Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
статья на тему

Федоренко Майя  Владимировна

 Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc733.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федоренко Майя Владимировна

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                                   МБДОУ ЦРР д/с «Теремок»

                                                                                    г. Северобайкальск

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

     В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий.

Одной из основных целей работы дошкольных учреждений является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья: физического, психического, социального и духовно-нравственного.

        Здоровьесберегающие технологии,  используемые в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение задачи - сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников в детском саду. Эти технологии занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

В связи с увеличение  количества детей со стёртой дизартрией, поступающих на логопункт детского сада, как правило, часто болеющих  возникла необходимость использования таких технологий,  которые были бы направлены не только на коррекцию устной речи детей, а также на нормализацию  их  психического и физического состояния.  

Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика у детей со стёртой дизартрией проявлялась, прежде всего, в двигательных расстройствах: изменениях мышечного тонуса, нарушении координации движений, нарушении равновесия, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Возросло число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. С психологической точки зрения у многих  воспитанников отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Соматическая ослабленность детей, влекла за собой многочисленные пропуски  по болезни, которые значительно задерживали процесс коррекции нарушений речи ребенка. Для того чтобы решить эти проблемы  и оптимизировать работу в условиях логопункта я изучила и внедрила в свою  коррекционную деятельность здоровьесберегающие технологии.

 Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно логопедическую работу с детьми дошкольного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными.

Решая проблему применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

- обобщить и систематизировать рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, логоритмике, развитию артикуляционной, общей и  мелкой моторики;

- адаптировать  комплексы упражнений к условиям детского сада;

- проанализировать результативность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющих нарушения речи.

Главным критерием результативности всех здоровьесберегающих технологий, применяемой в моей педагогической практике, считаю их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность ребенка  в дальнейшем лучше адаптироваться  к  школьной среде и окружающей жизни. Их можно  условно разделить на следующие виды:

Виды здоровье сберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

 Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

(Р.Г. Бушлякова)

Игротерапия

Логопедический массаж

Фонетическая и логопеди-ческая ритмика (Е.А. Алябьева, А.Е. Воронова)

Гимнастика: дыхательная,

пальчиковая,  для глаз

Коммуникативные игры

Сказкотерапия

Подвижные игры, динамические паузы ,

игры с мячом

Самомассаж лица, языка,  ушей, кистей и пальцев рук

Психогимнастика  (М.И. Чистяковой; А.Л.Сиротюк)

Релаксация

Су-Джок терапия

Песочная терапия

Кинезиологические методы и приемы

Технологии музыкального воздействия

Практическое применение  данных технологии показало эффективность их воздействия на разных этапах коррекционно-речевой работы. Применение артикуляционной гимнастики с  функциональной нагрузкой, с элементами  биоэнергопластики  ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

     Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Логопед может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение, ориентируясь на индивидуальные возможности детей.

«Улыбка»- «Трубочка»- чередование движений – ладони развести в стороны, затем соединить.

“Качели” - движение ладоней обеих рук с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Индюк ” – движение ладоней вперед - назад.

По мере усвоения детьми  одновременных движений языка и рук  для развития  общей моторной координации эффективно добавлять движения тела: шаги на месте,  шаги вперёд-назад, приставные шаги, «пружинки» -полуприседания , прыжки, наклоны туловища влево –вправо и т.д.

Например: «Лошадка»- цоконье языком, сопровождается прыжками и хлопками по коленям. В упражнение «Часики» добавляется движение рук влево – вправо с одновременными наклонами туловища.

Для создания эмоционального комфорта артикуляционная гимнастика  выполняется  под музыку.

   Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.  Массаж применяю в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата,  массаж способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж провожу  на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

            Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Преобладание наглядно-образного мышления  дошкольников вызывает необходимость многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.  

По кругу, по спиральке

язык мы разотрем,

(массаж языка круговыми и спиралевидными

растирающими движениями).

От середины к краю

Немного перетрем.

(Перетирающие движения выполняют поперечно,

направляя пальцы от одной стороны языка в другую).

Язычок слегка встряхнем

Шпателем его нажмем.

(Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают)

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж провожу наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

 Детей и родителей обучаю приёмам самомассажа лица, языка. Такой самомассаж делается с целью улучшить кровообращение и увеличить пластичность, гибкость  мышц языка, губ, щёк. Особенно необходим детям с дизартрией.  При систематическом выполнении артикуляционного самомассажа увеличивается эффективность коррекционной работы.

Рекомендации по проведению самомассажа:

  • Длительность самомассажа для дошкольников составляет 5-10 мин.
  • Каждое движение выполняется 5- 6 раз.
  • Перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо, согреть (растереть друг о друга) руки.

Родители могут дома повторить процедуру самомассажа, выполняя различные упражнения несколько раз в день.  Самомассаж  рекомендую проводить  в  игровой форме.

Самомассаж для лица и шеи «Индеец»

Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом.

Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

  1. «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
  2. «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
  3. «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
  4. «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
  5. «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
  6. «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
  7. «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

Самомассаж мышц языка.

Цель: нормализовать тонус, улучшить кровообрашение, подвижность мышц языка.

                       

                          Язычок погладим ласково губами,

                         А затем похлопаем бережно губами,

                          Язычок погладим ласково зубами,

                          А затем похлопаем бережно зубами.

                         Пожуём один бачок, пожуём второй бочок.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Дыхательная гимнастика.  Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох,  рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

     Например, упражнения: «Задуй упрямую свечу» - в руке цветные полоски бумаги, левую ладонь положить на живот, вдохнуть ртом, надуть живот, затем длительно выдыхать- «гасить свечу». «Рыбки»- на уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок. Сделать вдох,  на выдохе подуть на рыбок, они «плывут».

    Можно использовать упражнения с мячом. Например: и.п.: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять мяч над головой на вытянутых руках (вдох), наклонить туловище вправо (выдох). Выпрямиться (вдох), наклон влево (выдох). Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз. Темп средний.

        Интересны для детей дыхательные упражнения, связанные с лексическими темами.

Дыхательно-звуковая гимнастика «Полёт на Луну».

При выполнении упражнения вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель»

И.П. стойка ноги врозь, руки перед грудью сжаты в кулаки. Вдох- и.п.вращать согнутые руки одна вокруг другой и произносить: «РРРР». Повторить 4-6 раз.

«Летим на ракете»

и.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох. Долгий выдох -покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть с одной ноги на другую, протяжно произносить: «Ууууу». Повторить 4-6 раз.

«Надеваем шлемы от скафандра»

и.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох. Выдох – развести руки в стороны произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.

«Пересаживаемся в луноход»-

и.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох. Выдох –полный присед, руки вперёд, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.

«Лунатики»

и.п.- стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох. Выдох- наклонить туловище в стороны произнести: «Хи-хи». Повторить 3-4 раза.

«Вдохнём свежий воздух на Земле»

и.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки. Выдох- руки плавно опустить, произнести «Ах!» Повторить 3-4 раза.

Для развития длительности и силы речевого выдоха у детей использую компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры»  - упражнения модуля «Дыхание» позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, необходимые для формирования правильного звукопроизношения, отслеживать момент включения дыхательной или голосовой активности. Кроме того программа предоставляет возможность измерения длительности речевого выдоха и голосовой активности.  Наличие регулировки параметра чувствительности микрофона позволяет учитывать актуальное состояние просодичеких характеристик речи ребёнка и зону ближайшего развития, проводить коррекционную работу в соответствии с его индивидуальными возможностями и коррекционно- образовательными потребностями. Играя, с Тигрёнком ребёнок учиться правильному речевому выдоху в игровой форме, создается благоприятный эмоциональный фон, у детей появляется уверенность в своих силах.

     Оздоровительные приёмы  (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на логопедических занятиях  я применяю параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, релаксацией, физкультминутками и динамическими паузами, играми с мячом, самомассажем.

Элементы психогимнастики включаю в занятия с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия, снятия психоэмоционального напряжения, закрепления положительного настроения, тренировки психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики). Через телесные превращения дети актуализируют и формируют представления о  свойствах предметов, природных явлениях, повадках животных. У детей уточняются и формируются представления о различных эмоциональных состояниях и личностных особенностях человека; развивается воображение: расширяется словарный запас; снимается мышечное напряжение; формируются мимические и пантомимические навыки. Для этого использую стихотворные речевые игры, которые сами по себе создают игровую атмосферу.  При выполнении психогимнастических этюдов для лучшего перевоплощения в образ перед ребёнком желательно держать картинку, пиктограмму с эмоциями, игрушку. Например:

Предварительная беседа

Этюд

Волк.

Какое животное волк? (Дикое)

Расскажи, как выглядит волк. (Ребёнок сам или с опорой на картинку описывает внешний вид волка.)

Каким цветом ты раскрасишь шкуру волка?

Как называется дом волка?

Как называются детёныши волка?

Что ты знаешь о волке из сказок? (Злой, сердитый, глупый, голодный …)

Изобрази сердитый взгляд, как у волка.

Изобрази, как скалится волк. (Показывает зубы).

Как волк щёлкает зубами?

Покажи, какие у него острые когти.

Стану я сердитым волком

Напрягаемся всем телом, изображаем сердитый взгляд, выполняем движения

И зубами буду щёлкать.

 по тексты стихотворения

Я клыкастый, я зубастый,

Я зубами щёлк, да щёлк!

Ухвачу кого угодно

Я когтями за бочок.

      Особое значение придаю логопедической и фонетической ритмике как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь.
Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма проведения занятий.
 На одном занятии активизирую разные виды восприятия ребенка - зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус.  Таким образом, обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.

В коррекционно - логопедической работе активно использую приемы Су - Джок терапии в качестве самомассажа с целью общего укрепления организма и развития мелкой моторики пальцев рук. В своей практике я применяю массажные шарики Су – Джок  в комплекте с массажными металлическими кольцами для воздействия на биологически активные точки, стимулирования зон коры головного мозга. Су-Джок  терапия эффективна, а главная безопасна, может помочь каждому ребѐнку быть всегда здоровым. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, использую стихотворные тексты и специально подобранную  детскую музыку. Прокатывая массажный шарик между ладонями, дети  массируют руки, повторяют слова и выполняют соответствующие  тексту движения:

Меж ладоней мяч катаю

Взад-вперед его гоняю.

Крепко, крепко прижимаю                    

На ладошку положу,

И по кругу покачу.

Им поглажу я ладошку,                
А потом сожму немножко.

Раз –два  -три – четыре  -пять.

Надо руки поменять

И движенья повторять.
А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку).

Одновременно с массажем рук и пальцев осуществляю автоматизацию поставленного звука в слогах,  словах, речи. При работе с определённым звуком во время массажа кольцами  (шариком) проговариваем слоги, слова, чистоговорки, стихотворения с закрепляемым звуком. Применение Су-Джок   массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребёнком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

        Предлагаю  использовать в коррекционной деятельности еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширяет границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

        Для улучшения результативности  работы с детьми с нарушением речи мной был разработан  и реализован проект: “Использование методов  кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта». Цель данного проекта – коррекция речевых нарушений кинезиологическими методами у детей со стёртой дизартрией. Применение  данной методики позволило улучшить память, внимание, речь, пространственное представление, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, активизировать  интеллектуальную и познавательную деятельность у детей с нарушениями речи.  С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений по методике Сиротюк А.Л. адаптированный для дошкольников. Была создана картотека упражнений,  методические разработки.

              Анализируя  результаты работы, можно сделать следующие выводы: система работы по оздоровлению дошкольников с нарушениями речи  в  условиях логопункта  детского сада позволила:

- повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число частоболеющих детей, посещающих логопункт;

- вызвать благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе;

- значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;

- повысить социальную активность, что подтверждается участием детей в городских и  российских дистанционных мероприятиях;

- включить родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию и достижению устойчивого результата в более короткие сроки, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых и психологических трудностей, но и в осуществлении общего оздоровления детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  2. Алябьева Е.А Как научить ребёнка запоминать стихи: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010
  3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2008 г.
  4. Игротерапия в логопедии: психогимнатические превращения/ С.В. Исханова. –Изд.

2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2015.

  1. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  2. Леонова С.В. Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов// Логопед. 2004. № 6. С. 83.
  3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Пермь. 2008.
  4. Сотникова В.Н. Подвижные игры в работе с детьми с ОНР //Логопед. 2011. № 1. С. 3239-30.
  5. Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике //Логопед. 2011. № 2. С. 17-30.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушением звукопроизношения и способствуют оздоровлению всего организма ребе...