Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад»
«Рябинушка»
Смоленский район Смоленской области
Методическая система
«Двигательная активность как фактор
познавательного развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Казанцева
Татьяна Владимировна
2018
Большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка. Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.
Перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединять между собой все элементы физкультурно-оздоровительного комплекса, при этом, не усложняя образовательный процесс, а напротив максимально упрощая его.
Учитывая все вышеперечисленное тема моего инновационного педагогического опыта: "Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста", является весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности
Для реализации данной цели я определила следующие задачи:
- создание условий для разнообразной двигательной активности детей;
- обогащение представления детей о здоровом образе жизни;
- использование адаптированных спортивных игр и упражнений для познавательного развития детей;
- выработка единой стратегии в работе с родителями по вопросам воспитания здоровых и развитых детей.
В своей работе я опираюсь на образовательную программу ДОУ.
Для осуществления данной работы в детском саду создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Известными учеными, психологами и педагогами- новаторами (К.Н. Корниловым, Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, И.М. Сеченов и другими) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением. Под действием двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность, а также позволяет дошкольнику:
- активно участвовать в занятиях;
- чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
- активно познавать окружающий мир;
- реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.
Физические упражнения воздействуют на развитие умственной сферы (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
В психолого-педагогической практике существуют способы оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми и заданиями, которые успешно применяю в практике работы с детьми:
- синхронное выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки;
- последовательное, когда дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения)
Применяемая методика дает постепенный, системный, положительный результат в интеллектуальном развитии детей. Позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность с дидактическими играми и заданиями, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности. Это делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.
Очень важно использовать данную методику и в начальной школе, так как она поможет быстрее адаптироваться ребёнку к школе.
Список используемой литературы:
- К. п. наук И. В. Старовойтова и доцент п. наук Короткова. Научно-методический журнал «Физическая культура» №3 – 2005г.
- Абульханова К.А. Психология и сознания личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 2005.
- Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Минск, 2009
- П.Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.; ФиС, 2010. 289 с.
- . Белоусова В.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой.
- Богуславская З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста. //Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.; Просвещение, 1965, с. 190-253.
- Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М. Медицина. 1966.
- Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М-Воронеж, 1997. С. 222.
- Венгер J1.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М. ИПП, 1996г. с. 133-146.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. 1985.
- Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет. Дисс. На звание к.п.н. Краснодар, 2002.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте.
- Кауненко И.И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями развития. Дисс к.п.н. М.,1993.
- Кудрявцв В.Т., Смирнов Н.А. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...
Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развитиядетей дошкольного возраста»
Установлены ориентировачные нормы двигательной активности детей....
Презентация методической системы «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Для педагогов...
Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...