"Мелкая моторика и ее развитие: игры для маленьких ручек"
методическая разработка на тему

Еськова Светлана Геннадьевна

Материал содержит теоретические основы, а так же некоторые практические советы по развитию мелкой моторики ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_i_ee_razvitie.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

 «МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ:

ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ РУЧЕК»

(консультация для воспитателей)

Жизнь – это движения. Наши дети познают окружающий мир в дошкольном возрасте через движения. Каждое движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к школе.

Движение человека – это моторика. Моторика делится на крупную и мелкую. Крупная моторика – это движение рук, ног и т.д. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ваш ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке. Недостаточная двигательная активность может привести к дефициту познавательной активности, знаний, умений и снижению работоспособности.

Мелкая моторика – это движение пальцев рук. И это очень важный фактор развития дошкольников. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев - это эффективное средство повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Таким образом, мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов ребенка (внимание, память, восприятие, мышление, речь). На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Дети - такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова их физиологическая потребность. Взрослым нужно научиться направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений. Одним из таких упражнений могут быть пальчиковые игры.

Давайте вспомним с детства знакомые всем взрослым «Сорока – ворона» или «Ладушки». Эти пальчиковые игры являются оздоравливающим и тонизирующим массажем, способным оказать  положительное воздействие не только на организм, но и на мыслительные функции и речь ребенка.

У младших дошкольников не всегда есть навыки координации пальцев ручек. Поэтому начинать нужно с самого малого: загибать и разгибать пальчики, делать круговые движения пальцами («Сорока-белобока»), пощипывания и покалывания пальчиками («Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе и крошки прямо в ладошке»), раскрывать кулачки («Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем»). Педагогам младших групп можно начать с того, что научить малышей гладить мягкую игрушку, показывать, как «капает дождик» — постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек «чашечку» и угощать кого-то, «открывать ключиком» замочек, складывать руки в замок и в щепотку и т.д.

Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты пальчиковых игр для малышей. Самая простая игра для малышей — «Ежик»: руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?», на последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-иголки.

Игра «Разбуди соседей»: 

«Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).

«Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).

«Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).

«Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).

«И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).

Игра «Апельсин»:

«Мы делили апельсин» (крутим кулачком).

«Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).

«Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).

«Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).

«Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).

Руки - тонкий инструмент, который требует определенной «настройки». И для этого каждому ребенку нужно много времени. Поэтому существует огромное количество вариантов пальчиковых гимнастик.

Примерные комплексы

пальчиковой гимнастики для дошкольников по теме «ОСЕНЬ».

«Осень»:

«Осень, осень», (трем ладошки друг о друга)

«Приходи!»  (по очереди сжимаем кулачки)

«Осень, осень», (трем ладошки друг о друга)

«Погляди!» (положить ладошки на щеки)

«Листья желтые кружатся», (движение ладонями сверху вниз)

«Тихо на землю ложатся». (поглаживаем коленки)

«Солнце нас уже не греет», (по очереди сжимаем кулачки)

«Ветер дует все сильнее», (разводим одновременно ручки в разные стороны)

«К югу полетели птицы», (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

«Дождик к нам в окно стучится». (стучим пальчиками по ладошкам)

«Шапки, куртки надеваем» (делаем вид)

«И ботинки обуваем» (постучать ногами)

«Знаем месяцы:» (похлопать ладошками по коленкам)

«Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь». (кулак, ребро, ладонь).

«Осенние листья»

«Раз, два, три, четыре, пять,» (загибаем пальчики, начиная с большого)

«Будем листья собирать». (сжимаем и разжимаем кулачки)

«Листья березы», (загибаем пальчики, начиная с большого)

«Листья рябины,»

«Листики тополя,»

«Листья осины,»

«Листики дуба мы соберем,»

«Маме осенний букет отнесем» (пальчики «шагают» по столу).

«Осень»

«Ветер северный подул», (подуть на пальцы)

«Все листочки с липы сдул с-с-с» (смахивать руками, будто сдувает листочки)

«Полетели, закружились и на землю опустились» (ладони зигзагами плавно  

  опустить на стол)

«Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап» (постучать пальцами по столу)

«Кап-кап-кап» (постучать пальцами по столу)

«Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил», (постучать кулачками по

  столу)

«Снег потом припорошил,» (плавные движения вперед-назад кистями)

«Одеялом их накрыл.» (ладони прижать крепко к столу)

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

«Мы идем в осенний лес». (маршируем на месте)

«А в лесу полно чудес!» (разводим руки в стороны, «удивляемся»)

«Дождь вчера в лесу прошел» (потряхиваем ладонями обеих рук)

«Это очень хорошо». (хлопаем в ладоши)

«Будем мы грибы искать» (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в

  другую сторону)

«И в корзинку собирать». (сводят руки перед собой в «корзинку»)

«Вот сидят маслята», (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно  

  на каждое название грибочка)

«На пеньке – опята,

 А во мху – лисички,

 Дружные сестрички». (делают манящие движения руками)

«Подосиновик, груздок», (грозят указательным пальцем правой руки)

«Полезайте в кузовок!» (присесть, обнять себя руками)

«Ну, а ты, мухомор,» (встаем, разводим руками в стороны)

«Украшай осенний бор!»

«Вышли пальчики гулять»

«Вышли пальчики гулять», (шагаем пальчиками по столу)

«Стали листья собирать», (собираем листики в ручку)

«Красный листик», 

«Жёлтый листик»,

«Будем их сейчас считать» (хлопаем в ладоши)

«Сколько листиков собрали» 

«Раз, два, три, четыре, пять!» (загибаем пальчики)

«Можно с ними поиграть» (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

«Осень»   

«Солнышко греет уже еле-еле;» (растопыриваем пальцы на обеих руках и

Соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)  

«Перелётные птицы на юг улетели;» (машем ручками. как крылышками)

«Голы деревья, пустынны поля,» (разводим ручками) 

«Первым снежком принакрылась земля». (плавно опускаем ручки вниз)

«Река покрывается льдом в ноябре» – ( сжимаем ручки в замок)

«Поздняя осень стоит на дворе». (разводим руками перед собой)
«Ходит осень в нашем парке»

«Ходит осень в нашем парке,» (пальчиками шагаем по столу)

«Дарит осень всем подарки:» (показываем две ладошки сложенные вместе)

«Бусы красные – рябине,» (загибаем поочередно пальчики)

«Фартук розовый – осине,»

«Зонтик желтый – тополям,»

«Фрукты осень дарит нам». (прикладываем обе ладошки к груди)

«Листья»

«Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,» (плавные движения кистями рук слева направо)

«Листья нам под ноги плавно ложатся» (плавно опускаем ручки вниз)

«И под ногами шуршат, шелестят,» (трем ладошки друг о друга)

«Будто опять   закружиться хотят.» (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

«Раскидала листья осень»

«Раскидала листья осень,» (дети имитируют движение волн)

«Разукрасила их кистью.» (плавно двигают ладонями, имитируя рисование

  кистью)

«Мы в осенний лес пойдем,» (делают движения в виде шагов пальцами по столу)

«Букет листьев соберем.» (имитируют собирание листьев скрещиванием  

  растопыренных пальцев)

«Клена лист и лист осинки,»

«Дуба лист и лист калинки,»

«Рыжий рябиновый лист» (делают руками движения, как будто пересчитывают

листья в ладонях)

«На тропинку прыгнул вниз.» (хлопают в ладоши).

Ст. воспитатель Еськова С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Игры для маленьких ручек и пальчиков

Развитие ручек ребенка и развитие его речи взаимосвязаны. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Мелкая моторика и артикулирование звук...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)

В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики с практическими приемами....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...