Семинар-практикум
статья (средняя группа) на тему

Лакизова Анна Александровна

Семинар-практикум" Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Задачи семинара:

  1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
  2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

План проведения:

1 часть. Теоретическая.

2 часть. Практическая – коллективная деятельность.

 Ход:

- Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных наших  задач.

  Искусство долголетия состоит прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детейформирование у них навыков здорового образа жизни.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу: приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлениидошкольников возможны только при совместной работе воспитателей и родителей, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние высокой работоспособности, творческой отдачи.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:


 
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.


Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
 
Психическое здоровье —состояние общего душевного комфорта.

Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.Поэтому детский сад  и семья призваны в дошкольном возрастезаложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы
. И именно в семье, в детском образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, утренняя гимнастика, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение КГН, закаливание,полноценный сон.
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача.
  • Формирование понятия «не вреди себе сам».

В формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Мы в своей работе большое внимание уделяем закаливанию детей. Ежедневно проводим утреннюю гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, ходьба по массажным дорожкам, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, физкультурные минутки, подвижные игры, физкультурные занятия. Соблюдение режима даёт возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения.

Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняем, рассказываем,  что  нужно есть для того, чтобы быть здоровым. Беседуем с детьми, что для благополучного функционирования пищеварительной системы обязательно нужно включать в ежедневное питание свежие овощи и фрукты, богатые витаминами.

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными  и необходимыми - этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. В своей работе с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, что нужно тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки. Для усвоения гигиенических навыков используем дидактические и сюжетно – ролевые игры, такие как:  «Кукла Маша принимает гостей», «Покажем Буратино умывальную комнату», знакомили с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой.

     Проводили  беседы на такие темы:

 «Откуда берутся болезни», «Чтобы кожа была здоровой», «Для чего нужна зарядка», «Я и моё тело», «Где растут витамины» и т.д.

Беседуя с детьми, обращали внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

В работе стараемся использовать весь материал доступных методов и приемов. В группах имеются «Центры здоровья», дидактические игры оздоровительного характера, картотека подвижных игр, игр- эстафет.

Ежедневная зарядка, занятия физкультурой, подвижные игры являются обязательными в детском учреждении. После таких занятий улучшается  аппетит, поднимается настроение.

Огромную роль в формировании привычки к  ЗОЖ играет  семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводим работу с родителями: провели групповые собрания на тему «Будь здоров, малыш!», провели спортивное развлечение с участием пап, выставляем консультации, пополняем «Уголок родителей»; проводим индивидуальные беседы. Мы надеемся, что у родителей повысился уровень знаний в данной области.

Исходя из вышесказанного делаем вывод:

- у детей  сформировалось осознанное отношение к своему здоровью. Они с большой охотой идут на утреннюю гимнастику, любят занятия по физкультуре, играют в подвижные игры, танцуют под ритмичную музыку.
-   Привиты КГН: самостоятельно моют руки до еды, после еды, за столом сидят правильно; одеваются – раздеваются самостоятельно, придерживаясь алгоритма.
Мы надеемся, что полученные знания будут помогать гармоничному развитию личности; у них будет правильная мотивация.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью.  Одним из таких направлений является методика игровогостретчинга. Она направлена на активизацию защитных сил организма, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляцией,

Игровойстретчинг – это специально подобраннее упражнения на растяжку мышц. «Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вздох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе».

 (Е. И. Зуев «Волшебная сила растяжки»)

Занятиестретчингом увеличивают подвижность суставов, снимают мышечное напряжение. В основе стретчинга лежат имитационные, подражательные упражнения. Стретчингом можно заниматься со второй младшей группы. По методике стретчинг проводится в виде сюжетно- ролевой игры, можнос музыкальным сопровождением. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. Занятия состоят из трёх частей: в вводной части выполняют упражнения на различные виды ходьбы, координации движений; во второй части идёт игровой стретчинг, а в третьей части выполняются упражнения на восстановление организма после физических нагрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...