Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Фоменко Татьяна Львовна

Данный материал раскрывает опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста

   Движение — кладовая жизни.

Аристотель

Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Согласно ФГОС ДО содержание программы в области "Физическое развитие"  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [2, с. 5].

Проблемой  современности является гиподинамия. Современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, смотрят телевизор.

     Прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечно - сосудистой системы, нарушение обмена веществ и нередко ожирение.

     Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно - сосудистой системы, улучшает выносливость организма ребенка.

   ОО  "Физическое развитие"  в нашем ДОУ осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни ребенка.

Формы организации двигательного режима в старшей группе [3, с. 102]:

- организованная деятельность (75 мин. в нед.);

- утренняя гимнастика (8 – 10  мин);

- гимнастика после сна (8 – 10  мин);

- подвижные игры (не менее 2-4 раз в день; 20 – 25 мин.);

- спортивные упражнения (20 мин);

- физкультурные упражнения на прогулке (ежедневно) - 15 – 20 мин.;

- спортивные развлечения    (Один раз в месяц) - 40 – 50 мин.;

- спортивные праздники (60 – 90 мин.);

- День здоровья (1  раз в квартал);

- Неделя здоровья (2 раза в год);

- самостоятельная двигательная деятельность (на протяжении всей недели).

 

В работе с детьми старшей группы используем  все виды двигательной активности детей.

Ежедневно в утренние часы проводим  утреннюю гимнастику (с предметами, без предметов, под музыку). Утренняя гимнастика направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Комплексы гимнастик составлены на год. Один комплекс длится две недели. В теплое время года проводим  гимнастику на свежем воздухе.

Кроме этого проводим дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.  

"Будете заботиться о своём дыхании, проживёте долго и счастливо", — сказал индийский мудрец. Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена для профилактики астмы, ринита, бронхита, хронических заболеваний лёгких и бронхов, сердечно - сосудистой системы,

тренировки дыхательного аппарата, увеличение объёма лёгких, включение всех мышц тела в работу. Акцент делается на коротком, резком вдохе носом. Также используются движения, которые сжимают грудную клетку. В результате происходит резкий ответ организма, нуждающегося в кислороде. Из-за того что упражнения выполняются именно так, внутренние ткани организма насыщаются кислородом. 

     Основная часть комплекса:

  • ладошки,
  • погончики,
  • насос,
  • повороты головы, 
  • ушки,
  • малый маятник,
  • кошка,
  • обними плечи,
  • большой маятник,
  • перекаты,
  • шаги.

Физкультурные НОД  -  одна из форм развития основных двигательных навыков и умений  дошкольников. Способствуют оптимальной двигательной активности детей. Планируем в соответствии с ОП ДОУ 2 раза в неделю в группе, 1 раз в неделю на воздухе.

Подвижная игра – одно из важнейших средств физического воспитания дошкольников. Игра имеет большое значение для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Подвижные игры проводим как часть НОД "Физическое развитие",  на прогулке; игры  малой подвижности - перед НОД в утренний отрезок времени,  во время образовательной деятельности, на прогулке и также в повседневной жизни. Игры подбираются в соответствии с ОП ДОУ . Чтобы придать игре наибольшую яркость, эмоциональность в группе имеются различные атрибуты (шапочки, спортивный инвентарь, маски). Играя, дети получают много положительных эмоций, что играет важную роль в укреплении здоровья.

Физминутки проводим  во время НОД с целью предупреждения переутомления, восстановления умственной работоспособности . Упражнения для физминуток стараемся  подбирать простые по структуре, интересные, хорошо знакомые детям, удобные для выполнения на ограниченной площади.

Гимнастика пробуждения после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.  Комплексы гимнастик составлены на год.

Организация физкультурных, музыкальных  досугов, праздников оказывает положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности. Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности. Участвуя в досугах, праздниках дети совершенствуются физически и получают большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.

 Проводим  физкультурные и музыкальные досуги один раз в месяц, во вторую половину дня. Праздники проводим  один раз в квартал. Подбираем сценарии в соответствии с темой периода, временем года, возрастными особенностями детей.

С началом отопительного сезона дети занимаются в бассейне.

Дни  здоровья проводим один раз в квартал.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная активность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Для этого в группе создан физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря. Весь инвентарь расположен в доступном для детей месте.

Для организации двигательного режима на прогулке используем выносной материал (мячи, скакалки).

Еще в течении дня для большей двигательной активности используем разные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, зрительную. Гимнастики также планируем на год.

Главная роль в физическом развитии ребенка, конечно,  принадлежит семье. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми прилагают для этого все усилия.  Стараемся активно взаимодействовать с семьями своих воспитанников. Подготавливаем для них различные памятки, консультации, даём рекомендации по организации двигательного режима дома. Родители помогли  в пополнении инвентарем физкультурного уголка.

Вовлекаем родителей в совместные досуги. Как всем известно, одна из главных задач  детского сада: сохранять и укреплять здоровье наших детей.    Поэтому в октябре 2018г. в нашей группе был подготовлен и проведён детско - родительский  образовательный проект "Будь здоров!"  Цель проекта: формирование  у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни. В рамках этого проекта были проведены совместные мероприятия  родителей и детей: спортивное развлечение "Папа, мама, я - спортивная семья", квест - игра "В поисках здоровья". Была выпущена стенгазета "Быть здоровыми хотим".

     В квест - игре "В поисках здоровья" родители принимали участие в роли персонажей: Мальвины, Буратино, Кота Базилио. Дети получили письмо от Буратино, в котором он попросил собрать пирамиду здоровья, осколки которой Лиса Алиса и Кот Базилио разбросали по всему д/с. К письму была приложен маршрут движения по территории д/с. Дети помогли Мальвине отобрать для приготовления обеда только полезные продукты, Лису Алису научили соблюдению режима дня, Кота Базилио - играть в подвижные игры вместо компьютерных. В конце квеста дети и родители подвели итог- назвали все слагаемые пирамиды здоровья, пришли к выводу о необходимости соблюдения всех правил ЗОЖ.

   70% родителей приняли участие в спортивном развлечении "Папа, мама, я - спортивная семья".  Цель мероприятия – приобщение детей и взрослых к активному образу жизни, к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Оценивало успехи двух команд  жюри, также состоящее из родителей воспитанников.
  Дети и взрослые
под музыку выполнили  разминку "Мы - маленькие звёзды", потом команды попрветствовали  друг друга, соревновались в быстроте и ловкости в ходе различных соревнований, дети отгадывали загадки о видах спорта. В конце мероприятия семьям были вручены грамоты, а детям - медали.

   Также в рамках проекта было проведено развлечение "День здоровья", где дети путешествовали  по стране здоровья, делая остановки на станциях "Зарядкино", "Чистюлькино", "Крепышкино", "Солнечная", "Воздушная", "Витаминная". В конце, "возвратившись в д/с", дети вместе с доктором Пилюлькиным подвели итог о ЗОЖ  и получили в подарок от него корзину с фруктами и овощами.

   При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду, ребенок развивается в соответствии со своим возрастом и растёт  здоровым.

Список литературы

1. Рабочая программа образовательной деятельности в группе дошкольного возраста "Дубок" (5 - 6 лет) общеразвивающей направленности  на 2018 - 2019 учебный год

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста. "

Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста....

Художественный труд- как средство полноценного развития детей дошкольного возраста

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.Очень важно знакомить ребенка с окружаю...

Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...

Статья на тему: "Двигательная активность как средство полноценного развития детей".

Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Разнообразные движения (ходьба, бег, ползание, метание и т.д.) являются биологической потребн...

Двигательная активность, как средство полноценного развития детей

Понятие "Двигательная активность".Уровни двигательной активности.Средства, методы и приемы двигательной активности дошкольников....