Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Казанцева Татьяна Владимировна

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад»

«Рябинушка»

Смоленский район Смоленской области

 

 

Методическая система 

«Двигательная активность как фактор  

познавательного развития  детей дошкольного возраста»

                                                              Воспитатель: Казанцева

Татьяна Владимировна

2018

Большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.              Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединять между собой все элементы физкультурно-оздоровительного комплекса, при этом, не усложняя образовательный процесс, а напротив максимально упрощая его.  

Учитывая все вышеперечисленное тема моего инновационного педагогического опыта: "Двигательная активность  как фактор познавательного развития  детей дошкольного возраста",  является весьма  актуальной и очень важной на сегодняшний день.

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности

Для реализации данной цели я определила следующие задачи:

  • создание условий для разнообразной двигательной активности детей;
  • обогащение представления детей о здоровом образе жизни;
  • использование адаптированных спортивных игр и упражнений для познавательного развития детей;
  • выработка единой стратегии в работе с  родителями  по вопросам  воспитания здоровых и развитых детей.

В своей работе я опираюсь на образовательную программу ДОУ.

Для осуществления данной работы в детском саду создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.  

Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

 Известными учеными, психологами и педагогами- новаторами (К.Н. Корниловым, Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем,  И.М. Сеченов и другими) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением. Под действием двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность, а также позволяет дошкольнику:

 - активно участвовать в занятиях;

 - чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;

 - активно познавать окружающий мир;

 - реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.

Физические упражнения воздействуют на развитие умственной сферы (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

 В психолого-педагогической практике существуют  способы оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми и заданиями, которые успешно применяю в практике работы с детьми:

  • синхронное выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки;
  • последовательное,  когда дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения)

Применяемая методика дает постепенный, системный, положительный результат в интеллектуальном развитии детей. Позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность с   дидактическими играми и заданиями, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности.  Это делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.

Очень важно использовать данную методику и в начальной школе, так как она поможет быстрее адаптироваться ребёнку к школе.  

Список используемой литературы:

  1. К. п. наук И. В. Старовойтова и доцент п. наук Короткова. Научно-методический журнал «Физическая культура» №3 – 2005г.
  2.  Абульханова К.А. Психология и сознания личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 2005.
  3.  Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Минск, 2009
  4.  П.Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.; ФиС, 2010. 289 с.
  5.  . Белоусова В.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой.
  6.  Богуславская З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста. //Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.; Просвещение, 1965, с. 190-253.
  7.  Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М. Медицина. 1966.
  8.  Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М-Воронеж, 1997. С. 222.
  9.  Венгер J1.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М. ИПП, 1996г. с. 133-146.
  10.  Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. 1985.
  11.  Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет. Дисс. На звание к.п.н. Краснодар, 2002.
  12.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
  13.  Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте.
  14.  Кауненко И.И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями развития. Дисс к.п.н. М.,1993.
  15.   Кудрявцв В.Т., Смирнов Н.А. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна. 1995.

 

 

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  инсценировки литературных произведений"...

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...