лицо, насухо вытирать полотенцем) .2. Расширяет представление о во...

Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»

Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников.

Мастер-класс провела воспитатель Гостенина Е.Е.  на заседании  родительского клуба на тему" Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников"....

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...