Кружок «Ритмическая гимнастика»
рабочая программа на тему

Мосбрукер Елена Михайловна

Одной из разновидностей оздоровительной гимнастики является ритмическая гимнастика, укрепляющая опорно-двигательный аппарат,  дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - д/с № 5 «Ромашка»

Кружок

«Ритмическая гимнастика»

                                                                                   Руководитель : Мосбрукер Е.М.

2012-2013 учебный год

Объяснительная записка

  Одной из разновидностей оздоровительной гимнастики является ритмическая гимнастика, укрепляющая опорно-двигательный аппарат,  дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые и акробатические упражнения, бег, прыжки, элементы художественной гимнастики и танцевальные движения.

  Все движения в ритмической гимнастике условно можно классифицировать таким образом:

• упражнения для рук и плечевого пояса;

• упражнения для мышц шеи и туловища;

• упражнения для ног и мышц всего тела.

Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:

• в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующего характера (комплексы ритмической гимнастики предлагаются детям 5-7 лет  продолжительность 25–35 мин.)

• в виде «ритм - блоков», используемых как часть физкультурного занятия (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжительность – от 10 до 30 мин.);

• в показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Один комплекс ритмической гимнастики выполняется детьми в течение 2–3 месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.

При выполнении комплексов ритмической гимнастики необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150–160 ударов в минуту. Для этого необходимо правильно подобрать не только упражнения, но и музыкальное сопровождение к ним.

Подготовительная часть

Звучит музыка. Дети начинают двигаться танцевальным шагом, покачивая бедрами в такт в одну и другую сторону.

Перекат с пятки на носок, движение телом назад-вперед (пятка – назад, носок – вперед); приставным шагом с покачиванием бедер то в одну, то в другую сторону.

По два подскока на одной ноге, одновременно разноименным локтем дотрагиваться до колена.

Подскоки, движения руками (согнутыми) вперед, назад. Во время подскоков дети находят свое место на ковре (заранее показать) и продолжают подскоки на месте, с различными танцевальными движениями (выбрасывание ног вперед по два раза поочередно; откидывание ног назад; прыжки в сторону и т. д.).

Основная часть

Комплекс общеразвивающих упражнений

«Птички»

И. п.– ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

1–5 – поднять и опустить руки, согнутые в локтях;

6–11 – руки выставить вперед, кисти сжать и разжать;

12–18 – повороты бедрами, руки согнуты в локтях;

19–25 – руки вытянуть вперед (с хлопком) с подпрыгиванием   на месте.

«Повороты головой»

И. п.– ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед.

1–4 – поворот головы вправо, дотронуться подбородком, щекой до груди, плеча, одновременно руки поднять через стороны вверх;

5–8 – то же самое, но в другую сторону.

«Постучим»

И. п.– ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 – наклониться вперед, ладонями постучать пять раз по коленям;

2 – наклон ниже, пять раз ладонями постучать по иолу;

3 – выпрямиться, пять раз постучать по плечам;

4 – прыжки (ноги врозь) с хлопками – 4 раза;

5 – и. п.

Во время выполнения прыжков в последний раз перестроиться парами лицом друг к другу.

«Махи ногой»

И. п.– ноги слегка расставлены, руки «лодочкой»; дети стоят, прижавшись правым плечом друг к другу.

1 – мах левой  ногой,  согнутой  в колене;

2 – мах правой ногой, согнутой в колене (по 4 раза);

3 – дети прыжком меняются местами;

4 – выполняют то же, но с правой ноги (по 4 раза);

«Твист»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

1–4 – стоя на левой ноге, правую приподнять и согнуть в колене, повороты во внешнюю и внутреннюю стороны;

5–8 – вращение бедрами (стоя), с переносом центра тяжести на правую ногу;

9–12 – стоя на правой ноге, выполнить движения левой, как на 1–4;

13–16 – прыжки на двух ногах с хлопками.

При выполнении прыжков в последний раз повернуться друг к другу спиной и взяться за руки.

«Шаг с приседом»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1–4 – сделать шаг в сторону, приставить вторую ногу, присесть;

5–8 – то же в другую сторону.

В последнем такте пары расходятся, дети встают на места.

«Прыжки»

И. п. – произвольное. Прыжки и танцевальные упражнения.

Упражнения сидя, лежа

«Наклоны»

И. п. – стоя на коленях, одна нога вытянута в сторону, руки на поясе. Наклон в сторону к вытянутой ноге, руки вверх (8 раз в каждую сторону).

«Махи ногой»

И. п. – стоя на коленях, упор на руки.

1– мах в сторону согнутой в колене правой ногой;

2 – и. п.;

3 – мах в сторону вытянутой правой ногой;

4 – и. п.;

5–8 – то же левой ногой.

«Поиграй ногами»

И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях перед грудью.

1 – сделать 4 маха согнутыми в коленях ногами, одновременно пятка- ми касаясь ягодиц;

2 – поднять правую ногу и подтянуть ее к левому плечу;

3 – то же левой ногой.

«Отведи ногу»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

1 – выпрямить правую ногу; не касаясь пола, качнуть ею (носок вытянут);

2 – двойной мах в сторону (носок на себя).

Выполнить то же левой ногой.

Повторить 4 раза.

«Ножницы»

И. п. – лежа на правом боку, левая нога согнута в колене, правая вытянута, носок на себя. Руки: правая – упор на локте, левая – впереди.

1–8 – махи правой ногой  снизу вверх;

9–16 – то же левой ногой.

«Сложные ножницы»

И. п. – то же, что и в предыдущем, но левая нога согнута над правой, правая как бы замкнута в кольце.

1–8 – махи правой ногой снизу вверх;

9–16 – то же левой ногой.

«Неваляшка»

И. п. – сидя «по-турецки», руки на коленях сложены в замок.

1–4 – лечь на спину, выпрямив ноги и руки (тянуть, держать параллельно);

5–8 – вернуться в и. п.

«Сед с поворотом»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки сложены в замок между ног.

1–4 – лечь на пол, руки за голову;

5–6 – сесть, руки вперед;

7–8 – поворот вправо;

9–12 – лечь на пол, руки за голову;

13–14 – сесть, руки вперед,

15–16 – поворот влево.

«Перевертыш»

И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты в стороны, руки внизу.

1–4 – касание на каждый счет ноги противоположной рукой, свободная рука отводится назад;

5–6 – не отрывая ног от пола, повернуть туловище вправо и коснуться двумя согнутыми в локтях руками пола за спиной;

7–8 – то же в другую сторону.

«Потянулись»

И. п. – лежа на животе, ноги вместе, руки над головой.

1 – поднять руки и грудь вверх, потянуться;

2 – руки вправо, потянуться;

3 – руки влево, потянуться;

4 – и. п.

Ноги от пола не отрывать.

«Бабочки»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны, стремиться положить колени на пол;

2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь положить колени на пол.

«Хлопок»

И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты, руки на полу вдоль туловища.

1 – поднять правую ногу, хлопнуть под ней;

2 – и. п.;

3 – то же левой (носки тянуть);

4 – и. п.

«Маятник»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

1 –  поднять  прямые  ноги  вверх (носки тянуть);

2 – положить согнутые в коленях ноги вправо;

3 – поднять прямые ноги вверх;

4 – то же влево.

«Сгруппируйся»

И. п. – сидя на полу, ноги выпрямить.

1 – приподнять ноги от пола, носки тянуть;

2 – согнуть ноги в коленях и, обхватив их руками, прижать к груди;

3 – выпрямить ноги и поднять (под углом от пола) вверх.

4 – и. п.

«Гребцы»

И. п. – то же, что и в предыдущем упражнении.

1 – наклониться вперед и дотронуться пальцами рук до пальцев ног;

2 – выпрямиться, согнув руки в локтях, и рывком отвести локти назад, соединив при этом лопатки.

«Паровоз»

И. п. – то же, что и в предыдущем упражнении.

1–8 – продвижение на ягодицах вперед, не сгибая ног в коленях;

9–16 – то же назад.

Бег по кругу с упражнениями

и препятствиями

Прыжки через резинку с продвижением вперед; перепрыгивание друг через друга («чехарда»); проползание по-пластунски под ребенком, стоящим на четвереньках («воротики»); построение в круг, дыхательные упражнения.

Портерная гимнастика

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

1.Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

2.Упражнение для выворотности стопы.Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

3.«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

4.«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой  дотронуться до левой ноги.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

5.«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

6.«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

7.«Лодочка» –лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

8.«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

9.«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

10.«Колечко» – упражнение для мышц спины.Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

11.«Ушастый заинька» –упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

12.«Корзиночка» –упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

13.«Дощечка» –упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

 

Акробатические упражнения

«Сесть без рук»

И. п. – ноги шире плеч, руки произвольно.

1 – не сдвигая ног с места, медленно садиться на пол;

2 – сесть;

3 – без помощи рук медленно начать подъем, разгибая колени;

4 – и. и.

«Замок»

И. п. – сидя «по-турецки», руки внизу.

1 – поднять правую  руку вверх (левая – вниз);

2 – согнуть руки в локтях;

3 – соединить кисти рук в замок;

4 – поднять и опустить руки и поменять их местами;

5–8 – то же другой рукой.

«Лягушка»

И. п. – сидя на полу, колени вместе, руки внизу.

1 – лечь на спину;

2 – и. п.

«Мостик»

И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки согнуть в локтях и опустить на пол.

1 – поднявшись на руках и ногах, выгнуть спину, голову оторвать от пола;

2 – и. п.

«Качалка»

И. п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руками захватить голени (колени стараться держать вместе).

1–8 – покачаться на животе вперед-назад.

«Березка»

И. п. – лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль тела.

1–7 – поднять ноги вверх вместе с ягодицами, руки согнуть в локтях и поставить под спину, придерживая ее;

8 – и. п.

Беговые, прыжковые и танцевальные

движения на месте

1. «Ковырялочка» – руки перед грудью.

2. «Веревочка» – руки на поясе.

3. Выбрасывание ног вперед, откидывание назад, руки вперед, на поясе.

4. Подскоки вперед-назад; движения рук: «плывем», «крутим штурвал».

5. «Вращение» в разные стороны с припаданием.

6. Прыжки с полуприседом (через «раз»).

7. Полуприсед с выставлением ноги на пятку, руки на поясе.

8. Подпрыгивание на разных ногах по 2 раза.

9. Подскоки и боковой галоп  по кругу.

Во время выполнения всех движений не забывать про движения рук. Дыхательные упражнения.

Танцевально-образные движения

«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

1.Кошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

2.Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

3.Стоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

4.Ветер деревце качает,

5.Хочет ветку наклонить,

6.Понаблюдав за ним немножко

7.Мы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

8.Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Простые элементы танца

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться  в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение  «тик-так» головой.

 

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

Комбинацию повторить с левой ноги.

 

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

 

IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

 

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

 

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса.  Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

 

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.

5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

Заключительная часть

Упражнения на расслабление

Поставить стулья в круг, сиденьями во внешнюю сторону. Построение в малый круг. Медленным шагом сойтись, медленно поднять руки вверх, раскрыть ладони («Тюльпан»). Опустить руки.

Повторить 3 раза.

Разойтись, сделав круг побольше. Поднять правую, левую руку. Опустить кисть правой, левой руки. Согнуть в локте правую, левую руки. Опустить правую, левую руку. Согнуться в спине, руками помахать внизу.

Повторить 3 раза.

Медленное вращение в правую, левую стороны, махи руками вправо, влево («полоскаем»). Встать на колени. Махи руками над головой; опустить правую кисть, левую; согнуть в локте правую, левую руку; опустить правую, левую руку. Взмахнуть двумя руками вперед и положить их на пол, вытянуться, лечь на живот, перевернуться на спину, вытянуться, поднять руки над головой, закрыть глаза (дыхание медленное, ровное).

Игровой самомассаж.

Задачи: закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

   

  Варианты упражнений:

«Носом - вдох, а выдох – ртом»;

«Вороны»;

«У меня спина прямая»;

«Разотру ладошки сильно»;

«Руки к солнцу поднимаю»;

«Я лежу на воде, как медуза на спине»;

«Шалтай – Болтай сидит на стене»;

«Ныряние»;

«Подуем на плечо, подуем на другое»;

«Руки кверху поднимаем»;

«Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем»;

«Один, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать».

«Ветер дует нам в лицо»;

«Ладошки, ладошки, утюжки- недотрожки»;

«Вот встречаются зайчата, как погреться нам ребята»;

«Ручки разотру, тепло сохраню».

Музыкально – подвижные игры.

Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку,

используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

      Варианты игр:

«Найди своё место»;

 «Мы – весёлые ребята»;

«Совушка»;

«Самолеты»;

«У медведя во бору»;

«Море волнуется»;

«Ровным кругом»;

«Карлики и великаны»;

«Два мороза»;

«Космонавты»;

«Музыкальные стулья»;

 «Горелки»;

«Эхо»;

 «Мяч по кругу»;

«Давайте все делать как я»;

 «Ну-ка повторяй»



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - д/с № 5 «Ромашка»

Кружок

«Ритмическая гимнастика»

                                                                                   Руководитель : Мосбрукер Е.М.

2012-2013 учебный год

Объяснительная записка

  Одной из разновидностей оздоровительной гимнастики является ритмическая гимнастика, укрепляющая опорно-двигательный аппарат,  дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые и акробатические упражнения, бег, прыжки, элементы художественной гимнастики и танцевальные движения.

  Все движения в ритмической гимнастике условно можно классифицировать таким образом:

• упражнения для рук и плечевого пояса;

• упражнения для мышц шеи и туловища;

• упражнения для ног и мышц всего тела.

Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:

• в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующего характера (комплексы ритмической гимнастики предлагаются детям 5-7 лет  продолжительность 25–35 мин.)

• в виде «ритм - блоков», используемых как часть физкультурного занятия (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжительность – от 10 до 30 мин.);

• в показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Один комплекс ритмической гимнастики выполняется детьми в течение 2–3 месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.

При выполнении комплексов ритмической гимнастики необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150–160 ударов в минуту. Для этого необходимо правильно подобрать не только упражнения, но и музыкальное сопровождение к ним.

Подготовительная часть

Звучит музыка. Дети начинают двигаться танцевальным шагом, покачивая бедрами в такт в одну и другую сторону.

Перекат с пятки на носок, движение телом назад-вперед (пятка – назад, носок – вперед); приставным шагом с покачиванием бедер то в одну, то в другую сторону.

По два подскока на одной ноге, одновременно разноименным локтем дотрагиваться до колена.

Подскоки, движения руками (согнутыми) вперед, назад. Во время подскоков дети находят свое место на ковре (заранее показать) и продолжают подскоки на месте, с различными танцевальными движениями (выбрасывание ног вперед по два раза поочередно; откидывание ног назад; прыжки в сторону и т. д.).

Основная часть

Комплекс общеразвивающих упражнений

«Птички»

И. п.– ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

1–5 – поднять и опустить руки, согнутые в локтях;

6–11 – руки выставить вперед, кисти сжать и разжать;

12–18 – повороты бедрами, руки согнуты в локтях;

19–25 – руки вытянуть вперед (с хлопком) с подпрыгиванием   на месте.

«Повороты головой»

И. п.– ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед.

1–4 – поворот головы вправо, дотронуться подбородком, щекой до груди, плеча, одновременно руки поднять через стороны вверх;

5–8 – то же самое, но в другую сторону.

«Постучим»

И. п.– ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 – наклониться вперед, ладонями постучать пять раз по коленям;

2 – наклон ниже, пять раз ладонями постучать по иолу;

3 – выпрямиться, пять раз постучать по плечам;

4 – прыжки (ноги врозь) с хлопками – 4 раза;

5 – и. п.

Во время выполнения прыжков в последний раз перестроиться парами лицом друг к другу.

«Махи ногой»

И. п.– ноги слегка расставлены, руки «лодочкой»; дети стоят, прижавшись правым плечом друг к другу.

1 – мах левой  ногой,  согнутой  в колене;

2 – мах правой ногой, согнутой в колене (по 4 раза);

3 – дети прыжком меняются местами;

4 – выполняют то же, но с правой ноги (по 4 раза);

«Твист»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

1–4 – стоя на левой ноге, правую приподнять и согнуть в колене, повороты во внешнюю и внутреннюю стороны;

5–8 – вращение бедрами (стоя), с переносом центра тяжести на правую ногу;

9–12 – стоя на правой ноге, выполнить движения левой, как на 1–4;

13–16 – прыжки на двух ногах с хлопками.

При выполнении прыжков в последний раз повернуться друг к другу спиной и взяться за руки.

«Шаг с приседом»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1–4 – сделать шаг в сторону, приставить вторую ногу, присесть;

5–8 – то же в другую сторону.

В последнем такте пары расходятся, дети встают на места.

«Прыжки»

И. п. – произвольное. Прыжки и танцевальные упражнения.

Упражнения сидя, лежа

«Наклоны»

И. п. – стоя на коленях, одна нога вытянута в сторону, руки на поясе. Наклон в сторону к вытянутой ноге, руки вверх (8 раз в каждую сторону).

«Махи ногой»

И. п. – стоя на коленях, упор на руки.

1– мах в сторону согнутой в колене правой ногой;

2 – и. п.;

3 – мах в сторону вытянутой правой ногой;

4 – и. п.;

5–8 – то же левой ногой.

«Поиграй ногами»

И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях перед грудью.

1 – сделать 4 маха согнутыми в коленях ногами, одновременно пятка- ми касаясь ягодиц;

2 – поднять правую ногу и подтянуть ее к левому плечу;

3 – то же левой ногой.

«Отведи ногу»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

1 – выпрямить правую ногу; не касаясь пола, качнуть ею (носок вытянут);

2 – двойной мах в сторону (носок на себя).

Выполнить то же левой ногой.

Повторить 4 раза.

«Ножницы»

И. п. – лежа на правом боку, левая нога согнута в колене, правая вытянута, носок на себя. Руки: правая – упор на локте, левая – впереди.

1–8 – махи правой ногой  снизу вверх;

9–16 – то же левой ногой.

«Сложные ножницы»

И. п. – то же, что и в предыдущем, но левая нога согнута над правой, правая как бы замкнута в кольце.

1–8 – махи правой ногой снизу вверх;

9–16 – то же левой ногой.

«Неваляшка»

И. п. – сидя «по-турецки», руки на коленях сложены в замок.

1–4 – лечь на спину, выпрямив ноги и руки (тянуть, держать параллельно);

5–8 – вернуться в и. п.

«Сед с поворотом»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки сложены в замок между ног.

1–4 – лечь на пол, руки за голову;

5–6 – сесть, руки вперед;

7–8 – поворот вправо;

9–12 – лечь на пол, руки за голову;

13–14 – сесть, руки вперед,

15–16 – поворот влево.

«Перевертыш»

И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты в стороны, руки внизу.

1–4 – касание на каждый счет ноги противоположной рукой, свободная рука отводится назад;

5–6 – не отрывая ног от пола, повернуть туловище вправо и коснуться двумя согнутыми в локтях руками пола за спиной;

7–8 – то же в другую сторону.

«Потянулись»

И. п. – лежа на животе, ноги вместе, руки над головой.

1 – поднять руки и грудь вверх, потянуться;

2 – руки вправо, потянуться;

3 – руки влево, потянуться;

4 – и. п.

Ноги от пола не отрывать.

«Бабочки»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны, стремиться положить колени на пол;

2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь положить колени на пол.

«Хлопок»

И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты, руки на полу вдоль туловища.

1 – поднять правую ногу, хлопнуть под ней;

2 – и. п.;

3 – то же левой (носки тянуть);

4 – и. п.

«Маятник»

И. п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

1 –  поднять  прямые  ноги  вверх (носки тянуть);

2 – положить согнутые в коленях ноги вправо;

3 – поднять прямые ноги вверх;

4 – то же влево.

«Сгруппируйся»

И. п. – сидя на полу, ноги выпрямить.

1 – приподнять ноги от пола, носки тянуть;

2 – согнуть ноги в коленях и, обхватив их руками, прижать к груди;

3 – выпрямить ноги и поднять (под углом от пола) вверх.

4 – и. п.

«Гребцы»

И. п. – то же, что и в предыдущем упражнении.

1 – наклониться вперед и дотронуться пальцами рук до пальцев ног;

2 – выпрямиться, согнув руки в локтях, и рывком отвести локти назад, соединив при этом лопатки.

«Паровоз»

И. п. – то же, что и в предыдущем упражнении.

1–8 – продвижение на ягодицах вперед, не сгибая ног в коленях;

9–16 – то же назад.

Бег по кругу с упражнениями

и препятствиями

Прыжки через резинку с продвижением вперед; перепрыгивание друг через друга («чехарда»); проползание по-пластунски под ребенком, стоящим на четвереньках («воротики»); построение в круг, дыхательные упражнения.

Портерная гимнастика

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

1.Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

2.Упражнение для выворотности стопы.Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

3.«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

4.«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой  дотронуться до левой ноги.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

5.«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

6.«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

7.«Лодочка» –лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

8.«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

9.«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

10.«Колечко» – упражнение для мышц спины.Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

11.«Ушастый заинька» –упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

12.«Корзиночка» –упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

13.«Дощечка» –упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

 

Акробатические упражнения

«Сесть без рук»

И. п. – ноги шире плеч, руки произвольно.

1 – не сдвигая ног с места, медленно садиться на пол;

2 – сесть;

3 – без помощи рук медленно начать подъем, разгибая колени;

4 – и. и.

«Замок»

И. п. – сидя «по-турецки», руки внизу.

1 – поднять правую  руку вверх (левая – вниз);

2 – согнуть руки в локтях;

3 – соединить кисти рук в замок;

4 – поднять и опустить руки и поменять их местами;

5–8 – то же другой рукой.

«Лягушка»

И. п. – сидя на полу, колени вместе, руки внизу.

1 – лечь на спину;

2 – и. п.

«Мостик»

И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки согнуть в локтях и опустить на пол.

1 – поднявшись на руках и ногах, выгнуть спину, голову оторвать от пола;

2 – и. п.

«Качалка»

И. п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руками захватить голени (колени стараться держать вместе).

1–8 – покачаться на животе вперед-назад.

«Березка»

И. п. – лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль тела.

1–7 – поднять ноги вверх вместе с ягодицами, руки согнуть в локтях и поставить под спину, придерживая ее;

8 – и. п.

Беговые, прыжковые и танцевальные

движения на месте

1. «Ковырялочка» – руки перед грудью.

2. «Веревочка» – руки на поясе.

3. Выбрасывание ног вперед, откидывание назад, руки вперед, на поясе.

4. Подскоки вперед-назад; движения рук: «плывем», «крутим штурвал».

5. «Вращение» в разные стороны с припаданием.

6. Прыжки с полуприседом (через «раз»).

7. Полуприсед с выставлением ноги на пятку, руки на поясе.

8. Подпрыгивание на разных ногах по 2 раза.

9. Подскоки и боковой галоп  по кругу.

Во время выполнения всех движений не забывать про движения рук. Дыхательные упражнения.

Танцевально-образные движения

«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

1.Кошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

2.Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

3.Стоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

4.Ветер деревце качает,

5.Хочет ветку наклонить,

6.Понаблюдав за ним немножко

7.Мы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

8.Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Простые элементы танца

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться  в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение  «тик-так» головой.

 

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

Комбинацию повторить с левой ноги.

 

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

 

IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

 

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

 

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса.  Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

 

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.

5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

Заключительная часть

Упражнения на расслабление

Поставить стулья в круг, сиденьями во внешнюю сторону. Построение в малый круг. Медленным шагом сойтись, медленно поднять руки вверх, раскрыть ладони («Тюльпан»). Опустить руки.

Повторить 3 раза.

Разойтись, сделав круг побольше. Поднять правую, левую руку. Опустить кисть правой, левой руки. Согнуть в локте правую, левую руки. Опустить правую, левую руку. Согнуться в спине, руками помахать внизу.

Повторить 3 раза.

Медленное вращение в правую, левую стороны, махи руками вправо, влево («полоскаем»). Встать на колени. Махи руками над головой; опустить правую кисть, левую; согнуть в локте правую, левую руку; опустить правую, левую руку. Взмахнуть двумя руками вперед и положить их на пол, вытянуться, лечь на живот, перевернуться на спину, вытянуться, поднять руки над головой, закрыть глаза (дыхание медленное, ровное).

Игровой самомассаж.

Задачи: закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

   

  Варианты упражнений:

«Носом - вдох, а выдох – ртом»;

«Вороны»;

«У меня спина прямая»;

«Разотру ладошки сильно»;

«Руки к солнцу поднимаю»;

«Я лежу на воде, как медуза на спине»;

«Шалтай – Болтай сидит на стене»;

«Ныряние»;

«Подуем на плечо, подуем на другое»;

«Руки кверху поднимаем»;

«Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем»;

«Один, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать».

«Ветер дует нам в лицо»;

«Ладошки, ладошки, утюжки- недотрожки»;

«Вот встречаются зайчата, как погреться нам ребята»;

«Ручки разотру, тепло сохраню».

Музыкально – подвижные игры.

Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку,

используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

      Варианты игр:

«Найди своё место»;

 «Мы – весёлые ребята»;

«Совушка»;

«Самолеты»;

«У медведя во бору»;

«Море волнуется»;

«Ровным кругом»;

«Карлики и великаны»;

«Два мороза»;

«Космонавты»;

«Музыкальные стулья»;

 «Горелки»;

«Эхо»;

 «Мяч по кругу»;

«Давайте все делать как я»;

 «Ну-ка повторяй»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Дополнительная образовательная услуга на платной основе кружок "Ритмическая мозаика"

Приглашаем детей старшего возраста на кружок "Ритмическая мозаика 2020"...

Кружок " Ритмическая Карусель"

Кружок Ритмика в деском саду...