Программа по созданию здоровьесберегающих и безопасных условий при организации учебного процесса в МБДОУ детский сад №11
рабочая программа на тему

Мислимат Шамсудиновна Керимова

В данном документе описываются различные методы, формы и приемы ведения занятий по здоровьесбережению в условиях детского сада с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\01.JPG

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Доказано, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.

        Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе предполагает выявление внешних и внутренних резервов здоровьесбережения дошкольников, создание условий реализации этих резервов в процессе усвоения детьми уровня образованности, предусмотренного требованиями Государственного образовательного стандарта, определение необходимых мер, способствующих повышению образованности дошкольников без ущерба для здоровья. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей. В сложившейся ситуации всё большее значение приобретает разработка педагогических технологий, ориентированных на воспитание у детей культуры здоровья.

         Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.

Цель: создание в МБДОУ детский сад №11 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности; формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни; обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Поддержка санитарно - гигиенического режима, профилактика травматизма.

2. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Организация работы по профилактике заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы (плоскостопие и нарушение осанки), заболеваний, вызванных вирусными инфекциями.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Формирование у воспитанников убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

5. Работа с педагогами по изучению и внедрению элементов здоровьесберегающих технологий.

6. Диагностика и мониторинг состояния здоровья воспитанников.

7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

8. Выявление и сопровождение (психолого-педагогическое, медико-социальное) детей группы риска.

9.Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

        Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные;    технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • контроль за физическим развитием дошкольников;
  • закаливание;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

        Основная цель данной технологии - сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и

нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:

  • развитие физических качеств, двигательной активности;
  • становление физической культуры дошкольников;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • профилактика зрения.

        Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:

  • психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка;
  • эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • личностно-ориентированное воспитание и обучение дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья;
  • учет специфики возрастных  особенностей ребенка.

        Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

        Основные направления деятельности по созданию здоровьесберегающих  и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ  следующие:

  • организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;
  • организация         здорового сбалансированного питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
  • организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.   

        Для того,  чтобы работа в данных направлениях проходила успешно,  необходимо:

  • обучение детей элементарным приёмам здорового  и безопасного образа жизни (оздоровительная гимнастика, игры в течение дня, игры – релаксации, привитие детям гигиенических навыков, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, функциональная музыка, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, закаливание,  упражнения для глаз);
  • работа с семьей (информационно-просветительская работа: пропаганда здорового и безопасного образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, буклеты);      
  • создание условий  развивающей среды (изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подбор картотеки, разработка отдельных оздоровительных комплексов).                                                                                  


Календарно-тематическое планирование мероприятий

1 группа раннего развития

Месяц

Название мероприятия

Основные задачи

Примечание

Сентябрь

Анкетирование родителей «Давайте познакомимся»

1. Познакомить с условиями воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов в детском саду.

2. Показать оснащение и оборудование группы. Установить контакт с родителями.

3. Изучение специфики семьи.

Беседы с родителями «Адаптация ребёнка в детском саду», «Особенности адаптационного периода».

Октябрь

Занятие «Волшебные витаминки»

1.Добиться закрепления знаний детей о пользе овощей и фруктов.

2. Рассказать детям о том, что для здоровья важно разнообразное питание.

Рассматривание иллюстраций

Родительское собрание «Примите наши правила. Малыш в период адаптации»

  1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1, 5 - 2 лет.
  2. Рассказать об особенностях данного периода развития.
  3. Знакомство, установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
  4. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
  5. Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.

Беседа, консультация

Ноябрь

Занятие «В гости к солнышку»

  1. Показать детям на картинке солнышко и дождик.
  2. Рассказать о пользе солнышка.

Прогулка, беседа с детьми

Занятие «Прогулка на автобусе»

  1. Знакомить детей с растениями растущими на огороде (морковь, капуста, картофель, огурцы, помидоры), в саду (яблоки), в лесу
  2. грибы).
  3. Учить узнавать по вкусу овощи (помидоры, огурцы, морковь).
  4. Для расширения речевой практики использовать вопросы, чтение стихов.
  5. Закрепить знания о средствах передвижения людей (автобус).
  6. Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
  7. Развивать умение вслушиваться в музыку, эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой.

Беседа, игра, рассматривание иллюстраций

Декабрь

Фотовыставка «Наш малыш»

  1. Укрепление связей детский сад – родители.
  2. Удовлетворение детей в самовыражении.

Оформление стенда

Январь

Игровое занятие «Кукла Маша заболела»

  1. Упражнять в различении и называние больших и маленьких предметов. 
  2. Учить детей употреблять уменьшительные слова для обозначения маленького предмета (куколка, кроватка), побуждать проговаривать новые слова вслух.
  3. Закрепить знания детей о частях тела, о круге, о красном цвете.
  4. Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования пальчиками.
  5. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память.
  6. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение понимать характер музыки.
  7. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игра, беседа

Февраль

Занятие «Водичка, водичка умой мое личико»

1.Закрепление навыков в умывании.

2.Знакомство с предметами туалета и их назначением.

3.Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.

Беседа, показ, игра

Март

Занятие «Наше тело»

1.Формировать представление о частях тела человека (руки, ноги, голова, туловище).

2.Уточнить и обобщить знания о строении тела человека и животного (зайчика) и его функциях; расширить представление о людях: мальчик, девочка.

3.Воспитывать бережное отношение к себе, к своему организму;

закреплять навыки общения детей друг с другом и взрослым.

Беседа, рассмотрение иллюстрация, игра

Апрель

Занятие «Таблетки растут на грядке»

  1. Уточнять и расширять имеющиеся знания детей об овощах.
  2. Познакомить с понятием «витамины».
  3. Формировать осознанно-правильное отношение к объектам неживой природы.
  4. Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
  5. Развивать умение передавать различия в форме и величине в лепке овощей.
  6. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
  7. Воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей

Беседа, рассказ, чтение загадок, стихов, игра

Май

Занятие «На улице»

1.Познакомить детей с улицей.

На прогулке

2 группа раннего развития

Месяц

Название мероприятия

Основные задачи

Примечание

Сентябрь

Анкетирование родителей «Мой ребенок»

1. Познакомить с условиями воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов в детском саду.

2. Показать оснащение и оборудование группы. Установить контакт с родителями.

3. Изучение специфики семьи.

Беседы с родителями «Адаптация ребёнка в детском саду», «Особенности адаптационного периода».

Октябрь

Занятие «Дождевые капельки»

1. Обогащать двигательный опыт детей в сочетании разнообразных движений с художественным словом.

2. Учить детей перешагивать через препятствия, ходьбе по гимнастической  вперед и боком приставным шагом.

Игра, физические упражнения с использованием  гимнастических снарядов

Занятие  «Светофор»

1.Формировать представления детей о светофоре, его действиях в регулировании дорожного движения.

2.Закреплять знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный).

3.Воспитывать навык правильного поведения на дороге.

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра

Ноябрь

Родительское собрание «Можно ли обойтись без наказания?»

1.Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Беседа, консультация

Декабрь

Занятие-прогулка «Наступила зима»

1. Адаптация ребенка к холодному времени года.

2.Познакомить детей со свойствами снега.

Рассматривание снежинки.

Январь

Занятие «Да здравствует мыло душистое»

1.Познакомить детей со свойствами мыла, закрепить знания детей о пользе мыла.

2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Эксперименты с водой и мылом.

Февраль

Беседа с родителями «Правильное питание дошкольника»

1. Создавать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи.

2.Совершенствовать культурно-гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.
3. Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи);
4. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
5. Воспитывать умение спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо), вежливость (благодарить за еду), потребность в чистоте и аккуратности.

Беседа, рассмотрение картинок, иллюстраций

Игровое занятие «Мебель для медведя»

  1. Учить детей строить постройку по образцу, преобразовывать её способом удлинения.
  2. Различать и называть строительные детали.
  3. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении. 
  4. Закрепить знание детьми частей, из которых состоит мебель.
  5. Учить описывать мебель, комнату.
  6. Развивать стремление к игровому общению,  развивать внимание, логическое мышление, речь.
  7. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки, фантазию, самостоятельность.

Игра с использованием строительного конструктора

Март

Игровое занятие «Безопасность на улице»

1.Учить детей правильно вести себя на улице. Не общаться с чужими людьми.

Беседа, рассказ, чтение стихов

Занятие  ««Чтобы зубки не болели»

1. Продолжать формировать бережное отношение к своему организму.

2.Учить бережному отношению к зубам.

Беседа, рассказ.

Апрель

Занятие «Глаза – мои помощники»

1.Обеспечить формирование представления об органах зрения – глазах.

2.Учить бережному отношению к глазам.

Беседа, рассказ, гимнастика для глаз.

Май

Физкультурный досуг «Вместе - дружная семья»

  1. Создать условия для эмоционального сближения детей и родителей в игровой ситуации; представить родителям возможность в нетрадиционной обстановке проявить родительскую любовь и внимание к личности ребенка.
  2. Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.
  3. Формировать умение выполнить физические упражнения в детско-родительской паре.
  4. Совершенствовать у детей умения перешагивать, прыгать, бросать мяч друг другу.

Игры, соревнования


        Все мероприятия проводятся в комплексе с утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, процедурами закаливания (мокрая дорожка, бег босиком, хождение по массажной дорожке), релаксационными упражнениями. Ежедневная гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Ежедневные прогулки  на свежем воздухе  в любую погоду (2 раза в день), одежда по сезону.

Показатели, по которым отслеживается эффективность работы по реализации программы:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (не более 1 раза в год);
  • усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается,  пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы,  полоскает рот после еды, моет ноги перед сном,  правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом;
  • отсутствие травматизма;
  • знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.);
  • умение правильно и оперативно реагировать в чрезвычайных ситуациях;
  • формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;
  • знакомить с некоторыми видами транспортных средств;
  • знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
  • знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;
  • формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.);
  • имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека,  о важности соблюдения режима дня, о пользе и видах закаливающих процедур,  о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье;
  • благоприятный психологический климат в группе;
  • комфортное состояние воспитанников в учреждении;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Диагностический инструментарий

Методика изучения прогноза адаптации.

         Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.

Фамилия имя ребенка______________________________Дата рождения_______________

1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в  домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

 Неустойчивое - 2 балла

 Подавленное - 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

 Долго не засыпает - 2 балла

 Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

 Нет - 3 балла

4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

 Избирательный - 3 балла

 Неустойчивый - 2 балла

 Плохой - 1 балл

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

 Нет, но бывает сухой - 2 балла

 Нет и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)- 1 балл

 Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

 Иногда - 2 балла

 Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

 Иногда - 2 балла

 Нет - 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

 Не всегда - 2 балла

 Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

 Избирательно - 2 балла

 Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

 Избирательно - 2 балла

 Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

 Не всегда - 2 балла

 Нет - 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

 Не всегда - 2 балла

 Нет - 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

 Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

 Нет - 3 балла.

Кол-во баллов: _______________

Прогноз адаптации:

 Готов к поступлению в ДОУ 40 -55 баллов

 Условно готов 24-39 баллов

 Не готов 16-23 баллов

Анкета для родителей ясельной группы

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Фамилия, имя ребенка__________________________________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, отмечая галочкой подходящий ответ

  1. Какое настроение преобладает?

Бодрое, уравновешенное,     4

Неустойчивое, раздражительное,

Подавленное.                                                              3

  1. Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро до 10 минут,                4

Медленнее.

                                                                                                 3

  1. Каков характер засыпания?

Спокойно,        4

Неспокойное.                                                             3

4.Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Дополнительные воздействия,              4

Без дополнительных воздействий                                            3

  1. Каков характер сна?

Глубокий спокойный,           4

Неглубокий, неспокойный.                                        3

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший,                 4

Избирательный, неустойчивый,

Плохой.                                                                                   3

  1. Отношение к высаживанию на горшок?

Положительное,               4

Отрицательное.                                                          3

  1. Есть ли отрицательные привычки?

Есть (сосет палец, соску, качается),

Нет.                4                                                                      3

  1. Проявляет ли ребенок интерес к окружающему в повседневной жизни?

Проявляет,

Недостаточно,              4

Не проявляет.                                                            2

  1. Проявляет ли ребенок интерес к Вашим занятиям с ним?

Проявляет,

Недостаточно,                   4

Не проявляет.                                                                        2

  1. Умеет ли ребенок найти сам себе игру?

Да,

Нет.                  4                                                       1

  1. Как готовится ребенок к игре?

Сам готовится к игре,

С помощью взрослого.          4                                           1

  1. Решает ли ребенок в игре проблемные ситуации?

Да,

Нет.                4                                                         1

  1. Использует ли в игре предметы заместители, воображаемые предметы?

Да,

Нет.                               4                                                      1

  1. Инициатива в взаимоотношениях со взрослыми?

Сам вступает в контакт,

Сам не вступает в контакт.       4                             1

  1. Инициатива в взаимоотношениях с детьми?

Сам вступает в контакт,

Сам не вступает в контакт.      4                                         1

  1. Доводит начатое дело до конца?

Да,       4

Нет.                                                                              3

  1. Как играет в отсутствии взрослого?

Умеет играть самостоятельно,        4

Сам не играет.                                                                        3

  1. Каковы контакты с взрослыми?

Легко идет на контакт,

Избирательно,

Трудно.             4                                                        1

  1. Каковы контакты с детьми?

Легко идет на контакт,

Избирательно,

Трудно.                    4                                                           1

  1. Есть ли опыт совместной деятельности со взрослыми?

Да,

Недостаточно,         4

Нет.                                                                               2

  1. Есть ли уверенность в себе?

Да,

Недостаточно,          4

Нет.                                                                                        2

  1. С охотой ли ребенок выполняет Ваши требования, просьбы?

Да,                  4

Не всегда,

Нет.                                                                               3

Вывод: (прогноз адаптации по среднему числу баллов)

средний бал 2, 387.

Адаптация средней тяжести.

        

        На основании показателей выше приведенной анкеты для родителей, можно сделать следующий прогноз адаптации: (вывод и рекомендации  даются на обратной стороне анкеты  индивидуально на каждого ребенка).

        Вывод: Адаптация средней тяжести. Прием в детский сад с рекомендациями

        Рекомендации:  Чаще общайтесь с ребенком. Не оставляйте  ребенка первое время в детском саду  на весь день. Помогите ребенку найти себе игру. Создавайте вместе  с ребенком ситуацию игры (подбор игрушек). Подводите к решению проблемных ситуаций.  Настойчиво привлекай ребенка к играм и занятиям. Рекомендуются игры, развлечения, показы, слушание музыки, пение. Поощряйте совместные и самостоятельные игры.  Учитывая уровень НПР (нервно-психического развития) стимулируйте умения, которыми ребенок владеет. При адаптации следите за настроением, сном, аппетитом, т.д.

Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад

(заполняется один раз при поступлении ребенка в детский сад)  

Фамилия, имя ребенка__________________________________________

Параметры

Дополнительный вопрос к матери ребенка

Баллы

1. Поведение

1.1.

Настроение:

бодрое,

уравновешенное,

раздражительное, неустойчивое, подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает?

3

1.2.

Сон

1.2.1.

Засыпание

1.2. 1.2.

Длительность:

Быстрое, до 10 минут,

 медленное

Как засыпает ребенок?

3

1.2. 1.2.

Характер: спокойный,

неспокойный

3

1.2. 1.3.

1) использую дополнительные воздействия;

2) без дополнительных воздействий

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

3

1.2.

Сон:

длительность соответствует возрасту, не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

3.1.

Аппетит:

хороший,

избирательный, неустойчивый,

плохой

Какой аппетит у ребенка?

3

1.4.

Отношение к высаживанию на горшок: положительное,

отрицательное

Как ребенок относится к этой процедуре?

3

1.5.

Навыки опрятности:

просится на горшок,

не просится, но бывает сухой,

не просится, ходит мокрый

3

1.6

Отрицательные привычки: есть (какие?), нет

Сосет пустышку,  палец, раскачивается и т.д.

Нервно-психическое развитие

2.1.

Возраст 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. Понимание речи

Движения

Игра

Навыки

Выявляются методом диагностики

2.2.

Возраст 1 г. 9 мес. - 2 г. Понимание речи

Активная речь

 Игра

Соответствует возрасту - 36

Ниже на один эпикризный срок -26

Ниже на 2-3 эпикризных срока -16

3

Навыки

3. Личность

3.1.

Проявление    познавательных    потребностей

Проявляет  интерес   к   игрушкам, предметам дома и в новой обстановке?

3.1.1.

В повседневной жизни:

Недостаточно проявляет,

Не проявляет

А) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

 Б)   Интересуется   ли   действиями взрослых?

Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив?

2

3.1.2.

При обучении:

 Проявляется интерес, активность; Недостаточно проявляет,

Не проявляет

3

3.2.

Инициативность

3.2.1.

Инициативность в игре:

Проявляет инициативность по всем указанным параметрам,

Умеет сам найти для себя дело:

Да,

Нет,

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения:

Да,

нет

3

3.2.2.

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

3

3.2.3.

Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

Вступает в контакт по своей инициативе,

сам вступает в контакт

3

3.3.

Результативность:

Доводит начатое дело до конца,

не всегда,

не играет сам

3

3.5. 3.5.1.

Социальные связи со взрослыми

легко идет на контакт,

избирательно,

трудно

3

3.5.2.

Контакты с детьми.

Вступает легко,

Избирательно,

Трудно

2

3.5.3.

Наличие   опыта   совместной   дея-

3

тельности со взрослыми:

- есть,

- недостаточные,

- нет

3.5.4.

Уверенность в себе:

есть,

 не всегда,

нет

3

3.5.5.

Адекватное   отношение   к   оценке взрослым деятельности ребенка:

 да,

не всегда,

нет

2

3.5.6.

Был ли опыт разлуки с близкими.

Как перенес (санаторий, больница и

др. -):

 легко,

нет

3

3.5.7.

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

К кому именно?

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):                Средний балл - 2,72

3-2. 66. - готов к поступлению в д/с                                   Готов к поступлению в детский сад

2,5 - 2 - условно готов

1,9- 1, 6 б. - не готов

Прогноз адаптации - готовность к поступлению в ДО У, определяется по

сумме баллов:

18-15 баллов - готов;

10-14 баллов - условно готов;

 9-6 баллов - не готов.

Анализ готовности к поступлению в ДОУ и индивидуального течения

адаптации проводит старший воспитатель или психолог с рекомендациями

(пишутся на этом же листе или на оборотной стороне листа) для воспитателей

и родителей, например:

Рекомендации для родителей:

  1. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе;
  2. Принимайте активное участие в игровой деятельности ребенка;
  3. Чаще проводите время с ребенком на свежем воздухе (прогулки, игры);
  4. Необходима спокойная, игровая деятельно перед сном; т.д.

               Рекомендации для воспитателей:

  1. Постепенно отучайте ребенка от вредных привычек;
  2. Рекомендуется постепенное пребывание ребенка в адаптационный период в детском саду;
  3. Уделяйте больше внимания ребенку в зависимости от его индивидуального и эмоционального состояния; т.д.

Анкета

«Готовность ребенка к поступлению в д\с»

Ф.И. ребенка _____________________________________________

Дата рождения_______________ Возраст _____________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка? (подчеркнуть)

  • Бодрое, уравновешенное - 3 балла,
  • Раздражительное, неустойчивое - 2
  • Подавленное - 1.

2. Как ваш ребенок засыпает?  

  • Быстро (до 10 мин) - 3,
  • Медленно - 2,
  • Спокойно - 3,
  • Неспокойно - 2.

З. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?

  • Дополнительное воздействие - 1,
  • Без воздействия - 3.

4.  Какова продолжительность сна у Вашего ребенка?

  • 2 часа - 3,
  • менее 1 часа - 1.

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

  • Хороший - 4,
  • Избирательный - 3,
  • Неустойчивый - 2,
  • Плохой - 1.

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

  • Положительно -3,
  • Отрицательно -1,
  • Просится на горшок -3,
  • Не просится, но бывает сухой - 2,
  • Не просится и ходит мокрый - 1.

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

  • Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать др.)- 1,
  • Нет отрицательных привычек — 3.

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

  • Да-3,
  • Нет-1,
  • Иногда-2.

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?

  • Да - 3,
  • Нет - 1,
  • Иногда - 2.

10. Как Ваш ребенок играет?

  • Умеет играть самостоятельно - 3,
  • Не всегда - 2,
  • Не играет сам - 1.

11. Взаимоотношения со взрослыми:

  • Легко идет на контакт - 3,
  • Избирательно - 2,
  • Трудно - 1.

12. Взаимоотношения с детьми:

  • Легко идет на контакт - 3,
  • Избирательно - 2,
  • Трудно - 1.

13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

  • Да - 3,
  • Нет - 1,
  • Не всегда - 2.

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

  • Есть - 3,
  • Не всегда - 2,
  • Нет - 1.

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

  • Перенес разлуку легко - 3,
  • Тяжело- 1.

16. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

  • Есть-1,
  • Нет-3.

Прогноз адаптации:

55 — 40 баллов - готов к поступлению в д\с.

39 — 24 балла - условно готов.

23-16 балла - не готов.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка     _____________________________________________________________

Возраст ребенка к моменту поступления в детский сад ____________________________

Дата поступления  ___________________________________________________________

Обследуемые характеристики

Результаты обследования

1.  Семейный портрет:

  • состав семьи;
  • образование родителей;
  • жилищные условия;
  • материальное положение;
  • психологический климат;

2. Уровень физического развития

(норам, выше, ниже нормы)

 3. Общее состояние здоровья

(заболевания в днях за год)

-  профиль заболеваний

4. Группа здоровья ( I-V )

5. Уровень развития моторики:

а) степень освоенности основных движений;

б) уровень развития мелкой моторики и координации движений: (соответствует норме, выше, ниже нормы)

в)  качества: (соответствие с нормой)

  • быстрота;
  • выносливость;
  • сила;
  • ловкость;
  • гибкость;

6. Общение:

  • сверстниками;
  • с взрослыми;

(норма или отклонения)

7. Особенности нервно-психического развития:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • речь;

(соответствие возрастным показателям

8. Интересы и склонности

9. Привычки

10. Культурно-гигиенические навыки

Анкета для родителей

(при поступлении ребенка в детский сад)

  1. Фамилия, имя ребенка
  1. Дата рождения
  1. Ф.И.О. отца, место работы
  2. Ф.И.О. матери, место  работы
  3. Домашний адрес, телефон
  4. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры или брата)
  5. Как протекали беременность, роды?
  6. Были ли проблемы в развитии ребенка до поступления в дошкольное учреждение?
  7. Какие болезни перенес ребенок?
  8. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты? (назовите их конкретно)
  9. Часто ли ребенок плачет?
  10. Какое обычно настроение преобладает у ребенка (спокойное, плаксивое, возбужденное - подчеркните)?
  11. Есть ли у ребенка страхи? Чего боится ребенок?
  12. Быстро ли устает ребенок?
  13. Как ребенок относится к незнакомым взрослым, детям?
  14. Кто чаще воспитывает ребенка?
  15. Есть ли трудности у ребенка в одевании, засыпании, еде?
  16. Какой режим в семье?
  17. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждение)?

Наблюдения в период  адаптации

(лист должен быть на каждого ребенка, заполняется в период адаптации

индивидуально по каждому ребенку)

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________

Дата рождения _____________ Возраст _____________ Дата поступления в ДОУ ______

Адаптационные данные

Дни наблюдений

Настроение:

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Аппетит: завтрак обед полдник

Сон: засыпание длительность

Активность: в игре в речи

Взаимоотношения с детьми

Взаимоотношения с взрослыми

        Оценка адаптации определяется по ее длительности и количеству показателей, имеющих отклонение от возрастных норм. Индивидуальные листы наблюдения в период адаптации ведутся воспитателями групп. Данные заносятся в те дни, которые указаны в листе. В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата начала и конца заболевания. При возвращении ребенка после болезни, его поведение отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки. Длительность адаптации:

от 8 до 16 дней - легкая

от 17 до 30 дней - средней тяжести

выше 30 дней - тяжелая

Обозначения в листах наблюдений в период адаптации:

хорошо - «+»;

неустойчиво - «- + »;

плохо - « - »;

дома - « Д »;

болезнь - « Б ».

        При определении степени адаптации на определенного ребенка, далее лист

адаптации на этого ребенка - не ведется, например: если ребенок от (8-го до 16-го) дней адаптации показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем «Адаптация легкой степени» и  запись в листе адаптации не фиксируем, но  наблюдение за этим ребенком продолжаем, или, если ребенок только от (17-го до 32-го) дней адаптации показывает положительные результаты, то в листе адаптации пишем  «Адаптация средней тяжести» и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая  за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребенка.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие)синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций

 в развитии детей 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)

        Методика проводится в ходе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, беседы с воспитателями или родителями.

Шкала наблюдения (вопросов):

1.Наличие вредных привычек у ребенка:

- проявляются постоянно(4 балла)

- проявляются эпизодически под влиянием внутреннего состояния ребенка, например в ситуации стресса (3 балла)

- проявляются эпизодически в зависимости от внешних факторов, например ухода родителей (2 балла)

- проявляются редко, чаще на фоне переутомления (1 балл)

- не проявляются (0 баллов)

  2. Наличие страхов:

- проявляются очень часто; устойчивы, навязчивы, множественны; приводят к снижению уровня активности, нарушениям в физиологической сфере (сон, питание и пр) (4 балла)

- проявляются часто и приводят к дезориентации ребенка и ярко выраженному эмоциональному дискомфорту (3 балла)

- проявляются не часто, но сохраняются в течении определенного времени (2 балла)

- проявляются редко, обычно под влиянием сказочных персонажей, и легко проходят (1 балл)

- не проявляются (0 баллов)

3.  Аффективность:

- превращается в обычный способ поведения (4 балла)

- становится средством воздействия на взрослого, манипулирования им для достижения собственных целей (3 балла)

- проявляется эпизодически в некоторых ситуациях (2 балла)

- не присуща (0 баллов)

4. Капризность  или упрямство:

- становится привычным способом поведения (4 балла)

- проявляется часто в определенных ситуациях; может выступать неадекватным коммуникативным актом, средством воздействия на взрослого (3 балла)

- проявляется не очень, в определенной ситуации; переключение достигается с трудом (2 балла)

- проявляется редко, обычно при переутомлении, плохом самочувствии, легко проходит (1 балл)

- не проявляется (0 баллов)

5. Негативизм:

- становится привычным способом поведения (4балла)

- проявляется во многих видах деятельности (3 балла)

- проявляется часто, настойчиво (2 балла)

- проявляется при нарушении самостоятельности (1 балл)

- не проявляется (0 баллов)

Интерпретация данных:

Низкий уровень развития негативных тенденций у ребенка – 0-6 баллов

Средний уровень – 7-14 баллов

Высокий уровень – 15-20 баллов

Методика психолого-педагогической оценки общения воспитателя

с детьми 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)

Наблюдение за общением воспитателя с детьми  в различных видах деятельности.

Обработка данных проводится по следующей шкале.

1.Особенности обращения к ребенку:

- всегда обращается на личностно-эмоциональном уровне (4 балла)

- эпизодически  обращается на личностно-эмоциональном уровне (3 балла)

- обращается на деловом уровне (оценивая, указывая, одергивая и пр.) (2 балла)

- обращается к ребенку редко, только в ситуации нарушения дисциплины, правил и пр (1 балл)

- не обращается к ребенку (0 баллов)

2. Преодоление особенностей детей, препятствующих их успешной деятельности (ситуативности поведения, низкой работоспособности и пр.):

- преодолевает успешно: широко использует разнообразные приемы, реагирует на специфические проявления каждого ребенка (4 балла)

- преодолевает успешно: ориентируется на содержание и структуру деятельности и используемый дидактический и игровой материал (3 балла)

- преодолевает не очень успешно: не всегда удается организовать деятельность ребенка (2 балла)

- преодолевает неуспешно, использует неадекватные приемы (1 балл)

- не замечает особенностей детей, мешающих им активно участвовать в деятельности (0 баллов)

3. Организация использования предметно-развивающей среды:

- побуждает детей к активной деятельности, с активизацией разнообразных анализаторов и форм активности; создает действенную мотивацию с опорой на интересы и потребности ребенка; учит продуктивно действовать; создает условия для индивидуальной активности (4 балла)

- побуждает детей к активному использованию среды, учит действовать в ней, но не индивидуализирует их активность (3 балла)

- побуждает детей действовать в предметно0развивающей среде, учит разнообразным способам активности, но директивно, не опираясь на потребности ребенка (2 балла)

- предлагает детям развивающий материал, но не обучает способам активной деятельности: берет инициативу на себя, отводя детям роль созерцателей и помощников (1 балл)

- предлагает детям развивающий материал, который не соответствует их потребностям, возможностям; игнорирует их инициативу (0 баллов)

4. Регулирование детских взаимоотношений:

- стимулирует у детей симпатии друг к другу; побуждает к содействию; предотвращает конфликты (4 балла)

- стимулирует интерес к сверстнику; содействие детей стимулирует редко; позитивно и быстро разрешает конфликты (3 балла)

- обращает внимание ребенка на сверстника, приводя его в пример; побуждает подражать; конфликты разрешает директивно (2 балла)

- включается в детские контакты только при наличии конфликтов; предпочитает метод санкций (1 балл)

- не акцентирует внимание на детских взаимоотношениях (0 баллов)

5. Создание психологического климата:

- дети заняты деятельностью; заинтересованы, доброжелательны, инициативны (4 балла)

- дети заняты деятельностью; настроены на общую с воспитателем активность, но никаких эмоций (восторг, радость, удивление) не проявляют (3 балла)

- не все дети включены в деятельность; могут испытывать дискомфорт по разным причинам; эмоции неустойчивы (2 балла)

- наблюдается повышенная конфликтность детей (1 балл)

- интереса к деятельности нет; дети часто отвлекаются, не проявляют выраженного интереса к педагогу или предлагаемому материалу; конфликтны; наблюдается физическая агрессия по отношению к сверстникам или игрушкам; на предложения воспитателя отвечают отказом (0 баллов)

6. Отношение к детской самостоятельности:

- самостоятельность поощряется на уровне постановки и достижения целей (4 балла)

- воспитатель самостоятельность  поощряет, но не учит ребёнка достигать цель; быстро разрешает сам поставленную перед ребенком задачу (3 балла)

- самостоятельность не поощряет; делает акцент на послушании; директивное общение с детьми (2 балла)

- самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не отмечаются (1 балл)

- самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не поощряются (0 балл)

Интерпретация данных:

Низкий уровень – 0-9 баллов

Средний уровень – 10-17 баллов

Высокий уровень – 18-24 баллов

Список литературы

1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.

4. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ»

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ. Мето...

ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Представленный опыт работы раскрывает вопросы   использования  здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а  также сотрудничества с семьями...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"

Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...