Консультация для педагогов:«Как научить детей относиться сознательно к собственному здоровью»
консультация на тему

Бескровная Татьяна Николаевна

 

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как научить детей относиться сознательно к собственному здоровью»

Разработала: Бескровная Татьяна Николаевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с «Теремок»

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребенок.

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально - экономическими, климата - географическими и экологическими условиями. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становление самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно - важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

А вот развитие ребенка и формирование его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего дошкольного возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

До Зх летнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать способности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребенок отражает мир, через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно - словесных ассоциаций  (ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больно» связано с чем - то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» - с чем - то радостным, хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно - словесных ассоциаций. Так же нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношения к здоровью (осмотр врача- педиатра, стоматолога, инъекции, прививки и т д) с одной стороны и словами, которые сопровождают эти ощущения, часто видим, что от слова «врач», «укол», «таблетка» дети испытывают страх, впадают в истеричное состояние, которое можно сравнить со страхом перед большой опасностью.

И зачастую взрослые, пытаясь помочь ребенку, подготовить его к той или иной процедуре, связанной с болью (анализы, инъекции) своей мимикой, жестами, позой еще больше пугают ребенка, а это приводит к тому, что незначительное болевые ощущение усиливается в несколько раз. Сформировавшийся соответствующий рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

Большую роль играют оценки взрослых. Ребенок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень заботливая мама активно перекармливает ребенка, приговаривая: «Ешь побольше, здоровым будешь!» В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью. Кроме того, психологи, исследовавшие особенности взаимоотношений детей, установили, что наименьшей популярностью пользуются дети склонные к полноте (толстяки). Да и сами взрослые так же относятся к полным детям, хотя стараются не демонстрировать это отношение в непосредственном общении.

Часто взрослые совершают грубые психологические ошибки, когда в общении с ребенком они проявляют негативное отношение к его внешности: «Какой ты неуклюжий!», «Ой, какой ты лопоухенький!». Это отрицательно влияет на формирование целостного образа.

«Я» у детей, которым не маловажное значение имеет физическая сторона, физическая Я.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребенка. Если мама полностью сконцентрирована на своем недуге, то это повышает тревожность детей, даже приводит к развитию психических отклонений. Лечение болезни взрослого и психотерапевтическая работа с ребенком позволяют преодолевать эти расстройства психики у детей. О формах общения взрослых с детьми дошкольного возраста, особенно когда речь идет о формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, хочу рассказать более подробно, так как способы прямого воздействия часто не дают результата.

Одним их способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек дома и «гостя» - игрушку в группе детского сада. Педагоги и родители должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указание. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым участвует любимая игрушка, это может быть мишка, зайка, кукла и т.д., они и становятся (игрушки) главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок помогает игрушке осуществлять все нужные действия: Вовремя вставать утором, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, убирать со стола, вовремя ложиться спать. Все это находит отражение в дидактических играх, дети в нашей группе играют в дидактическую игру «Мой день» из серии «Умный   малыш», где   знакомятся   с режимными   моментами   в   течении   дня,  их последовательности, что дает возможность запоминать и выполнять правильно и последовательно режим дня, а это положительно сказывается на здоровье ребенка. Подобные приемы (дидактические игры, игрушки) хорошо использовать для подготовки ребенка к определенным не приятным процедурам (прививкам, санации полости рта и т.д.).

В группе мы используем систему игровых занятий, которые позволяют сформировать у дошкольников сознательное отношение к собственному здоровью. Такие игры - занятия помогают детям обрести знания.

Этот познавательный материал используем в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема (беседа с ребенком), разминки, динамических пауз между занятиями (упражнения, тренинги), коррекционных гимнастик (индивидуальная работа) и заканчивая гигиеническими процедурами и приемами пищи.

Для разминки впервые недели хорошо подходят любые рифмованные сопровождения упражнений. Это задает определенный ритм выполнению движений и предлагает детям образ для подражания. При этом на первых парах от ребенка не требуется повторения текста, главное - активное участие в выполнении упражнений. Сначала учебного года разминки проводим с использованием стихов А.Локтева «Физзарядка».

Я приучен к распорядку        

Чтобы бодрым быть весь день,

По утрам на физзарядку

Становиться мне не лень.

Упражнение «Паровозик». Паровоз вагоны возит - пых - пых, чух - чух, Еле переводит дух.

Упражнение второе называют «Петушком». Правой, левою рукою

Помашу я, как крылом.

Упражнение впереди «Сделай и не упади».

Задери повыше ножки,

Под коленкой бей в ладошки.

«Неваляшка».

Спокойно, руки я кладу на пояс. Вправо - влево наклоняюсь, Покачавшись,  выпрямляюсь.

Продолжается зарядка. Упражнение «Лошадка». Я, как конник в мире, Мчусь галопом по квартире. Я вспотел, лоб, шея - в каплях.

Заряжаюсь дальше. «Цапля». Цапля бродит по болоту Не нужны ей боты.

Я приучен к распорядку, Чтобы бодрым быть весь день. По утрам на физзарядку Становиться мне не лень.

      Описание упражнений в стихотворной форме позволяет детям лучше запомнить технику выполнения, и приучают слушать и слышать воспитателя.

«Волшебные слова здоровья» проговариваемые детьми после разминки, помогут сформировать представление о том, что «от простой воды и мыла у микробов тают силы» или «чтобы крепким стать и сильным, надо закаляться. И в бассейне смело плавать и плескаться». Во время динамической паузы играем в игру с пальчиками, используя известную «Считалочку»  Н. Бородитской.

Чищу овощи для щей,        (хлопают в ладоши)

Сколько нужно овощей?        (разводят руки в стороны)

Три картошки, (загибают три пальца на левой руке)

Две морковки, (загибают два пальца правой руки.)

Лука полторы головки. (руки над головой, кисти соединить)

Да петрушки корешок, (загибают один палец)        

Да капустный кочешок. (загибают один палец)        

Потеснить - ка ты, капуста (ладошками отодвигают «капусту» в сторону)

От тебя в кастрюле густо!         (руки в стороны, круговые движения кистями рук)

Раз! (выставляют большие пальцы)

Два! (выставляют указательные пальцы)

Три! (выставляют средние пальцы)

Огонь зажжен. (хлопают в ладоши)        

Кочерыжка,        (правой рукой показывают на центр круга)

Выйди вон!        (правой рукой показывают на дверь)

В течении дня хорошо и желательно организовывать (что мы и делаем) мероприятия по преодолению зрительного напряжения. Это может быть двух - трех минутный курс между занятиями или во время физкультминутки. Упражнения «Школы для глаз» используется с детьми старшего дошкольного возраста.

Алгоритм выполнения упражнений: педагог проговаривает инструкцию, и дети ее выполняют.

Воспитатель: сядьте в удобной позе, расслабьте плечи, голову слегка опустите вниз. Дышите спокойно, Во время упражнения часто моргайте. (Упражнения проводятся под спокойную музыку).

Прыгающий взгляд.

Это упражнение укрепляет наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Схема должна быть с размер большого листа ватмана и закреплена на демонстрационной доске.

При чтении художественных произведений, стихотворений, где затрагивается тема о здоровье, и здоровом образе жизни. Обязательно анализируем поступки героев и совместно с детьми делаем выводы.

Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка - это поведение, образ действия, ставший для кого - либо в жизни обычными, постоянными.

Следует отметить, что привычки чаще всего формируется на основе навыка (навык - это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия). Если ребенок хорошо научился кататься на коньках или на лыжах, то он с удовольствием будет проводить свой досуг на коньках или на лыжах.

Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. С.Я. Рубенштейн в книге «О
воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. В возрасте 3-4х лет
ребенок должен не только уметь раздеваться, но и иметь привычку аккуратно складывать свои
вещи, ставить на место обувь. Если' ребенок не научился это делать, значит, он отстает от
своих сверстников. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности,
появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому педагоги, родители с особым
вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка
впервые.

Когда взрослые учат ребенка одеваться и раздеваться, то обязательно должны проследить за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место; обучая мыть руки с мылом и чистить зубы, следует обратить внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно доступны и понятны ребенку. А для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых парах, когда идет формирование привычки. Не все дети любят купаться, сопротивляются, капризничают, не дают мыть голову. Даже вырастая, учась в школе, некоторые дети сохраняют отрицательное отношение к Купанию. Этот факт можно объяснить только тем, что в таких семьях отсутствует привычка купаться, а это в свою очередь связано с неудачными «подкреплениями» (слишком горячая вода, раздражение слизистых глаз мыльной водой).    

Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у
детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы
ребенок обязательно хорошо выспался, в комнате не было холодно, а упражнения не были
трудными.        

Значение привычки в воспитании детей отмечалось в пословице, передавалась из
поколения в поколение: «Учи показом, а не рассказом», «Привычку   не рукавичку не повесишь
на спичку».        

У детей нашей группы сформированы привычки правильно и последовательно одеваться на прогулку, обязательно быть заправленным, чтобы не было холодно (на прогулке, дети хорошо усвоили одевание и раздевание во время сна. Есть дети, которые самостоятельно без помощи взрослого раздеваются и аккуратно вешают свою одежду на стульчики: Данила, Никита, Кристина, Дима, Алина, Вадик. И после сна эти дети хорошо одеваются. Все дети аккуратно ставят свою обувь во время дневного сна. Формирование сознательного отношения детей в нашей группе к собственному здоровью идет успешно, учитывая возраст детей до 4х лет, они многое умеют и знают и продолжают учиться свои знания и умения, формируя из них привычку заботиться о себе и соответственно о своем здоровье.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Ведь искоренить вредные привычки довольно сложно, от воспитателя и родителей потребуется терпение и выдержка, необходимо повседневно помогать своему ребенку.

Небольшие рекомендации для педагогов:        

Внимательно относитесь к формированию образно - словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью.

Формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я.

Помните, что ваши недостатки, ваше отношение к здоровью, влияют на отношение к здоровью у ребенка.

Способы «прямого» воздействия на ребенка дошкольного возраста не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие через игры и игрушки.

Формированию навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку и т.д.)

Помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание.

Наряду с формированием привычек воспитывать у детей чувство долга, ответственность, человечность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей относиться сознательно к своему здоровью.

Как научить детей относиться сознательно к своему здоровью. XX век дал людям не только блага цивилизации, но и уменьшил объем двигательной активности, дал химическое загрязнение и другие нег...

«Разговор о том, как научить детей относиться сознательно к своему здоровью»

В фундаменте здоровья важную роль играют активный двигательный режим и физические упражнения, занятия физкультурой, или каким либо видом спорта. Но остановимся на физической культуре....

" как научить детей относиться сознательно к своему здоровью"

В фундаменте здоровья важную роль играют активный двигательный режим и физические упражнения, занятия физкультурой, или каким либо видом спорта. Но остановимся на физической культуре....

«Как научить детей относиться сознательно к собственному здоровью»

консультация для родителей, для индивидуальных занятий с детьми...

Сообщение "Как научить детей относиться сознательно к собственному здоровью"

В сообщении кратко представлен опыт работы по формированию у детей сознательного отношения к собственному здоровью....