Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среду ДОУ.
статья (старшая группа) на тему

Здоровые дети - это благополуие общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя - логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нас нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов. Явления в обществе способствовали изменению мотивации деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие. От здоровья и жизнерадостности зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому оттого как будет построен учебный процесс, зависит здоровье детей. Роль учителя - логопеда в ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии - это, прежде всего, санитарно - гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребёнка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое. Но в последнее время признана первостепенной задачей физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей.

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, ещё и часто болеющим.

Преодоление этих трудностей возможно через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора методов и приёмов логопедической коррекции. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной и письменной речи, на психофизическое развитие   дошкольников.   Учитывая   актуальность   проблемы, ведётся


постоянный поиск методов оздоровления детей при проведении логопедических занятий. Выбранные способы и приёмы деятельности должны быть эффективными, несложными в применении. Логопедическое направление коррекционного воздействия педагогики является ведущим в ДОУ. Логопед инициирует проведение медико -педагогических консилиумов, активизирует обмен информацией, практическим опытом.

В своей работе логопед использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: физминутки, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, логопедический массаж и самомассаж, психогимнастику, релаксацию, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, логоритмические упражнения. Мелкая моторика - в настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук для детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения.

Мозаика - игры с разнообразными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. Шнуровки - сейчас в магазинах    развивающих игрушек достаточный ассортимент    разнообразных игр - шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук.

Игры с пуговицами и бусинами - нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Пазлы - красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Катание карандашей между подушечками пальцев, по столу или другой поверхности. Такое занятие - дополнительный массаж и улучшение координации движений кисти.

«Вертолёт». Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетёной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперёд и


соединить их подушечками (это - «хвост вертолёта»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолёта. «Колечко». Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. «Кулак-ребро-ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«На двери висит замок», «Лесенка» и др. упражнения, хорошо знакомы логопедам.

Логопедический массаж - положительно   влияет на деятельность мозга, упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум. Массажные движения производят от кончиков пальцев к предплечью, используют поглаживание, лёгкое растирание, и вибрацию.

«Фасолевые ванны» - в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина и др.) Кроме очевидного творческого самовыражения, ребёнок также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Кинезиологические упражнения необходимы для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Здесь используются такие упражнения, как «Кулак- ребро кулак», «Ухо- нос», «Колечко» и др.

Биоэнергопластика - содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением ЦНС, тяжёлыми речевыми нарушениями (дизартрия, заикание). Для более


успешного восприятия материала был создан специальный комплекс упражнений - «Театр пальчиков и языка».

Логоритмические упражнения - нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение с дизартрическим компонентом.

В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Я считаю, что создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушениями речи. Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ

Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях...

Создание здоровьесберегающей среды и роль педагога в использовании современных технологий

Создание здоровьесберегающей средыи роль педагога в использовании  современных технологий...

Роль комнатных лекарственных растений в создании здоровьесберегающей среды

Лекарственными растениями называют те, которые имеют в составе своих органов биологически активные полезные для человека вещества.Комнатные цветы - это тоже часть природы и к ним надо бережно от...