Психологическое здоровье педагогов в ДОУ
консультация

Яцишин Мария Николаевна

Психологическое здоровье педагогов как основа

 благоприятного микроклимата  ДОУ

Воспитатель МАДОУ ДС №52 «Самолётик» Яцишин М.Н. , г.Нижневартовск

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связана с раз­ного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоро­вье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ре­бенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как  «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Каждый чело­век может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления про­цессами, происходящими в организме.

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Способы саморегуляции:

1. Для этого нужно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмо­ции, вызванные неприятными физичес­кими ощущениями, найти в себе; силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным пре­возмочь любой недуг.

2. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объ­екта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодичес­кие эмоциональные взрывы, потрясе­ние от увиденного произведения искус­ства, прочитанной книги и т. д. Но и са­мому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим

3. Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека явля­ется физическая культура. Недостаток физической активности в профессио­нальной деятельности работников дет­ских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьше­нии двигательной активности снижает­ся общая работоспособность, сопротивляемость организма к раз­личным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Большое значение фи­зического воспитания за­ключается в его оздо­ровительной функции. Удовлетворяя потреб­ность человека в движе­ниях, физические упраж­нения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособ­ляемость организма к внешней среде.

4. Из водных процедур используют на­ружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражаю­щее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). Более эффективным раз­дражителем, повышающим тонус орга­низма, является душ, который оказывает термическое и механическое воздействие.

Баня способствует укреплению всех защитных систем организма, расслабля­ет мускулатуру и успокаивает нервную систему; помогает расширению коро­нарных сосудов, функционированию «новых» капилляров при замедленной скорости кровотока и в результате — улучшению снабжения кислородом все­го организма.

5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

  1. Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните:
    хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Иссле­дования показывают, что лучшим отдыхом для нервной сис­темы человека является сон, в том числе и сои кратковремен­ный (от 5 до 30 мин). Попробуйте вместо традиционной чашечки кофе  практиковать полудрему, легкий кратковременный сон. Эффект поразит вас. В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).
  2. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процес­се деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьше­нию психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновре­менно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Музыка может звучать (негромко) в помещениях для отдыха. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

 

Способы избавления от отри­цательных эмоций:

–  смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

–  набрать в стакан воды и мед­ленно,   сосредоточенно   ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

–  провести дыхательное упраж­нение: 3—4 коротких выдоха подряд,   потом  столько же коротких вдохов (заменяет смех,  если вам не хочется смеяться);

–  посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;

–  слегка помассировать кончик мизинца;

–  делая вдох, спокойно, не то­ропясь,   сжать   с   усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; за­тем, ослабляя сжатие, сделать выдох  (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение   с   закрытыми глазами – это удвоит эф­фект;

–  применить формулы само­убеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустя­ки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело   легкое»,   «я   уверена в    себе!»),    самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).

 

Кроме того, существуют очень простые способы, позво­ляющие снять отрицательные эмоции, которые каждый мо­жет опробовать на собственном опыте:

  • спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
  • физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
  • отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
  • созерцание огня (говорят, что человек  бесконечно   долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плыву­щие по небу облака);
  • контрастный душ (заставляет мышцы   попеременно   расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно,  хороший  способ для снятия психического напряжения);
  • проекция негативных эмо­ций на посторонние предме­ты  (можно  выразить  свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотен­це, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в паль­цах);
  • танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
  • крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
  • высказывания      (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочув­ствуют);
  • смех  и  плач  —  отличные средства   защиты   нашего мозга от психических пере­грузок (смех является свое­образной защитой нервной системы;  его  можно  рас­сматривать как серию корот­ких выдохов, которые дро­бят опасный поток импульсов).

Психологическую безопасность человек ощущает когда в коллективе создан эмоциональный комфорт. С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему пиру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений (к себе, к окружающему миру, к работе, коллегам и т.п.)

Цель данного семинара: рассмотреть методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов как одного из составляющих  благоприятного микроклимата в ДОУ.

 

 

 

 

  1. Психологический климат в коллективе ДОУ. Анкетирование.

Социально-психологический климат – это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них. Важнейшим его фактором является психологическая совместимость членов коллектива.

Влияние психологического климата на личность может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Проявлениями здорового психологического климата в коллективе являются:

  • внимание, расположение, симпатия человека к человеку;
  • состояние духовного подъема, жизнерадостности;
  • меру включенности каждого в деятельность коллектива, её эффективность.

Нездоровая атмосфера, напротив, проявляется в напряженности человеческих отношений. В конфликтах между членами коллектива, в результате чего происходят неоправданные столкновения между сотрудниками, изнашивается их нервная система, страдает качество воспитательной работы.

Психологический климат существует на двух уровнях – на уровне всего дошкольного учреждения и на уровне группы, где непосредственно и постоянно взаимодействуют в процессе работы два воспитателя и помощник воспитателя. Важны и тот, и другой, хотя, например, неблагополучие, существующее в целом коллективе до известной степени может компенсировать хороший, дружеский климат в микроколлективе группы.

Поскольку наличие здорового психологического климата в коллективе – один из показателей его зрелости, способствующий творческой самореализации педагогов, важно изучать психологический климат, используя диагностические методики, которые дают возможность получить достаточно надежную информацию о том, насколько близок к оптимальному (или далек от него) психологический климат в данном коллективе на момент проведения исследования. Результаты исследования позволяют увидеть не только общую характеристику климата. Но и в каком направлении нужно работать с коллективом, чтобы утвердить в нем благоприятный психологический климат. В Приложении 2 мы приводим варианты данных анкет:

  • Оценка характеристик коллектива по В.С. Лазареву.
  • Оценка удовлетворенности работой по В.А.Ядову.
  • Психологический климат в коллективе.
  • Опросник «Психическое выгорание»
  • Тест «Удовлетворенность работой» (В.А.Романова)
  • Тест «Насколько вы конфликтны»
  • Тест на эмоциональное выгорание В.Бойко.
  • Оценка психологического климата в педагогическом коллективе (Е.А.Рогов)
  • Методика изучения удовлетворенности жизнедеятельностью педагогов в образовательном учреждении (Е.Н.Степанов).

Основываясь на результатах анкетирования строится поэтапная тренинговая работа, где психолог с педагогами шаг за шагом учатся самопознанию, позитивному самовосприятию и самораскрытию, развивают коммуникативные навыки и умения, ищут выходы из конфликтных ситуаций и эффективные способы педагогического воздействия, используют различные метолы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

  1. Методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов.

 

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами. Проблемы педагога- это проблемы всего общества.

Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагоги­ческих учреждений должны обладать высоким уров­нем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоцио­нальной чуткости, отзывчивости, подвижности, ар­тистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психо­защитные техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения, дискомфорта и привести к конструктивным механиз­мам в педагогическом общении.

Реально помочь людям, чья судьба связана с обучением и воспитанием детей может педагог-психолог, используя различные терапевтические методы:

  • арт-терапевтические методы;
  • телесно-ориентированные техники;
  • игровые техники, упражнения для тренинговой работы с педагогами.

 

2.1. Арт-терапевтический метод.

В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам терапии творчеством, в частности, к арт-терапии.

У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентноспособной:

1. арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна;

2. продукт творчества человека – это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику;

3. арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения клиента в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других;

4. арт-терапия является средством невербального общения.

Арт-терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, педагогического самовыражения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, её можно использовать для коррекции черт личности человека. Получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.

Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.  Главное - разрешить  самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Применение арт-терапевтических приемов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективность эмоционального отреагирования, придает ему даже в случае агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные. Такое преобразование осуществляется в тех случаях, когда продукт эмоционального отреагирования (коллаж, рисунок) ведет к следующему: вызывает катарсис за счет социальной выразительности формы;
  • облегчает процесс  коммуникации для  замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;
  • оказывает влияние  на осознание клиентом  своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повышает личностную ценность, может вести к самодостаточности.

Арт-терапия как нельзя лучше "вписывается" в работу с педагогическим персоналом. Представляется, что эффективны в работе с педагогами различные техники, позволяющие невербально выражать широкий спектр мыслей и чувств, связанных как с профессиональной деятельностью, так и с личной жизнью, семейными проблемами.

Очень важно использование техник, связанных с восприятием педагога самого себя, с его профессиональным и личностным самосознанием, эти техники могут быть инструментом глубокой рефлексии и обновления. Полезными в работе могут быть и техники направленной визуализации в сочетании с музыкой, изобразительной работы; техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с элементами драма-терапии, поэзии, другими формами творческого самовыражения. Известно, что одной из проблем педагогических      коллективов является проблема негармоничных межличностных отношений. Арт-терапевтические кратковременные и долгосрочные сессии могут помочь осознать необходимость гармонизации человеческих отношений. Такими консолидирующими, объединяющими техниками могут быть "Общий рисунок", "Коллективный коллаж", различные парные техники.

2.2. Телесно-ориентированный метод

Саморегуляция — управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. При использовании данных спо­собов наступают эффекты успо­коения (устранение эмоциональной напряженности), восстанов­ления (ослабление проявлений утомления), эффект активиза­ции (повышения психофизио­логической реактивности).

Существуют специальные методы, помогающие правильному реагированию на психотравмы, трудности неудачи, а также на различные ощущения, идущие из внутренних органов. Это аутотренинги, медитативные и релаксационные техники.

Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на  овладении навыками расслабления мышц, управлением дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Аутогенная тренировка базируется на направленной регуляции различных процессов и реакций организма, осуществляемой человеком при помощи собственной психической активности. С помощью этого метода вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях. Он позволяет нормализовать функциональное состояние, корректируя соотношении процессов торможения и возбуждения.

Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога (в кабинете психологической разгрузки), так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального  напряжения педагога и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая  яркий свет, шумы, дефицит времени. Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку. Возможно приобретение сеансов, записанных на аудиокассеты.

2.3. Деловые игры, упражнения, психотехники

для проведения тренинговой работы с педагогами.

Психотехнические игры для педагогов направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателей, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, психотехнические упражнения направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение психотехнических игровых упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и достижения успеха в профессиональной деятельности.

Вывод

Мы предложили вашему вниманию некоторые методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать в повседневной жизни. Это позволить повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

Литература:

  1. Глухова Т.Г. Арт-терапия. Методические рекомендации. Самара, СИПКРО, 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии-СПб: Издательство «Речь», «ТЦСФера», 2001 г.
  3. Клюева Н.В., Кряжева Н.Л. Снимаем психоэмоциональное напряжение.// Управление ДОУ. 2003. № 5. С. 19-24.
  4. Кулганов В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов // Ж. Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
  5.  КулгановВ. А., Юнацксвич П. И. Как не стать пациентом психотерапевта: Учебное по­собие для потенциальных кли­ентов врача. СПб.: Союз, 2002.
  6.  Лазуткина В.В. В помощь воспитателю // Воспитатель ДОУ. № 4. 2007.
  7. Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или Как загораются искорки творческого поиска. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2008.
  8. Рогалева Н.А. Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 7. С.17-31.
  9.  Романова В.А. Тест удовлетворенность работой. Опросник «Психическое выгорание».  // Управление ДОУ. 2003. № 4.
  10.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
  11. Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы. Средства. Учебно-методическое пособие. – Самара, ГОУ СИПКРО, 2007.
  12.  Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2008.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье педагогов как основа

 благоприятного микроклимата  ДОУ

Воспитатель МАДОУ ДС №52 «Самолётик» Яцишин М.Н. , г.Нижневартовск

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как  «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

                                                                                                

Способы саморегуляции:

1. Для этого нужно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмоции, вызванные неприятными физическими ощущениями, найти в себе; силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным превозмочь любой недуг.

2. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодические эмоциональные взрывы, потрясение от увиденного произведения искусства, прочитанной книги и т. д. Но и самому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим

3. Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Недостаток физической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Большое значение физического воспитания заключается в его оздоровительной функции. Удовлетворяя потребность человека в движениях, физические упражнения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособляемость организма к внешней среде.

4. Из водных процедур используют наружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). Более эффективным раздражителем, повышающим тонус организма, является душ, который оказывает термическое и механическое воздействие.

Баня способствует укреплению всех защитных систем организма, расслабляет мускулатуру и успокаивает нервную систему; помогает расширению коронарных сосудов, функционированию «новых» капилляров при замедленной скорости кровотока и в результате — улучшению снабжения кислородом всего организма.

5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

  1. Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните:
    хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сои кратковременный (от 5 до 30 мин). Попробуйте вместо традиционной чашечки кофе  практиковать полудрему, легкий кратковременный сон. Эффект поразит вас. В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).
  2. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процессе деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Музыка может звучать (негромко) в помещениях для отдыха. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

Способы избавления от отрицательных эмоций:

–  смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

–  набрать в стакан воды и медленно,   сосредоточенно   ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

–  провести дыхательное упражнение: 3—4 коротких выдоха подряд,   потом  столько же коротких вдохов (заменяет смех,  если вам не хочется смеяться);

–  посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;

–  слегка помассировать кончик мизинца;

–  делая вдох, спокойно, не торопясь,   сжать   с   усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох  (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение   с   закрытыми глазами – это удвоит эффект;

–  применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело   легкое»,   «я   уверена в    себе!»),    самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

  • спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
  • физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
  • отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
  • созерцание огня (говорят, что человек  бесконечно   долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
  • контрастный душ (заставляет мышцы   попеременно   расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно,  хороший  способ для снятия психического напряжения);
  • проекция негативных эмоций на посторонние предметы  (можно  выразить  свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);
  • танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
  • крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
  • высказывания      (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
  • смех  и  плач  —  отличные средства   защиты   нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы;  его  можно  рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Психологическую безопасность человек ощущает когда в коллективе создан эмоциональный комфорт. С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему пиру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений (к себе, к окружающему миру, к работе, коллегам и т.п.)

Цель данного семинара: рассмотреть методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов как одного из составляющих  благоприятного микроклимата в ДОУ.

  1. Психологический климат в коллективе ДОУ. Анкетирование.

Социально-психологический климат – это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них. Важнейшим его фактором является психологическая совместимость членов коллектива.

Влияние психологического климата на личность может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Проявлениями здорового психологического климата в коллективе являются:

  • внимание, расположение, симпатия человека к человеку;
  • состояние духовного подъема, жизнерадостности;
  • меру включенности каждого в деятельность коллектива, её эффективность.

Нездоровая атмосфера, напротив, проявляется в напряженности человеческих отношений. В конфликтах между членами коллектива, в результате чего происходят неоправданные столкновения между сотрудниками, изнашивается их нервная система, страдает качество воспитательной работы.

Психологический климат существует на двух уровнях – на уровне всего дошкольного учреждения и на уровне группы, где непосредственно и постоянно взаимодействуют в процессе работы два воспитателя и помощник воспитателя. Важны и тот, и другой, хотя, например, неблагополучие, существующее в целом коллективе до известной степени может компенсировать хороший, дружеский климат в микроколлективе группы.

Поскольку наличие здорового психологического климата в коллективе – один из показателей его зрелости, способствующий творческой самореализации педагогов, важно изучать психологический климат, используя диагностические методики, которые дают возможность получить достаточно надежную информацию о том, насколько близок к оптимальному (или далек от него) психологический климат в данном коллективе на момент проведения исследования. Результаты исследования позволяют увидеть не только общую характеристику климата. Но и в каком направлении нужно работать с коллективом, чтобы утвердить в нем благоприятный психологический климат. В Приложении 2 мы приводим варианты данных анкет:

  • Оценка характеристик коллектива по В.С. Лазареву.
  • Оценка удовлетворенности работой по В.А.Ядову.
  • Психологический климат в коллективе.
  • Опросник «Психическое выгорание»
  • Тест «Удовлетворенность работой» (В.А.Романова)
  • Тест «Насколько вы конфликтны»
  • Тест на эмоциональное выгорание В.Бойко.
  • Оценка психологического климата в педагогическом коллективе (Е.А.Рогов)
  • Методика изучения удовлетворенности жизнедеятельностью педагогов в образовательном учреждении (Е.Н.Степанов).

Основываясь на результатах анкетирования строится поэтапная тренинговая работа, где психолог с педагогами шаг за шагом учатся самопознанию, позитивному самовосприятию и самораскрытию, развивают коммуникативные навыки и умения, ищут выходы из конфликтных ситуаций и эффективные способы педагогического воздействия, используют различные метолы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

  1. Методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов.

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами. Проблемы педагога- это проблемы всего общества.

Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психозащитные техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения, дискомфорта и привести к конструктивным механизмам в педагогическом общении.

Реально помочь людям, чья судьба связана с обучением и воспитанием детей может педагог-психолог, используя различные терапевтические методы:

  • арт-терапевтические методы;
  • телесно-ориентированные техники;
  • игровые техники, упражнения для тренинговой работы с педагогами.

2.1. Арт-терапевтический метод.

В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам терапии творчеством, в частности, к арт-терапии.

У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентноспособной:

1. арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна;

2. продукт творчества человека – это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику;

3. арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения клиента в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других;

4. арт-терапия является средством невербального общения.

Арт-терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, педагогического самовыражения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, её можно использовать для коррекции черт личности человека. Получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.

Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.  Главное - разрешить  самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Применение арт-терапевтических приемов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективность эмоционального отреагирования, придает ему даже в случае агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные. Такое преобразование осуществляется в тех случаях, когда продукт эмоционального отреагирования (коллаж, рисунок) ведет к следующему: вызывает катарсис за счет социальной выразительности формы;
  • облегчает процесс  коммуникации для  замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;
  • оказывает влияние  на осознание клиентом  своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повышает личностную ценность, может вести к самодостаточности.

Арт-терапия как нельзя лучше "вписывается" в работу с педагогическим персоналом. Представляется, что эффективны в работе с педагогами различные техники, позволяющие невербально выражать широкий спектр мыслей и чувств, связанных как с профессиональной деятельностью, так и с личной жизнью, семейными проблемами.

Очень важно использование техник, связанных с восприятием педагога самого себя, с его профессиональным и личностным самосознанием, эти техники могут быть инструментом глубокой рефлексии и обновления. Полезными в работе могут быть и техники направленной визуализации в сочетании с музыкой, изобразительной работы; техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с элементами драма-терапии, поэзии, другими формами творческого самовыражения. Известно, что одной из проблем педагогических      коллективов является проблема негармоничных межличностных отношений. Арт-терапевтические кратковременные и долгосрочные сессии могут помочь осознать необходимость гармонизации человеческих отношений. Такими консолидирующими, объединяющими техниками могут быть "Общий рисунок", "Коллективный коллаж", различные парные техники.

2.2. Телесно-ориентированный метод

Саморегуляция — управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. При использовании данных способов наступают эффекты успокоения (устранение эмоциональной напряженности), восстановления (ослабление проявлений утомления), эффект активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Существуют специальные методы, помогающие правильному реагированию на психотравмы, трудности неудачи, а также на различные ощущения, идущие из внутренних органов. Это аутотренинги, медитативные и релаксационные техники.

Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на  овладении навыками расслабления мышц, управлением дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Аутогенная тренировка базируется на направленной регуляции различных процессов и реакций организма, осуществляемой человеком при помощи собственной психической активности. С помощью этого метода вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях. Он позволяет нормализовать функциональное состояние, корректируя соотношении процессов торможения и возбуждения.

Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога (в кабинете психологической разгрузки), так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального  напряжения педагога и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая  яркий свет, шумы, дефицит времени. Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку. Возможно приобретение сеансов, записанных на аудиокассеты.

2.3. Деловые игры, упражнения, психотехники

для проведения тренинговой работы с педагогами.

Психотехнические игры для педагогов направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателей, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, психотехнические упражнения направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение психотехнических игровых упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и достижения успеха в профессиональной деятельности.

Вывод

Мы предложили вашему вниманию некоторые методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать в повседневной жизни. Это позволить повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

Литература:

  1. Глухова Т.Г. Арт-терапия. Методические рекомендации. Самара, СИПКРО, 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии-СПб: Издательство «Речь», «ТЦСФера», 2001 г.
  3. Клюева Н.В., Кряжева Н.Л. Снимаем психоэмоциональное напряжение.// Управление ДОУ. 2003. № 5. С. 19-24.
  4. Кулганов В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов // Ж. Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
  5.  КулгановВ. А., Юнацксвич П. И. Как не стать пациентом психотерапевта: Учебное пособие для потенциальных клиентов врача. СПб.: Союз, 2002.
  6.  Лазуткина В.В. В помощь воспитателю // Воспитатель ДОУ. № 4. 2007.
  7. Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или Как загораются искорки творческого поиска. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2008.
  8. Рогалева Н.А. Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 7. С.17-31.
  9.  Романова В.А. Тест удовлетворенность работой. Опросник «Психическое выгорание».  // Управление ДОУ. 2003. № 4.
  10.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
  11. Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы. Средства. Учебно-методическое пособие. – Самара, ГОУ СИПКРО, 2007.
  12.  Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2008.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение    Детский Сад №52 «Самолётик»

          Конспект занятия для детей по математике

                    в подготовительной группе

«Путешествие в страну Математики».

Воспитатель:

Яцишин Мария Николаевна

                           

Программное содержание:

          Обучающие задачи:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи. Учить выделять в задаче, условие, вопрос, ответ.
  • Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур.
  • Совершенствовать умение делить круг на 2 и 4 части, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение различать понятия: выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, старше- младше.
  • Закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам.
  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задания на слух, выкладывать из палочек узоры; видеть и называть фигуры.

 

     Развивающие задачи:

  • Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование:

Магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал: «телеграмма», картинки с изображениями сказочных героев, иллюстрации к задачам.

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, карандаши, тетрадки, буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы, счетные палочки, круги, ножницы.

                                                   

                                                   Ход занятия.

 Организационный момент

 Воспитатель: для начала встанем в круг, столько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Вы готовы поиграть? Можно встречу начинать!

Воспитатель: сегодня утром нам доставили телеграмму от царицы Математики из страны «Сказочных героев»: «Дорогие дети, я приглашаю вас, в увлекательное путешествие. В пути вас ждут приключения, интересные задания и много сюрпризов. Вы должны будете показать свои знания, умения сообразительность и смекалку. Желаю удачи. Царица Математика!».

Воспитатель: посмотрим, готовы ли вы к путешествию:

Если дерево выше куста, то куст….?

Дети: ниже дерева.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если веревка толще нитки, то нитка….?

Дети: тоньше веревки.

Воспитатель: Если сестра младше брата, то брат…?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Вы готовы к приключениям! А на чем же мы отправимся в путешествие? Откройте свои тетрадки, возьмите свои карандаши давайте попробуем написать математический диктант. Готовы?

Математический диктант:

   1-вверх  

   3-вправо

   4-вверх

   1-вправо

   4-вниз

   2- вправо

   1-вверх

   1-вправо

   3-вниз

   1-влево

   1-вверх

   2-влево

   4-вниз

   1-влево

   4-вверх

   3-влево

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Самолет! (изображение полет самолета)

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге, белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок- чок- чок-, чок-, чок-, чок-,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед, то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Воспитатель: Дети я вижу сказочного героя, Незнайку.

Незнайка приготовил для вас задание:

   Какой день недели сегодня?

   Какой день недели был вчера?

   Какой день недели будет завтра?

   Какой день недели между понедельником и средой?

   Назовите выходные дни?

   Назовите 5-й день недели (ответы детей).

                                           Игра с мячом.

Воспитатель:  ребята, я буду бросать вам мяч и называть месяц, тот, кто его поймает, должен называть месяц, который идет следующим (Март-апрель, Сентябрь-октябрь, январь- февраль, апрель- май).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним части суток.

Дети:

    Утро,

    День,

    Вечер,

    Ночь-

    Сутки прочь!

Воспитатель: Дети, Красная шапочка приготовила нам задание.

(на картинке изображена ракета из геометрических фигур).

Воспитатель: У вас на столе лежат конверты с деталями, вы должны достать и сделать ракету, как на доске. Работайте.

Воспитатель: Дети вот как вас встречают Малыш и Карлсон. У Малыша сегодня День рождение, помогите друзьям разделить торт. Воспитатель просит взять из конверта свой круг и разделить его на 2 равные части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½ Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на 4 равные части: сколько всего частей получилось? (4) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

До носочков потянулись, вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели. Глазки тихо закрываем,

Открываем, закрываем, открываем, и работать продолжаем.

Воспитатель: А вот и три поросенка. И у них тоже есть для вас задание.

Вокруг каждого поросенка разложено число (0,6,5,9,10,8)

Посмотрите у каждого поросенка есть цифра. (какая это цифра?).

1)Что обозначает цифра ноль? (здесь нет предметов).

2)Из каких чисел состоит число 6?

3)Какое число стоит перед числом9?

4)Какое число стоит после числа5?

5)Между какими числами находится число 8?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

На доске появляется баба Яга

Баба Яга: Ой туда ли я попала? Это в этой группе живут дети, которые могут решать сложные задачи?

Воспитатель: Да бабушка, это та группа. А что случилось?

Баба Яга: да тут у меня для вас посылка от царицы Математики (показывает посылку), только я вам ее не отдам, вы мне должны доказать какие вы умные.

Решите мои задачки, но сначала ответьте, из чего состоит задача? (условия вопроса, решения, и ответа).

1. В море плавало 6 корабликов, 3 кораблика уплыли. Сколько осталось в море корабликов?

2. В аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько рыбок стало?

3. В вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось в вазе?

4. В магазин привезли 4 куклы и 3 матрешки. Сколько игрушек привезли в магазин? (ответы детей)

Баба Яга: Молодцы ребята. Но у меня еще для вас есть задание.

Игровое задание со счетными палочками.

1. Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой две стороны длинные,  и две стороны короткие (прямоугольник).

Баба Яга: «Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием! Посылка принадлежит вам. Спасибо дети. (Уходит, оставляет посылку с сюрпризом детям)».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все очень внимательные! Ну, а теперь последнее задание, которое поможет вам открыть посылку. Пожалуй         оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть». (Прохождение пароля на выход из волшебной страны). На столе в хаотичном порядке лежат карточки с цифрами вверх. Дети по очереди, подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

Воспитатель: Все математические приключения позади. И царица Математики приготовила для вас медали и сладкий сюрприз.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы были настойчивыми,  внимательными, и сообразительными и за это получили награду. А теперь возвращайтесь в детский сад.

Раз и два,

Раз и два,

Возвращаться нам пора!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"

Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....