Консультация «Пальчиковая гимнастика»
консультация (младшая группа) на тему

Глущенко Валентина Васильевна

    Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известно еще во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум; поддерживают мозговые системы в оптимальном отношении. Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоровляющую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая». Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают оздоровительное воздействие. Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. И это, потому что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаши, умывался, пользовался салфетками. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются – ловкость, умение управлять своими движениями, сконцентрированность внимания на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать срифмованные истории, потешки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_palchikovaya_gimnastika.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Пальчиковая гимнастика»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известно еще во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум; поддерживают мозговые системы в оптимальном отношении. Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоровляющую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая». Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают оздоровительное воздействие. Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. И это, потому что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаши, умывался, пользовался салфетками. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются – ловкость, умение управлять своими движениями, сконцентрированность внимания на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать срифмованные истории, потешки.

Игра «Разбуди соседей»: 

«Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).

«Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).

«Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).

«Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).

«И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).

Игра «Апельсин»:

«Мы делили апельсин» (крутим кулачком).

«Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).

«Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).

«Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).

«Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).

Руки - тонкий инструмент, который требует определенной «настройки». И для этого каждому ребенку нужно много времени. Поэтому существует огромное количество вариантов пальчиковых гимнастик.

Примерные комплексы

пальчиковой гимнастики для дошкольников по теме «ОСЕНЬ».

«Осень»:

«Осень, осень», (трем ладошки друг о друга)

«Приходи!»  (по очереди сжимаем кулачки)

«Осень, осень», (трем ладошки друг о друга)

«Погляди!» (положить ладошки на щеки)

«Листья желтые кружатся», (движение ладонями сверху вниз)

«Тихо на землю ложатся». (поглаживаем коленки)

«Солнце нас уже не греет», (по очереди сжимаем кулачки)

«Ветер дует все сильнее», (разводим одновременно ручки в разные стороны)

«К югу полетели птицы», (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

«Дождик к нам в окно стучится». (стучим пальчиками по ладошкам)

«Шапки, куртки надеваем» (делаем вид)

«И ботинки обуваем» (постучать ногами)

«Знаем месяцы:» (похлопать ладошками по коленкам)

«Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь». (кулак, ребро, ладонь).

«Осенние листья»

«Раз, два, три, четыре, пять,» (загибаем пальчики, начиная с большого)

«Будем листья собирать». (сжимаем и разжимаем кулачки)

«Листья березы», (загибаем пальчики, начиная с большого)

«Листья рябины,»

«Листики тополя,»

«Листья осины,»

«Листики дуба мы соберем,»

«Маме осенний букет отнесем» (пальчики «шагают» по столу).

«Осень»

«Ветер северный подул», (подуть на пальцы)

«Все листочки с липы сдул с-с-с» (смахивать руками, будто сдувает листочки)

«Полетели, закружились и на землю опустились» (ладони зигзагами плавно  

  опустить на стол)

«Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап» (постучать пальцами по столу)

«Кап-кап-кап» (постучать пальцами по столу)

«Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил», (постучать кулачками по

  столу)

«Снег потом припорошил,» (плавные движения вперед-назад кистями)

«Одеялом их накрыл.» (ладони прижать крепко к столу)

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

«Мы идем в осенний лес». (маршируем на месте)

«А в лесу полно чудес!» (разводим руки в стороны, «удивляемся»)

«Дождь вчера в лесу прошел» (потряхиваем ладонями обеих рук)

«Это очень хорошо». (хлопаем в ладоши)

«Будем мы грибы искать» (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)

«И в корзинку собирать». (сводят руки перед собой в «корзинку»)

«Вот сидят маслята», (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно  

  на каждое название грибочка)

«На пеньке – опята,

 А во мху – лисички,

 Дружные сестрички». (делают манящие движения руками)

«Подосиновик, груздок», (грозят указательным пальцем правой руки)

«Полезайте в кузовок!» (присесть, обнять себя руками)

«Ну, а ты, мухомор,» (встаем, разводим руками в стороны)

«Украшай осенний бор!»

«Вышли пальчики гулять»

«Вышли пальчики гулять», (шагаем пальчиками по столу)

«Стали листья собирать», (собираем листики в ручку)

«Красный листик», 

«Жёлтый листик»,

«Будем их сейчас считать» (хлопаем в ладоши)

«Сколько листиков собрали» 

«Раз, два, три, четыре, пять!» (загибаем пальчики)

«Можно с ними поиграть» (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

«Осень»   

«Солнышко греет уже еле-еле;» (растопыриваем пальцы на обеих руках и

Соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)  

«Перелётные птицы на юг улетели;» (машем ручками. как крылышками)

«Голы деревья, пустынны поля,» (разводим ручками) 

«Первым снежком принакрылась земля». (плавно опускаем ручки вниз)

«Река покрывается льдом в ноябре» – ( сжимаем ручки в замок)

«Поздняя осень стоит на дворе». (разводим руками перед собой)
«Ходит осень в нашем парке»

«Ходит осень в нашем парке,» (пальчиками шагаем по столу)

«Дарит осень всем подарки:» (показываем две ладошки сложенные вместе)

«Бусы красные – рябине,» (загибаем поочередно пальчики)

«Фартук розовый – осине,»

«Зонтик желтый – тополям,»

«Фрукты осень дарит нам». (прикладываем обе ладошки к груди)

«Листья»

«Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,» (плавные движения кистями рук слева направо)

«Листья нам под ноги плавно ложатся» (плавно опускаем ручки вниз)

«И под ногами шуршат, шелестят,» (трем ладошки друг о друга)

«Будто опять   закружиться хотят.» (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

«Раскидала листья осень»

«Раскидала листья осень,» (дети имитируют движение волн)

«Разукрасила их кистью.» (плавно двигают ладонями, имитируя рисование

  кистью)

«Мы в осенний лес пойдем,» (делают движения в виде шагов пальцами по столу)

«Букет листьев соберем.» (имитируют собирание листьев скрещиванием  

  растопыренных пальцев)

«Клена лист и лист осинки,»

«Дуба лист и лист калинки,»

«Рыжий рябиновый лист» (делают руками движения, как будто пересчитывают листья в ладонях)

«На тропинку прыгнул вниз.» (хлопают в ладоши).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь".

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь» Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, ...

Консультация. пальчиковая гимнастика в средней группе.

Пальчиковая гимнастика в средней группеСостояние мелкой моторики у воспитанников детского сада – очень важный аспект. Многие мамы знают о влиянии, которое она оказывает на развитие речи ребенка. Давай...

Консультация "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка"

Консультация предназначена для родителей и воспитателей ДОУ...

Консультация "Пальчиковая гимнастика"

Цель:рекомендация к проведению пальчиковых игр...

Консультация "Пальчиковая гимнастика"

Консультация "Пальчиковая гимнастика"...

Консультация «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

laquo;Тренировка пальцев рук совершенствует мозг, те его зоны, которые ответственны за речь».  М.М. Кольцова. «Пальчиковая гимнастика» - это инсценировка каких-либо р...