«Дыхательная гимнастика»
учебно-методическое пособие на тему

Бабинцева Наталья Алексеевна

учебно-методическое пособие для детей от 4 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика»

Инструктор по физической культуре Бабинцева Н.А.

«Дыхание – это жизнь, и если вы будете

хорошо дышать, вы долго проживете на земле»

древняя санкритская пословица.

   Согласно индийской философии, человеку в каждом его воплощении дается определенное количество вдохов и выдохов. Тот, кто дышит часто и поспешно, умирает раньше, так как он не может совершить больше вдохов, чем ему определено. С другой стороны, тот, кто ведет спокойную жизнь и дышит редко, сберегает здоровье и живет долго. Небрежное и случайное дыхание сокращает нашу жизнь, уменьшает жизненную силу и делает нас восприимчивыми к легчайшим болезням, к обычной простуде.

Существуют принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Принцип «Не навреди!».
  2. Принцип сознательности и активности.
  3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
  4. Принцип систематичности и последовательности.
  5. Принцип доступности и индивидуальности.
  6. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
  7. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  8. Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
  9. Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего образовательного процесса.

        Дыхательные упражнения для детей.

 Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей. Польза дыхательных упражнений для детей Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений. Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку. Как правильно проводить дыхательную гимнастику? С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве. Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день.

Содержание

«Ушки»

Ушки слышать все хотят

Про ребят и про зверят.

И.п.: о. с.

В.: 1- наклон головы вправо- глубокий вдох

2- наклон головы влево- произвольный выдох.

( плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны достать плечи, туловище не поворачивать)

«Дышим на вертушку»

И. п.: стоя, ноги слегка расставить.

В.: глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть, заставляя вертушку крутиться как можно дольше..Повторить 2-3 раза и вернуться в и.п.

«Сбрось усталость»

Друг за друга мы горой

Посмеемся над бедой

И. п. : стоя, ноги на ширине плеч.

В.: 1- сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх,

2- задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опустить руки и наклониться вперед.

«Плечи»

Поработаем плечами,

Пусть они играют с нами.

И.п.: о. с.

В.: 1- плечи вперед, медленно скрестив перед собой опущенные руки и делая свободный вдох

2- медленно отвести плечи назад, отвести лопатки и одновременно выдыхая.

«Полет на луну»

И.п.: сесть, скрестив ноги, расслабиться.

В.: свободно вдохнуть, а на выдохе петь долгий звук «а-а-а», одновременно поднимая левую руку вверх. Затем после выдоха рука опускается.

«Удивимся» (повторить 5-6 раз)

Удивляться чему есть –

В мире всех чудес не счесть!

И. п.: стоя, опустить плечи.

В.1- сделать свободный вдох

2- медленно поднять плечи, одновременно делая выдох

3-4- и.п.

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И. п.: о. с.

В.: 1-2- развести руки в стороны (вдох)

3-4- опустить руки вниз, хлопать по бедрам (ку-ка- ре-ку), выдох на каждый слог.

«Сдуем с ладошки снежинку»

И.п.: о.с.

В.: положить на ладошку воображаемую снежинку и сдуть ее, она полетела далеко-далеко. Сдувать снежинку с правой и с левой рук.

«Насос»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

И. п.: о. с.

В.:  1- наклонить туловище в сторону (вдох)

2- руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с» (выдох)

«Маятник»

Влево-вправо, влево-вправо,

А потом начнем сначала.

И.п.: стоя, руки на поясе

В.: 1,3 – наклониться вправо (вдох),

2,4 – и. п.  (выдох)

«Ежик»

Ежик добрый, неколючий,

Посмотри вокруг получше.

И.п.: о. с,

В.: 1- повернуть голову вправо, сделать короткий, шумный выдох

2- повернуть голову влево, сделать выдох.

«Радуга, обними меня!»

Приказало солнце, стой!

Семицветный мост крутой!

Крепко мост меня обнял –

Еще ярче сразу стал.

И.п.: о.с.

В.: сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны

2- задержать дыхание на 3-4 секунды

3- растягивая губы в улыбке, произносить «с-с-с!», выдыхая воздух. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи, одна рука идет под мышку, другая на плечо;

4- и.п.

«Погладь бочок»

Мы погладим свой бочок

От плеча до самых ног.

И.п.: о.с.

В. 1- медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох)

2- опустить руку и плечо (выдох), то же левой рукой.

«Корова»

И.п.: ноги слегка расставить

В.: на выдохе продолжительно тянуть: «Му-у-у!»

«Лесорубы» (повторить 6-8 раз)

И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки поднять вверх, руки в замок.

В.: на выдохе сделать наклон, произнося «Ух!»

«Регулировщик»

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.

В.: 1- правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос)

2- левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произношением звука «р-р-р».

«Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание)

Зайка шарик покупал.

Зайка шарик надувал.

И.п.: стоя, ладони на животе.

В.: на выдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, производится звук «с-с-с».

«Песок» (по Б.Толкачеву)

И.п.: сесть по-турецки

В.: дети как бы пересыпают песок из одной руки на ладонь другой, озвучивая выдох: «С-с-с». Звук должен быть ровным, спокойным.

«По ступенькам»

и.п.: стоя.

В.: Ступенчатый вдох. Медленный вдох, вдыхая сначала половину, затем полный запас воздуха – задержка дыхания – спокойный выдох.

Ступенчатый выдох. Спокойный выдох – задержка дыхания – медленный вдох, вдыхая сначала половину запаса воздуха, затем весь.

Особые указания

. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно. Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки. В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату. Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить. В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику. Комплекс дыхательных упражнений для детей  При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила: при вдохе плечи не должны подниматься; вдох делают через нос; 
техническое оснащение

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением.

Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать.

Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа.

Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются.

Механизмы действия дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная». Особенностью является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот. Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.

Основные требования при выполнении дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой:

• Думать только о вдохе!

• Тренировать только вдохи!

• Считать только вдохи!

Короткие шумные вдохи в этой гимнастике выполняются одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку. Это улучшает носовое дыхание и активизирует работу диафрагмы. В итоге жизненная емкость легких после первого занятия возрастает на 0,1—0,3 л и нормализуется газовый состав крови, причем количество кислорода в артериальной крови резко повышается. При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов.

Большое число повторений упражнений (от 1 до 5 тысяч вдохов-движений за час) и систематическая тренировка способствуют укреплению и тренировке дыхательной мускулатуры (вдох на сжатии грудной клетки тренирует скрытую от наших глаз мускулатуру органов дыхания). Дыхательная гимнастика с сопротивлением на вдохе способствует восстановлению дыхательной функции, развитию мышц грудной клетки, исправлению деформаций позвоночника. Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания).

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

- оснащение спортивного зала;

- учебно-методическая литература;

- наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;

  1. Оздоровительные силы природы:
  • солнечные и воздушные ванны;
  • водные процедуры;
  • фитотерапия;
  • ингаляции и др.
  1. Гигиенические факторы:
  • выполнение санитарно-гигиенических требований;
  • личная и общественная гигиена;
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение режима дня и др.

Ожидаемые результаты

В заключение давайте нарисуем портрет здорового ребенка дошкольного возраста. Это жизнерадостный, активный, доброжелательный , любознательный ребенок. Развитие его физических качеств  -  гармонично. Он вынослив, достаточно быстр и силен. И в этом помогают ему знание дыхательных упражнений и их применение.

Список литературы

 1.Афанасьев П.А. Йога пранаяма. Дыхательная система йогов. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета. 1990.46 с.

2. Бянь Чжичжун. 5 стихий здоровья.. 25 золотых китайских упражнений.- СПб: Питер. 2016 -128 с..

3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).

4. Иванова Н.Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005. – 320 с. (Панацея)

5. Красикова И.С,  Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2013. – 176 с.: ил.

С.Н.Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 416 с.

6. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. – М.:Знание, 2010. -64 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...