Мастер-класс "Физминутки в режимных моментах ДОУ"
методическая разработка на тему

Новикова Оксана Алексеевна

В материале отражены виды физминуток, их функции, значение для организма дошкольников, приведены примеры на каждый вид упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Физминутки в режимных моментах ДОУ»

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

      Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут!      Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Где используем:

В образовательной деятельности (познание,худ. творчество,труд,художественная литература,знакомство с окружающим и. т. д.)

Для концентрации внимания

В режимных моментах для переключения с одного вида деятельности на другой

Работа с родителями:

Оформление консультаций в родительский уголок

Проведение физминуток совместно с родителями

Индивидуальные консультации с родителями о пользе физических пауз

Физминутки выполняют следующие функции:

1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

      Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете.

      Я надеюсь, что представленная классификация поможет моим коллегам, воспитателям ДОУ, создать картотеку физминуток по различным видам и применять их в работе с дошкольниками.

Физминутки бывают:

Танцевальные

Ритмические

Двигательно – речевые

Игровые

Имитационные

Упражнения для глаз     Релаксационные упражнения

Физминутки - разминки ( двигательно – речевые)

      Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие в движениях их содержание, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Каждое движение дети учат вместе с воспитателем, а потом они выполняют их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

      Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки - разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

        А потом их разведем

        И к себе скорей прижмем.

        А потом быстрей, быстрей,

        Хлопай, хлопай веселей!

В лесу

Детиутромранвстали, 
За грибамв леспошли. (ходьба на месте)
Приседалиприседали,
Белыйгрибв травенашли. (приседания)
На пенькерастутопята,
Наклонитеськ ним,ребята,
Наклоняйся,раз —два —три,
И в лукошконабери! (наклоны)
Вонна деревеорех.
Ктоподпрыгнетвышевсех? (прыжки)
Еслихочешьдотянуться,
Надосильнопотянуться. (потягивания, руки вверх)
Тричасав лесубродили,
Всетропинкиисходили. (ходьба на месте)
Утомилвсехдолгийпуть -
Дети сели отдохнуть. (дети садятся)

 Упражнения для глаз.

       Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения  будут сопровождаться стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали (для глаз) Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко. {Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, {Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.

«Солнышко и тучка».

      Дети смотрят на иллюстрацию - тучку в руках воспитателя. За тучкой солнышко. Тучку убрали, видим солнышко – заморгали. Снова тучка – смотрим и т.д.     

«Пчела — оса».

      По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости отинтенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Пальчиковая гимнастика.

      Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика 

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну) 

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка) 

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.) 

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак) 

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

 Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик) 

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик) 

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик) 

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик) 

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец) 

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки), 

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Релаксационные упражнения

      Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсемРелаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

 “Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его  сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

 “Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Релаксационное упражнение  “Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

Подражательные физкультминутки

    Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел.  Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Дети имитируют движения живых и неживых объектов:

  • животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
  • птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
  • насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
  • человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
  • растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,

транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж

Упражнения на развитие дыхания и голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также может применяться в качестве динамической паузы во время образовательной деятельности.

Дети с восклицательной (вопросительной) интонацией договариваютзвукоподражания:

Гуси начали опять по-гусиному кричать:

-Га-га-га!)

Лягушата квакают:

-Ква-ква-ква!)

А утята крякают:

-Кря-кря-кря)

Кошки замурлыкали:

- Мур-мур-мур)

Поросята хрюкают:

-Хрю-хрю-хрю!)

Игровые физминутки

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Словесная игра малой подвижности «Теремок», в кругу.
Терем, терем, теремок,      Дети стукают кулачком о кулачок.

Звери строили домок.

Ставенки резные,               Изображают рисование в воздухе.

Двери расписные.

Пришёл медведь,               Шагают на месте.

И давай реветь:

- В теремок впустите,           Грозят кулаком, брови сдвинуты.
Двери отворите!!!

Отворяли звери,                 Широко разводят руки, улыбаясь.

Открывали двери,

Смотрят на Мишку:           Тянутся вверх с поднятыми руками,

Велик ты, слишком -           изображая удивление.
Теремок сломаешь.                    Энергично стучат ребром ладони
Зверей распугаешь.                     по другой ладони со сменой рук.
Уходи, медведь,                           Строго грозят пальцем,
Перестань реветь!                пристукивая ногой.

Подвижная игра «Пчёлки и ласточки»

Цель: расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости

Ход игры:

Дети – пчёлы летают по поляне и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последними словами она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Пчёлы летают по всей площадке.

«Замри» 

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, Качаем головой. Мы руки поднимаем, Потом их опускаем, мы руки подаем И бегаем кругом. Раз, два, три, Любая фигура замри! Топают. Хлопают. Качают головой. Руки вверх. Руки вниз. Руки в «замок». Покружиться на месте. Три хлопка. Изобразить любую фигуру  зарядка

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

ЖИВОЕ ДОМИНО

 Цель. Упражнять в беге врассыпную, построении в шеренгу, полукруг; развивать ловкость, самостоятельность. Закреплять знание цветов. Продолжать учить действовать по словесной инструкции взрослого.

Материал. Кубики двух основных цветов – по два на каждого ребенка.

 Дети стоят перед инструктром, который разбрасывает по полу кубики.

Инструктор:

 Раз, два, три,

 Кубики цветные

Скорее собери!

Дети поднимают по два кубика и бегают по залу, обращая внимание на кубики других детей.

Инструктор:

 Кубики цветные

 Друг к другу мы приставим,

 И живое домино мы из них составим!

Дети должны встать полукругом или в шеренгу таким образом, чтобы цвет кубика в руке одного ребенка совпадал с цветом кубика в руке его соседа.

Ритмические

Во время их проведения у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.  Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Ходят часики — тик-так

И вот так, и вот так.          Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).

Громко бьют часы кругом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.                       Ритмично хлопают руками.

Гирю оттянули вниз.

Скрип-скрип-скрип,

Скрип-скрип-скрип.

Вот так часовой сюрприз!    Ритмично похлопывают по телу сверху вниз

Гиря вверх опять ползет,

Чтобы завести завод.         Ритмично похлопывают по телу снизу вверх

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат.   Ритмично постукивают кулачком о кулачок.

— Тук-тук-тук, — все говорят.

Завертелось колесо,

Вот другое в ход пошло.

Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.

Закрутилось до утра. Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).

Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан»

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Содержание.

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

Физминутки во время проведения НОД

Развитие речи

Гласные звуки

«А, У, И, О, Э, Ы»

А – ротик шире детвора ААА руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны

О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

 Голосовое упражнение «Спелые фрукты».

«Груши падают на траву» — БАМ-БАМ-БАМ (громко).

«Сливы падают на траву» — Бам-Бам-Бам (тихо).

«Вишни падают на траву» — бам-бам-бам (шёпотом).

ФЭМП

На занятиях по развитию математических представлений целесообразно использовать физкультминутки, сопровождаемые счётом, например: Раз согнуться, разогнуться, Два нагнуться, потянуться. Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять, шесть тихо сесть (присесть) Семь, восемь-лень отбросим! (шагаем).

Физминутка «Бабочка».

Видишь, бабочка летает,                                   махи руками-крылышками

На лугу цветы считает.                                          счет пальчиком

Раз, два, три, четыре, пять.                                 хлопки в ладоши

Ох, считать, не сосчитать!                                       прыжки на месте

За день, за два и за месяц.                                   шаги на месте

Шесть, семь, восемь, девять, десять.                 хлопки в ладоши

Даже мудрая пчела                                        махи руками-крылышками

Сосчитать бы не смогла!                                     счет пальчиком

Физминутки, рекомендуемые проводить на занятиях

по изобразительной деятельности.

Физминутка «Алые цветочки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки                               плавное раскрывание пальцев

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет                           помахивание руками перед собой и         опускание их на стол

Наши алые цветки

Закрывают лепестки                                       сжимание пальцев

Тихо засыпают

Головой качают.                                            разжимание пальцев

Физминутка «Лошадки».

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой!                 руки вперед, пружинистые движения ног

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна.                            плавное разведение рук в стороны

А водица вкусна! Пейте!

Хороша водица!                                          наклоны вперед

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной!                          притоптывает ногой

Поскакали домой

Гоп – гоп – гоп – гоп - гоп!                                прыжки на месте

Есть физкультминутки, которые можно использовать на любом занятии, независимо от его вида и тематики. Они представляют собой несколько общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой. Они просты в выполнении, так как текст указывает на движения, например: Мы топаем ногам, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаём И бегаем кругом! В rачестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки,например ребята  могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения. Можно использовать различные имитационныедвижения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр, отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д., повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Не все виды образовательной деятельности требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, в занятия по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, так как они насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если дошкольникам дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, например, во время рисования карандашами у малышей быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики. В этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. 

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

 Самолёты загудели(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)

На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели, (руки в стороны, «летим» по кругу) У-у-у-у-у-у...

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянулируки вверх,соединилиладони)

Он был путешественник-гном, (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал: (прыгаем)

Прыг-скок,ква-ква!

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух,высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

«Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять

«Заблудился». И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

«Вырасту большой-большой». Ноги вместе, дети стоят ровно. Нужно поднять руки в стороны, затем вверх. На вдохе подняться на носочки и хорошенько потянуться вверх. Далее дети опускают руки вниз, становятся на ступни, произнося на выдохе «ууххх».

Взаимомассаж

 «Приготовим тесто»

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

(Ладони на спине впереди стоящего ребёнка, слегка давящими и покачивающими движениями создать незначительную вибрацию в теле.)

Подолью воды немножко,

(«водичка льётся» - пальчиками делать точечный массаж.)

Размешаю тесто ложкой,

(Руки сжаты в кулачки, круговые движения

 по спине.)

Всё с яйцом я перетру,

(Работать ребром ладошек.)

Тесто я руками мну.

(Выполнить щипательные движения всей кистью.)

Разделяю на кусочки,

(Лёгкое постукивание ребром ладоней.)

Делаю я колобочки.

(Круговые вращения ладонями.)

Превращу я колобки

Скалкой в плоские кружки.

(Поглаживание ладошками сверху вниз.)

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

Танцевальные физкультминутки

     Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов. Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, и т. д.).

- подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;

- физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, дидактической игры с движением;

- во время проведения физминуток дети могут сидеть за партой или стоять около неё, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Режимный момент: Игра, как форма нравственно-патриотического воспитания в режимных моментах. «Русские народные игры»К

Цель: Развитие интереса детей к разным видам игр и умение в них играть.Задачи: - расширить знания детей о стране, культуре, родном городе; - развивать интерес детей к разным видам игр и умен...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Даша-Забываша» (организация режимного процесса одевания на прогулку детей весной) в средней группе

Конспект проведения режимного момента «Даша-Забываша»(Организация режимного процесса одевания на прогулку детей весной) Цель: создание условий для совершенствования умений и навы...