Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад»
«Рябинушка»
Смоленский район Смоленской области
Методическая система
«Двигательная активность как фактор
познавательного развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Казанцева
Татьяна Владимировна
2018
Большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка. Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.
Перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединять между собой все элементы физкультурно-оздоровительного комплекса, при этом, не усложняя образовательный процесс, а напротив максимально упрощая его.
Учитывая все вышеперечисленное тема моего инновационного педагогического опыта: "Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста", является весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности
Для реализации данной цели я определила следующие задачи:
- создание условий для разнообразной двигательной активности детей;
- обогащение представления детей о здоровом образе жизни;
- использование адаптированных спортивных игр и упражнений для познавательного развития детей;
- выработка единой стратегии в работе с родителями по вопросам воспитания здоровых и развитых детей.
В своей работе я опираюсь на образовательную программу ДОУ.
Для осуществления данной работы в детском саду создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Известными учеными, психологами и педагогами- новаторами (К.Н. Корниловым, Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, И.М. Сеченов и другими) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением. Под действием двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность, а также позволяет дошкольнику:
- активно участвовать в занятиях;
- чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
- активно познавать окружающий мир;
- реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.
Физические упражнения воздействуют на развитие умственной сферы (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
В психолого-педагогической практике существуют способы оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми и заданиями, которые успешно применяю в практике работы с детьми:
- синхронное выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки;
- последовательное, когда дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения)
Применяемая методика дает постепенный, системный, положительный результат в интеллектуальном развитии детей. Позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность с дидактическими играми и заданиями, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности. Это делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.
Очень важно использовать данную методику и в начальной школе, так как она поможет быстрее адаптироваться ребёнку к школе.
Список используемой литературы:
- К. п. наук И. В. Старовойтова и доцент п. наук Короткова. Научно-методический журнал «Физическая культура» №3 – 2005г.
- Абульханова К.А. Психология и сознания личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 2005.
- Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Минск, 2009
- П.Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.; ФиС, 2010. 289 с.
- . Белоусова В.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой.
- Богуславская З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста. //Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.; Просвещение, 1965, с. 190-253.
- Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М. Медицина. 1966.
- Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М-Воронеж, 1997. С. 222.
- Венгер J1.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М. ИПП, 1996г. с. 133-146.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. 1985.
- Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет. Дисс. На звание к.п.н. Краснодар, 2002.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте.
- Кауненко И.И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями развития. Дисс к.п.н. М.,1993.
- Кудрявцв В.Т., Смирнов Н.А. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-816507-1508615428.jpg)
Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-897999-1488211208.jpg)
Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/05/picture-1041052-1533499865.png)
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912485-1491169166.jpg)
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развитиядетей дошкольного возраста»
Установлены ориентировачные нормы двигательной активности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1361313-1636303470.jpg)
Презентация методической системы «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1384242-1644166886.jpg)
Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...