Консультация для воспитателей «Русские народные подвижные игры Нижегородской области»
консультация на тему

Запонова Евгения Вячеславовна

 В настоящее время актуальной является задача сохранения народных традиций, языка,  формирования национального самосознания человека.  Данный материал будет интересен широкому кругу читателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Русские народные подвижные игры Нижегородской области»

Уважаемые коллеги! Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры: будь то народные танцы или устный народный фольклор: потешки, прибаутки, считалки, сказки, или народные игры, в которые дети очень любят играть. Ведь будущее невозможно без прошлого. Воспитывая детей в духе народных традиций, мы воспитываем гражданина, патриота своей Родины. Какую же роль играют русские народные подвижные игры в становлении личности детей?

Воспитатели прекрасно знают, что основной вид деятельности дошкольников - это игра. Игра – это жизнь для детишек, а для педагогов- метод воспитания. С помощью подвижных игр мы развиваем быстроту и ловкость, меткость, силу и выносливость, а также учим добру и справедливости, учим соподчинять личные мотивы общественным. Кроме того, подвижные игры способствуют воспитанию дисциплины, воли, учат быть честными. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами, с их помощью мы можем выработать навыки произвольного поведения, а также увеличить двигательную активность дошкольников.

Наша Нижегородская область не является исключением, она органично входит в народную культуру славян. Многие игры перекликаются с играми других областей, но имеют свою языковую особенность, которую необходимо сохранить и передать нашим детям.

Народные подвижные игры дают возможность не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны. Тем самым создается основа для развития патриотических чувств детей. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей.

Издавна подвижные игры были непременным атрибутом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Да, дома дети может и не играют в народные игры. Но ведь в детском саду есть для этого прекрасная возможность.

Чтобы дети использовали народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, педагог должен сам обладать глубокими знаниями народных подвижных игр, а также уметь руководить ими.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу для формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Еще один большой «плюс» русских игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.

Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры Нижегородской области, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники:

медведь, волк, лисица – главные действующие лица. 
Для игр можно изготовить и маски зверей.

Игры подобной тематики: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Мыши водят хоровод», «Селезень и утка» и др. 

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими. Игры данной тематики: «Пахари и Жнецы»; «Водяной»; «»;«Баба Яга», «Дедушка-рожок», «Два мороза», «Воробей» и др.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Игры данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Репонька-репка», « А мы просо сеяли», «Охотники и утки», «Горшки», «Сковорода» и др.

Игры на находчивость, быстроту и координацию

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Игры данной тематики: «12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Уголки», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней», «Заря-заряница» и др. 

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Игры данной тематики: «Кулачный бой», «Лапта», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Всадники и кони» и др.

Чтобы детям было интересно, воспитателю надо:

- знать наизусть ход и правила игры,

- помнить, что игра должны быть доступна детям,

- подбирать игру в соответствии с программными требованиями,

- вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, считалками, стихами и т. п.

- начинать обучение подвижным играм организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель) .

- переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм,

- следить за дозировкой физической нагрузки,

- заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к переутомлению.

- обязательно подвести итог игры.