Работа с родителями детей с ОВЗ
статья на тему

Ленкова Алевтина Александровна

В этой статье "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Дома Ребенка" я делюсь своим опытом работы. При осознании что происходит с ребенком, почему - приходит понимание как действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_detey_s_ovz.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ленкова А.А., воспитатель ГКУЗ СПНДР № 13

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях Дома Ребенка (из опыта работы)

Впервые узнав о наличии у ребенка ОВЗ родители часто испытывают шок, стресс, может быть обиду, страх за свое будущее и будущее ребенка. Ребенок чувствует это на подсознательном уровне, нарушается связь в диаде «мама-дитя». Поэтому родителям необходима поддержка: информационная, эмоциональная; мы (персонал группы Дома Ребенка) стараемся сохранить и укрепить близкие эмоциональные отношения родителей с ребенком.

Целью работы с родителями является: не делать что-либо за родителей, не подменить их во взаимодействии с ребенком, но научить быть компетентными в этом, научить справляться и получать удовольствие от общения с ребенком – замечать динамику его развития, ценить усилия ребенка и праздновать победу. Умение видеть сильные стороны ребенка – дополнительный ресурс для взрослого.

Формы работы: беседы, индивидуальное консультирование по конкретной проблеме именно этого ребенка, совместная деятельность родитель – ребенок – воспитатель (специалист); непосредственный показ, как использовать укладки или кормить; помощь в составлении стратегии (программы) воспитания и развития ребенка по его возвращении домой; информация о том, где можно получить помощь и поддержку (например, о группах родителей детей с определенными особенностями) и другие.

Труд родителей всегда требует большой любви и терпения. Воспитание особого ребенка строится на тех же принципах, что и воспитание ребенка без особых потребностей: забота, любовь, уход, общение, обучение, развитие. Главные условия для жизни и полноценного развития ребенка – это безопасность и доверие к взрослому, постоянство эмоциональных отношений. В любой ситуации ребенку необходимо чувствовать любовь и уважение к себе (даже при проявлении негативных эмоций). При этом необходимые границы следует устанавливать сразу, последовательно и с любовью.

Взрослому стоит учиться искусству уважения к себе и к ребенку, его ритму. Очень важно давать время ребенку на «сделать самому», принимая эмоциональную реакцию при неудаче и поддерживая новые попытки. Если ребенок пробует несколько раз и у взрослого не хватает терпения и он делает сам за ребенка, то у ребенка теряется познавательный интерес и он не будет пытаться снова.

Эффективнее всего идет обучение в повседневной жизни. Пока ребенок еще очень маленький, нет необходимости специально выделять время для занятий. Ребенок доверяет, сотрудничает со взрослым в бытовых ситуациях, в играх. Основной моделью поведения для ребенка является близкий взрослый – мама и папа. Ребенку необходима эмоциональная доступность взрослого, как для выживания, так и для роста и развития. К малышам родителям надо прикасаться нежно, но уверенно – давая почувствовать любовь и безопасность. Располагать ребенка так, чтобы он мог полноценно участвовать в деятельности, например, переодевание, кормление, игры. Очень важно работать в пределах возможностей малыша, расширяя эти пределы понемногу. Тогда малыш всегда будет уверен в своих движениях, и они будут доставлять ему удовольствие. Например, дети с синдромом Дауна из-за слабой мускулатуры спины долго ползают, не встают. Для них это хорошо.

Не стоит «зацикливаться», терзать ребенка упражнениями, форсируя его развитие, из-за слабой ЦНС идет быстрое утомление, что ведет к усилению неспособностей. Для отработки ряда упражнений следует выбирать моменты, когда малыш весел и оживлен. "Урок" желательно делать коротким. Несколько коротких занятий лучше, чем одно длинное.

Ребенок счастлив от своей деятельности, а не от раннего овладения каким-либо умением. Зачастую родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны, и они ожидают того же от своего ребенка. Но важно помнить, что каждый ребенок развивается и учится в соответствии со своими возможностями, потребностями. Важно не что умеет делать ребенок, а как он это делает и как он этому научился. В этом проявляется умение взрослого наблюдать, уважать, поддерживать и вдохновлять ребенка на новые попытки учиться грамотно двигаться, управлять своим телом. Такие приспособления, как детские "ходунки", веселые "прыгунки" и "ползунки" не следует вводить в работу. Эти приспособления могут побудить ребенка к неправильному использованию мышц, что в конечном счете приведет к низкому "качеству" движений.

При взаимодействии с ребенком помогают установить доверительные отношения: контакт глаза в глаза, прикосновения, успокаивающие звуки, улыбка, способность взрослого реагировать на сигналы ребенка, организуя взаимодействие по очереди. Необходим диалог с ребенком – взрослый предупреждает о предстоящем действии словами и дает ребенку время осознать и отреагировать.

Родители заботятся также о физическом здоровье ребенка. Здесь следует учитывать важные факторы:

  • Режим сна, питания и бодрствования. Чтобы хорошо себя чувствовать ребенок должен выспаться. Если кормление проходит в одно и то же время – аппетит лучше.
  • Свежий воздух, прогулки, проветривания.
  • Чистота помещения. Температура в помещении 20⁰С.
  • Обучение ребенка правилам личной гигиены (мыть руки перед едой, после прогулки и т.д.).
  • Закаливание – по рекомендации врача.
  • Двигательная активность. Особенности ее обсудить со специалистом.
  • Одежда, обувь. Одежда должна соответствовать размеру ребенка и погодным условиям. Обувь следует подбирать индивидуально (не на «вырост», не «по наследству»).

Один из важных аспектов работы с родителями – это помочь им принять ребенка таким, какой он есть, и почувствовать свою компетентность в решении задач его воспитания. В этой работе участвуют и персонал группы и все специалисты Дома Ребенка как команда.

Литература:

  1. М. Питерси «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 7: Самообслуживание и социальные навыки. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  2. Н.М. Джонсон-Мартин, К.Г. Дженс, С.М. Аттермиер, Б.Дж. Хаккер / под ред. Н.Ю. Барановой «Каролина» – программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. СПб: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...